Прежде чем прочитать эту статью, прочитайте предисловие к ней https://dzen.ru/media/moro_z_o_v_mari/moi-dagestanskii-voiaj-tridcatiletnei-davnosti-predislovie-6383498738f96e79b786f70e
Покупавшись, погуляв по городу, сходив вечером в гости к родственникам, мы выехали утром следующего дня в Тлярату. Ехали на нескольких машинах, раздолбанных, ржавых шестерках. Других таксистов найти не смогли, потом я поняла почему. Ехать нужно было 200 км и дорога у нас заняла 9 часов!!! Такой дороги ни до, ни после я в своей жизни никогда не видела. Серпантин. По спирали и все время вверх, вверх и вверх… Эти измученные шестерки выли, как на последнем издыхании, двигатели все время перегревались, приходилось останавливаться. Почему-то мы не взяли с собой еды, а по дороге смогли купить только вареную кукурузу… с тех пор я ее ненавижу…
В Тлярату приехали часов в 6 вечера. Нас высадили на так называемой центральной улице и буквально за считанные минуты вокруг нас собралась толпа любопытствующих. Я сразу ощутила прелесть местного гостеприимства – меня окружили мальчишки лет 6-8 и, показывая пальцами твердили – «жииирнаяяяяя…» Не очень-то, скажу вам, было приятно, но потом я поняла – почему они так реагировали… но об этом позже. Пройдя буквально метров сто по какой-то узенькой улочке, мы наконец-то оказались дома. Ну, тут все было так, как всегда бывает, когда дети приезжают домой. Радость, слезы, объятия, поцелуи, куда посадить, чем накормить…
Мы познакомились с мамой Хайбулы – тетей Асият и младшей сестренкой – Патимат. Отца не было – он должен был вернуться с работы на следующий день. У меня было два заветных желания – сходить с дороги в туалет и помыться. О чем я тут же сообщила Патимат, когда она отвела в отведенную мне комнату.
Патимат охотно повела меня в туалет… А теперь я даже не знаю – получится ли у меня словами это описать… Представьте себе, вы спускаетесь с главного крыльца дома и сразу поворачиваете направо, за угол. И СРАЗУ за углом стоит ширмочка тряпочная – какой-то плед старый, или просто ткани кусок какой-то – не помню уже. Не кабинка, а просто ширмочка – высотой метра полтора и шириной метр. Причем, внизу до пола она не доходила, когда человек находился за ширмой, видно было его ноги. А когда стоял – видно голову и плечи. За ширмой стояло самое обычное железное ведро – вот и весь туалет. Когда я увидела эту конструкцию, я в шоке остолбенела – полный дом народу, причем кроме меня, Ларки, Хадижат, Патимат и тети Асият – одни мужики. Кроме братьев набежали куча соседей, каких-то родственников, как это обычно бывает, когда приезжают долгожданные гости. И все они тут же сновали, туда-сюда ходили, кто-то тут же на корточках во дворе сидел… Патимат мне говорит, не понимая, что меня не устраивает: «Иди… тут же все видят, что ты туда зашла… и ноги видно, и голову – никто к тебе туда не зайдет…» Я постояла, посмотрела…неее, не могу…. Говорю: «а нет другого туалета?» Она мне радостно так: «Есть! В прошлом году построили… Пошли!» Она зашла в дом и сняла с гвоздика ключ (после этой ширмочки, ключ от туалета меня еще больше насторожил) и мы вышли за ограду… Пошли по дороге и по пути Патимат мне рассказывает: «Ты не думай, это настоящий туалет, как у вас. Это в прошлом году парни его построили, т.к. жены русские появились, да и друзья русские к ним приезжают..» Я иду и радуюсь – ну, наконец-то…а то организм уже все больше и больше возмущается… И тут мы выходим на центральную улицу села, куда буквально час назад нас привезли раздолбанные шестерки.
А теперь представьте себе эту центральную улицу… Каменистая дорога (асфальт у них не требуется, т.к. и так все – сплошной камень), узкая – едва-едва двум машинам разъехаться. По правую сторону дома, но не так как у нас в деревнях – близко к дороге и впритык друг к другу, а на отдалении и от дороги и от соседних домов. В общем, просторненько так стоят… А по левую сторону от дороги – обрыв и там внизу течет горная речка. Гремит она так, что разговаривать можно только на повышенных тонах. Село – как никак районный центр и, уж поскольку улица центральная, – движение по ней довольно оживленное. Не успели мы выйти, на меня опять начали пялиться как на диковинную обезьянку, чуть ли не пальцем показывали – «русская!» И прямо тут, над обрывом сделан помост длиной метра 2 и шириной с метр. Знаете, как у нас мостки на речках делают, чтобы воду можно было ведром черпать…И тут такой мосток, только над обрывом… А в конце этого помоста стоит самый наш натуральный туалет – скворечник. Причем отверстие в полу сделано, получается, над грохочущей внизу рекой и все проходящие и прогуливающиеся жители поселка Тлярата могут наблюдать как в бездну падают и льются продукты жизнедеятельности находящегося в скворечнике индивида….. И этот скворечник закрыт на амбарный замок!!! Ключ, от которого и сняла с гвоздика Патимат. Пока я приходила в себя и пыталась принять решение – что же мне делать, я спросила ее – а зачем на замок-то? На что она мне удивленно сказала: «как это зачем??? Это же НАШ туалет!!!» Пока мы все это обсуждали, вокруг нас опять начала собираться любопытствующая толпа. Ну, это и в наших деревнях так бывает, когда приезжает новый, незнакомый человек. Наши тоже могут без грамма стеснительности остановиться и стоять пялиться, рассматривать человека. Я поворачиваюсь к Патимат и уже на уровне стона: «Я не могуууууу…» Она еще больше удивляется: «Да почему???» Единственное, что я смогла придумать – «я высоты боюсь»… И мы пошли обратно. Пока возвращались, мой мочевой пузырь сообщил мне, что он взорвется немедленно, если я не предприму каких-то срочных мер и я просто залезла в какие-то ближайшие кусты, благо, что уже стало темнеть…
Вернувшись домой, я вспомнила о втором своем желании – помыться. Всю дорогу я ехала в свитере ручной вязки и когда я его сняла, весь рисунок вязания был отпечатан на моей коже слоем пыли. Опять же спрашиваю Патимат: «У вас баня или душ есть?» Она говорит: «Нет»… «А где вы моетесь?»… «Мужчины моются в реке (блин, а она горная, она даже летом – ледяная), а женщины – в тазу»…Тут уже ко мне Ларка присоединилась, говорим ей «ладно, тащи свой таз!» Она радостная убежала греть воду… Вообще нужно сказать, что девчонка очень хотела нам угодить, она не отходила от нас ни на минуту и мне даже было стыдно, что я оказалась такой привередливой в смысле туалета.))) Пока грелась вода, Патимат приносит таз… Прочем, слово «приносит» тут не годится…она вкатывает его вертикально!!! Представьте себе цинковый таз диаметром метра два… Она его вкатила (он еле в дверной проем вошел), положила на пол и он занял все пространство комнаты… В высоту он был плоский, сантиметров 10 всего, а вот в диаметре…такой бассейн цинковый, только очень мелкий. Мы с Ларкой опять в шоке – как в нем мыться??? Но тут Патимат приносит самый обычный, нормальный таз и ведра с водой. И оказалось, в принципе, очень удобно – сидеть в этом огромном тазу и поливаться из таза обычного. Никакой опасности залить пол. Вымылись мы с Ларкой очень даже прилично, Патимат только успевала нам ведра с горячей водой таскать… Всю неделю, пока мы там жили, мы так и мылись. Единственное неудобство было в подготовительной работе перед помывкой и после нее… пока этот таз притащишь, пока воду нагреешь, пока вымоешься, пока опять все уберешь… Я все им говорила – не проще было бы просто баню построить один раз и все… На что парни хохотали и говорили: «Погоди, может и построим… Вот будете к нам почаще в гости приезжать, тогда обязательно построим!!!» Причем, двери в эту комнату во время мытья ни на какие крючки не закрывали, она считалась «женской» и ни один мужчина не имел права зайти в нее…Могли только подойти и из-за двери позвать….
Дом был огромный, я даже весь его и не смогла осмотреть, т.к. там была мужская половина, куда мне нельзя было заходить, женская и общая. Я потом поняла, что жили они по сравнению с другими семьями очень зажиточно, и вообще – очень уважаемая семья в поселке, это очень чувствовалось, хотя глава семьи – дядя Шахбан был обычный чабан. В доме, по крайней мере, в тех комнатах, куда я могла зайти, было уже тогда три телевизора, телефон…поразило меня количество ковров…Ковры везде – на полу, на каждой стене, на диванах вместо пледов. Чистота – просто поразительная!!! Я так и не увидела – была ли у них стиральная машинка, но белье, полотенца, скатерти- все не просто белоснежное, но еще и накрахмаленное… Еще запомнилось – мужчины без конца садились пить чай…И тетя Асият или Патимат так же без конца накрывали каждый раз стол…и КАЖДЫЙ РАЗ стелили СВЕЖУЮ скатерть!!! За день мужики могла раз 10 попить чаю…и каждый раз свежая скатерть…Я офигевала – это ж сколько одних только скатертей двум женщинам стирать????