«Укртранснафта» запросила на следующий год увеличение тарифа на прокачку нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба» до 13,9 евро за тонну. Если посчитать вместе с двумя предыдущими увеличениями, получается неслабый годовой рост – 59%. Мотивируется это плачевным состоянием энергетической инфраструктуры из-за ракетных ударов российской армии.
Для убедительности на минувшей неделе, сразу после запроса, украинцы неоднократно прерывали транзит нефти, ссылаясь на веерные отключения. Может быть, как раз для того, чтоб убедить ЕС в обоснованности роста тарифа.
Но каким бы ни был рост тарифа за этот счет не восстановить всю энергосистему Украины. А вот за собранные после повышения с 1 апреля деньги под предлогом компенсации за разрушения из-за военных действий (дополнительно к тарифу около 20 млн евро), как отмечает «Дайджест ТЭК», «Укртранснафта» уже могла бы оснастить все свои НПС полноценными дизельными электрогенераторами». И стать энергонезависимыми от любых невзгод.
Еще проще решили поступить белорусы. «Гомельтранснефть» уведомила «Транснефть» о намерении в следующем году увеличить тариф на 39%. В письме говорится, что вызвано это двукратным снижением объемов прокачки из-за санкций. «Вот это по-дружески! С такими партнерами и врагов не надо», - откликнулся на эту инициативу канал «Нефть и капитал». При этом как-то забылось, что в республике последние два года активно строятся новые нефтепроводы.
Белорусская сторона почти каждый год предлагает повысить тариф кратно больше, чем получает в итоге, напомнил «Ведомостям» аналитик ФИНАМа Сергей Кауфман.
Но белорусы могли и не все потери на объемах транзита учесть. В «Укртранснафта», не озаботившись полноценным обеспечением электроэнергией насосов для прокачки, потеряли пропускную способность нефтетранспортной системы в 1,5-2 раза. А потери объемов означают и потери собираемых за транзит денег не только на Украине, но и в Белоруссии.