Базовые понятия
Эти два варианта – крайние полюса построения выкройки. Для ручного вязания оба одинаково плохи. Трикотаж имеет собственные законы построения выкроек из-за значительной растяжимости полотна. Значительной, но не бесконечной.
Еще одно важнейшее свойство трикотажа: его можно располагать на теле в любом направлении, хоть поперек, в то время как у ткани есть четкое направление нитей основы и утка. Ткань необходимо раскраивать и носить строго в соответствии с направлением ткачества, а вязаный вручную трикотаж (здесь мы не будем рассматривать фабричный раскройный способ работы с трикотажем, это не наши тема) совершенно свободен для вашего творчества.
Этими двумя основными свойствами обуславливается значительное сокращение элементов кроя, и прежде всего отказ от вытачек. В ткани вытачка, это неизбежность, иначе тканью форму тела не повторить, а трикотажем запросто, но, как я уже оговорилась, растяжимость трикотажа не бесконечна, нужно чтобы было чего тянуть.
На полочке главным местом, забирающим объем полотна, у женщин является грудь, с этим все просто, а вот со спинкой все не так очевидно. И тут одного рецепта на всех нет, необходимо учитывать особенности индивидуальной фигуры: они бывают нормальные, сутулые и перегибистые.
Даже беглого взгляда на эти картинки достаточно, чтобы увидеть на сколько объёмы тела по груди и по спине, их округлость, отличаются у фигур с разной осанкой. И если грубо свести их в схему традиционного расположения ростка, то сразу станет понятна его функция в выкройке для ручного вязания.
И потому, когда в вязальных группах начинаются споры про нужность ростка, и когда какая нибудь особенно уверенная в себе особа заявляет «ересь это все этот ваш росток! Вот я связала без него и все отлично» и показывает свое фото во вполне нормальной кофте, все сразу притухают, а некоторые особо нервические особы так на всю жизнь и запоминают, как заклинание, тезис о ненужности ростка, и мучаются потом годами от натягивающих горловину свитеров. А ларчик открывался очень просто, у уверенной особы была перегибистая осанка, а у нервических слушательниц зачастую наблюдается сутулая. Так что еще два раза подумайте, прежде чем верить чему-либо в интернете 😊
Чисто математически посредством огромного количества тестовых измерений конструкторские бюро швейной промышленности пришли к выводу, что подавляющее большинство людей последние десятилетия имеют фигуры нормального, либо сутулого типа. Так что в построении среднестатистической выкройки все модельеры включают в нее некоторое углубление горловины на спинке. Таким образом у конструкторов швейных изделий ростком называется вырез для шеи на спинке. А вязальщицы скопировали этот термин не особо вникну в его смысл. То есть совершенно противоположный смысл!
В швейном конструировании сутулую фигуру компенсируют целым комплексом мер: смещают плечевой шов, добавляют выточки, удлиняют линию проймы по спинке. Ведь вещи из ткани ВСЕГДА делаются сшивными, отсюда и сам термин, швейная промышленность, то есть промышленность, которая шьет. Вязать одежду деталями по швейным выкройкам и потом их сшивать нет необходимости. Хотя такой способ существует, но проблема посадки по фигуре и вязания ростка для него как раз не характерна.
Несмотря на то, что мы выяснили, что швейный термин «росток» нам совсем не подходит, в своем дальнейшем разборе я все же его оставлю, к нему все привыкли, пусть будет. Итак, мы поняли, что для большинства фигур увеличивать длину спинки на некую величину ростка необходимо. Тем, у кого спина перегибистая, предлагаю выйти из чата 😊 вам в принципе и без него можно обойтись.
Сколько вешать в граммах?
Или точнее, как же все таки «правильно» вязать росток. Давайте разбираться.
Вязание ростка актуально при круговом или просто цельном вязании (то есть, когда распашная вещь вяжется на круговых спицах). И здесь не важно каким именно способом вы формируете верхнюю часть изделия, регланом, круглой кокеткой или более диковинным, как, например, реглан-погон, технология ростка от этого не меняется. И таких технологий всего придумано три штуки. Это классический, азиатский и самый новый анатомический. У каждого метода есть плюсы и минусы, желательно изучить их все и использовать творчески в зависимости от конкретного проекта.
1. Классический (серповидный) росток.
Самый очевидный способ, вокруг горловины вывязывают дополнительные ряды, обычно частичным вязанием.
Самое большое количество рядов концентрируется на затылочной части, а по переду оно плавно сходит на нет, в соответствии с выбранной глубиной горловины. И, соответственно, мы тут же упираемся в вопрос: а сколько вязать? И точного ответа в граммах не получаем, именно потому, что эта цифра напрямую зависит таки от углубления горловины по полочке. Представим две разных кофты, одну с глубоким вырезом, а другую под горлышко. Глубокое декольте автоматически предполагает и бОльшую окружность выбранного материала по плечам и на холке, то есть как раз на том месте, которое у нормальных и сутулых фигур требует удлинения. Но по модели получается, что его не нужно, порой даже и совсем. В этом случае спинку можно вязать или по прямой или даже с некоторым углублением.
А вот горловина четко по обхвату шеи обязательно требует надвязывание ростка.
И вот тут мы уже должны смотреть на нашу индивидуальную фигуру, какая осанка, учитывать рост, и из этих параметров решать сколько именно вязать. Одного рецепта на всех не существует! Не нужно лечить себя, ориентируясь на среднюю температуру по больнице.
Да, существуют формулы расчета ростка, я их вам приведу, мне не жалко, но оговорюсь сразу, я не любительница формул, они тоже шаблонные. Реальность всегда богаче любого шаблона и вашей личной фигуре может не подойти то, что вы там рассчитаете.
· 1/3 Сш + Пшг (Сш – полуобхват шеи, Пшг – прибавка к ширине горловины от 1,0 до 3,0 см, необходима для комфортного прилегания), откладывается вправо по горизонтали. Вниз от правой точки откладывается отрезок равный 1/3 от предыдущего + Пвгс ( прибавка к высоте горловины спинки от 0,2 до 0,6 см). От этой точки достраивается прямоугольник влево и из левого нижнего угла в правый верхний прокладывается лекальная линия (росток).
Длина ростка (именно длина линии), вычисляется также по формуле Вг-ВгII=длина ростка. Соответственно для размеров от 42 до 52 на рост 164 она составляет - 8,3; 8,5; 8,7; 8,9; 9,1; 9,3 см. Есть и другие формулы для вычисления длины ростка. (источник цитаты в конце статьи)
Я ориентируюсь на глаз, по опыту и обязательно в зависимости от конкретной модели! Много использую метод примерки. Перед чистовым вариантом изделия обязательно отвязываю его тестовый экземпляр, чтобы на практике выверить все цифры. Да, долго, да, муторно, но зато получается именно МОЯ вещь, а не среднестатистическая +- трамвайная остановка.
2. Азиатский росток
Этот метод вязания ростка хорош и плох одновременно тем, что он совершенно не привязан к модели. Дополнительная длина трикотажа (доп. ряды) надвязываются после линии проймы со стороны спинки.
Таким образом вы получаете увеличенный объём трикотажа в районе лопаток, то есть там, где он, по сути анатомии нормальной, а тем более перегибистой фигуры не нужен. А вот тем, у кого «горбик», Азиатский очень кстати. Причем его можно одновременно сочетать и с классическим, так как технологически они никак не связаны и друг другу не мешают.
Я могу смело рекомендовать Азиатский росток детям. Из-за того, что детское тело еще не сформировано со всеми «взрослыми» выпуклостями и изгибами, то чисто для обеспечения большей свободы движения рукам, ведь дети очень любят ими махать, увеличенное количество трикотажа по спинке не помешает.
Недостатки этого метода: легко можно получить наплыв на спине и складки под мышками сзади. Для нивелирования этого недостатка Азиатский росток пытаются усложнить и доработать. Так получаются его разновидности: со скруглением проймы и адоптированный для вязания реглана-погона. Я не буду подробно останавливаться на этих методах, кому интересно, внизу текста я дам ссылку на автора, у которого эта тема глубоко раскрыта. Я считаю, что в любом случае все эти выдумки, это неуклюжая попытка сымитировать следующий, наиболее профессиональный и точный, мой любимый метод вязания ростка.
3. Анатомический росток.
Правильнее называть этот метод уже не просто росток, а реальная посадка изделия по фигуре.
В данном методе объединяются предыдущие два, но общая ширина (высота) ростка разбивается на части по всей высоте спинки. Причем длины дополнительных рядов на разных участках изделия делаются разные. В широкой части спины они длиннее, а к горловине укорачиваются. Я рекомендую при этом бОльшую величину ростка оставляю на самую меньшую его часть у самой горловины, но это уже мой личный опыт, у вас может быть иное решение, отталкивайтесь от потребностей вашей фигуры.
При этом если основная конструкция изделия, это реглан, то линии прибавок/убавок петель (в зависимости от того, вяжете ли вы его снизу или сверху) пересекаются линиями доп.рядов ростка поперек. Тут необходимо учитывать то конкретное место, где доп.ряд будет делать поворот. Желательно прятать его или в линию реглана, или в элемент узора полотна, чтобы на нем не образовывалось неровностей или растянутых петель. Наверное, этот технический момент является самым главным недостатком данного метода.
Поскольку при вязании сверху линия реглана спинки вступает в работу раньше, то прибавок по ней будет больше. Соответственно, будет расширяться спинка и удлиняться линия реглана спинки. Более длинная линия реглана спинки – это залог правильного передне-заднего баланса. А то, что петель на спинке прибавляется в процессе немного больше, чем на полочке, необходимо включить в расчет, заранее определив для спинки соответственно меньшее количество петель. Конечно, это верно для стандартной фигуры и для изделия с одинаковой шириной спинки и полочки по модели. Некоторые фигуры (сутулые, с широкой спиной) и некоторое модели могут потребовать большего количества петель на спинке. А некоторые (с широкой грудью) могут наоборот нуждаться в еще меньшем количестве петель. Длина линии горловины спинки в стандартном расчете в итоге должна быть меньше длины линии горловины полочки, а ширина полочки и спинки между нижними углами пройм должна быть одинаковой. (истояник цитаты в конце статьи)
Анатомическая посадка гораздо сложнее первых двух, но и дает возможность совершенно идеальной подгонки под любую модель. В сочетании с другими инструментами конструирования, такими как анатомическое построение оката проймы рукава, компенсация нагрудных вытачек, он позволяет решать сложнейшие проблемы и реализовывать проекты со сложными рисунками и узорами. Примером может послужить моя модель свитера Лианы.
С помощью метода анатомического ростка мне удалось компенсировать низкую растяжимость полотна, связанного широкими косами. Лианы отлично сидят на фигуре и не стягивают в плечах даже при спортивной плечистой фигуре или большой груди. Высокая горловина не оттопыривается и не тянет назад. Носить свитер очень комфортно, баланс на теле (равновесие между передней стенкой вещи и задней) выверен идеально.
И тут мы подходим к последнему замечанию, которое я считаю необходимым сделать в связи с темой ростка. Росток не висит в воздухе, он вяжется тем же самым узором, что и вся вещь, а значит должен стать его неотъемлемой частью.
Интеграция ростка в круговое вязание.
Выбор метода вывязывания ростка можно выбирать в зависимости от узора. Если лицевая гладь в этом смысле вам ни чем не мешает, то вот лопапейса может продиктовать свои условия. Ведь круглая кокетка в большинстве случаев вяжется жаккардом или ажуром. Незаметнее всего будет выглядеть анатомический азиатский росток – в этом месте узоров уже обычно нет. А вот ажурное вязание очень благоволит анатомическому методу, потому что в хитросплетениях ажурных дырочек очень легко спрятать места поворотов дополнительных рядов ростка и они будут не заметны в полотне.
В любом случае, как бы вы не вязали, не забывайте о хорошем настроении и радости, которое должно приносить вязание! Порой нашим девизом стоит избрать – чем проще, тем лучше. Ведь мы вяжем не ради рекордов или соответствия правилам, мы вяжем для удовольствия!
Всем ровных петелек 😊
В моем обзоре я использовала информацию и рисунки из материала https://lisalara.livejournal.com/445023.html
-------------------------------------------------------
Познакомимся?
Посетите мой сайт
Телеграм https://t.me/angelika_koval_knitwear
Мой канал YouTube