Найти тему
Православный ответ

Читая Добротолюбие: Наставления св. Антония, п.17

Человек, привыкший жить по греху, привыкший действовать по греховной страсти, когда начинает пытаться жить по-христиански, часто осаждается мыслью, что путь следования за Христом однообразен, скучен, лишен радости и все представляется в каком-то мрачном свете. На самом деле это бесовская уловка, чтобы задержать человека на пути совершения греха.

Наоборот, грех очень скучен, а истинная радость бывает только от добродетельной жизни.

Господь утешает Своих рабов особыми посещениями, научает видеть всю отвратительность греха и всю отвратительность своих устремлений назад, к греховной жизни. Через вразумления Божии человек начинает ненавидеть грех, но и вместе с тем видит все соблазны, видит их силу, страдает от выбора, если хотя бы немного расположен ко греху.

А Господь открывает ему зрение на истинного самого себя и после того, как человек начинает видеть себя в истинном свете, то понимает, что свой грех побеждает не он, человек, а Сам Господь. И тогда гордиться особо становится нечем, потому что весь тот гнев, блуд, уныние, зависть, обиды, властолюбие и прочие грехи побеждает уже не он, но Господь. Чем же тут гордиться?..

Таким образом Господь помогает человеку мотивировать себя на совершение добродетелей, или хотя бы на несовершение греха, на сопротивление ему, на очищение от греха. И если приобретается навык, то даже и тело становится христианину в этом помощником — но при условии надлежащей привычки (к пище, сну, труду). Привычки тела покоряться уму с христианскими желаниями, чтобы тело не становилось для нас врагом, как часто это бывает в греховной жизни: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Послание к Римлянам 7:19).