Скоро минетъ два мѣсяца съ момента украинской диверсіи на Крымскомъ мосту. Ремонтъ идётъ полнымъ ходомъ: уже установлены на проектныя мѣста всѣ четыре новыхъ пролёта на той линіи автомобильнаго моста, которая была обрушена въ результатѣ взрыва. Однако возстановленіе конструкціи — только одна изъ сторонъ проблемы. Даже когда будутъ полностью замѣнены повреждённые участки (на второй линіи автомобильнаго моста и на желѣзнодорожной части), существующія серьёзныя проблемы съ логистикой могутъ сохраниться.
Сегодня по мосту запрещено движеніе фуръ и тяжёлой техники: они попадаютъ на полуостровъ либо посредствомъ паромной переправы, либо по сухопутному коридору черезъ Донбассъ и Запорожскую область. Это замѣтно усложняетъ доставку. На мостъ допускается легковой транспортъ и небольшіе грузовики. Въ теоріи даже двухъ работающихъ сегодня полосъ автомобильной части моста достаточно для движенія такихъ автомобилей почти безъ задержекъ. Но на дѣлѣ до сихъ поръ на обоихъ берегахъ пролива возникаютъ огромныя пробки — всё дѣло въ мѣрахъ безопасности.
Послѣ взрыва моста постоянно поступали сообщенія о томъ, что для проѣзда по мосту приходится выстаивать километровыя очереди въ теченіе многихъ часовъ. Власти обѣщали улучшить организацію досмотра транспорта, но на практикѣ до сихъ поръ ситуацію нельзя назвать сколько-нибудь удовлетворительной. Разскажу собственныя впечатлѣнія.
Строительство моста многократно усилило связь Керчи съ таманскимъ берегомъ: многіе керчане стали выбираться туда въ выходные дни для отдыха, покупокъ или просто въ гости къ друзьямъ. Кто-то устроился тамъ на работу, поступилъ въ учебное заведеніе или расширилъ географію своего бизнеса на противоположный берегъ. Аналогичнымъ образомъ жители кавказской стороны стали чаще бывать въ Тавридѣ. Всё это неудивительно, вѣдь даже Ѳеодосія гораздо дальше теперь отъ Керчи чѣмъ та же Тамань; Анапа ближе Симферополя; Краснодаръ ближе Севастополя.
Украинская диверсія въ значительной степени пріостановила поѣздки въ обѣ стороны: мало кому хочется провести много часовъ въ очереди, особенно если вернуться нужно въ тотъ же день. За прошедшее время ситуація нѣсколько улучшилась: напримѣръ, автобусы сейчасъ пропускаютъ внѣ очереди, такъ что работающимъ на другомъ берегу и ежедневно ѣздящимъ на работу автобусомъ стало проще. Военный транспортъ тоже, какъ правило, проѣзжаетъ внѣ очереди.
25 ноября мнѣ довелось провѣрить на дѣлѣ, какъ обстоятъ дѣла съ движеніемъ обычныхъ легковыхъ автомобилей. Диспетчерская служба не смогла сообщить свѣдѣнія о задержкахъ на мосту, а въ филіалѣ «Тамань», отвѣчающемъ за транспортный переходъ, сообщили, что ожиданіе составляетъ примѣрно 40 минутъ. На дѣлѣ же всё оказалось куда хуже.
Съ Керченской стороны водителей встрѣчаетъ многокилометровая очередь, которая движется очень медленно. Это позволяетъ пассажирамъ выходить изъ машинъ, прогуливаться по дорогѣ, коротая время ожиданія — ничто не можетъ заставить контролирующіе органы ускорить провѣрки… Никакихъ средствъ автоматизаціи досмотра, какъ и обученныхъ собакъ, замѣчено не было. Всё дѣлается безъ особой спѣшки въ ручномъ режимѣ.
Біотуалетовъ по дорогѣ нѣтъ — только на таманской сторонѣ у пункта ДПС стояла одинокая кабинка для всей колонны изъ сотенъ автомобилей. Въ нашемъ случаѣ время ожиданія въ очереди съ керченской стороны составило 1 часъ 50 минутъ, а съ таманской — почти 3 часа. Позже я узналъ, что это далеко не предѣлъ: людямъ приходится тратить на ожиданіе и 5 и 7 часовъ.
Если до взрыва на мосту досмотръ транспорта проводился лишь выборочно и поверхностно, то теперь угрозу видятъ во всёмъ: заставляютъ открывать салонъ, багажникъ и даже капотъ, провѣряющіе могутъ потребовать выгрузить поклажу, а пассажиры покидаютъ машины и проходятъ контроль отдѣльно. На керченской сторонѣ организовано 8 параллельныхъ пунктовъ пропуска, а на таманской дѣло обстоитъ хуже, и очередь, по ощущеніямъ, движется замѣтно медленнѣе.
Въ цѣломъ впечатлѣнія отъ пересѣченія Керченскаго пролива по мосту сейчасъ такія же, какъ отъ паромной переправы до появленія моста, когда часовое ожиданіе можно было считать удачей. Хотѣлось бы надѣяться, что ещё до полнаго завершенія ремонта процессъ провѣрки и пропуска на мосту будетъ оптимизированъ съ цѣлью ускоренія пассажиро- и грузопотока.
Ходаковскій Константинъ, замѣтка вначалѣ опубликована на АПН.