Найти тему
Читает Шафферт

Научные мультфильмы, которые рисовали дети из Академгородка

Убирала с полок те научно-популярные детские книги, из которых сын уже вырос, перелистывала их и вспоминала. Сколько же всего интересного мы с ним читали и обсуждали! Про муравьев, устройство космических кораблей, вирусы, тихоходок, трактора, историю Средних веков, египетские пирамиды и, конечно, динозавров, куда ж без них? Но зачастую не книжки становились поводом узнать что-то новое, а совсем наоборот: сына цепляла новая тема, он начинал разговаривать про это, задавать вопросы - и тогда в доме появлялись книжки. Когда он учился в младшей школе, одним из важных источников его познавательного интереса стала работа в Лаборатории научной анимации. Решила рассказать об этом чуть подробнее, поскольку импульс оттуда становился поводом для появления целых тематических разделов в нашей домашней детской библиотеке.

Мы живём в Академгородке. Район удален от города, построен практически в лесу, а научных институтов здесь едва ли не больше, чем жилых домов. Это довольно сильно влияет на нашу повседневную жизнь, досуг и, конечно, выбор детских занятий. В младшей школе дети, конечно, куда только не ходят, но наши помимо прочего дважды в неделю занимались в Лаборатории научной анимации. Там они командой, состоящей из младших школьников (творцы), подростков (помощники и наставники творцов) и взрослые (ученые-консультанты, художники и мультипликаторы) придумывали и снимали мультфильмы в технике перекладной анимации (на мультстанке со стеклянными ярусами), в основе сюжета которых лежала какая-нибудь научная теория.

Расскажу о паре проектов, в которых сын принимал очень активное участие.

Одним из первых был снят мультфильм, посвященный проблеме космического мусора.

Это была непростая работа. Сначала к детям пришёл ученый-физик, который рассказал о том, что такое космический мусор, откуда он берется, как он ведет себя в космосе. Затем ведущие вместе с научным консультантом провели мозговой штурм: собрали идеи о том, как избавляться от космического мусора. Потом дети придумали сюжет, в который будут помещены эти идеи. Затем долго-долго рисовали и делали покадровую съемку, монтаж, озвучку. Мультфильм в итоге получился трогательным, детским, а в головах у детей бурлили-варились новые знания и идеи, полученные за время работы над мультфильмом.

Затем руководители Лаборатории решили предложить детям биологическую тему. Так появился мультфильм об эволюции, научным консультантом которого выступила Ольга Посух. Она и рассказывала детям об эволюции, и рисовала с ними, потому что она ведь не только ученый-биолог, но и художник.

Ольгу Посух многие читатели знают по серии книг "Микросупергерои", которая выходит в издательстве "Самокат". Я кстати довольно хорошо помню, как мы обсуждали эту тему после одного из занятий, когда пришли забирать детей после "мультиков": Ольга собиралась принять участие в конкурсе издательства "Самокат" на лучшую иллюстрированную книгу и думала над идеей. Что случилось дальше, вы может быть знаете: она придумала книгу про тихоходок, книга заняла первое место в конкурсе "Книга внутри" и вскоре была издана. А за ней появилась целая серия.

Обложка первой книги серии "Микросупергерои", про тихоходок
Обложка первой книги серии "Микросупергерои", про тихоходок

Что мне очень нравилось в подходе ведущих Лабораторию научной анимации, это умелое вовлечение детей во все этапы работы. Это ведь не были идеи взрослых, реализованные детскими руками. Нет, практически все придумывали дети, а взрослые их организовывали, помогали знаниями, идеями, ресурсами, добрым словом.

Хорошо помню, как во время съемок мультфильма на тему топологии дети рисовали плоские и объемные фигуры, разрезали ленты Мёбиуса, почти на каждое занятие к ним приходил научный консультант из Института математики, очень добрый и улыбчивый человек, кажется, Константин.

Как и многие хорошие истории, эта однажды закончилась. Лаборатория научной анимации перестала существовать, дети и взрослые нашли себе другие интересные занятия. Однако сейчас, когда я вспоминаю этот опыт и смотрю на эти и другие придуманные ими мультфильмы, я хорошо понимаю, как так получилось, что мой сын и другие дети, вместе с которыми он шёл по этому пути, выросли в подростков с кучей интересов и желанием узнавать новое.

***

В конце добавлю, что сын всегда ходил только на те кружки и секции, на которые сам хотел ходить. Не в том смысле, конечно, что он их сам находил и выбирал, такое сейчас в дошкольном или в младшем школьном возрасте вряд ли возможно. Нет, я ему предлагала разные варианты, рассказывала о них, а он уже решал, хочет или нет их посещать.