Разработка пространственного кадастра выбросов сельскохозяйственной техники ведется в Хорватии, поскольку в ряде стран подобные списки уже существуют
Группа исследователей из Хорватии (Энергетический институт имени Хрвое Пожар; Факультет машиностроения и корабельной архитектуры, Загребский университет) считает необходимым усилить контроль за выбросами вредных газов от сельхозтехники, о чем они пишут в статье, опубликованной в журнале Agriculture 2022 на портале MDPI.
«Все транспортные средства, использующие ископаемое топливо, имеют некоторые выбросы – парниковых газов, задерживающих дополнительное тепло в атмосфере Земли, и выбросы загрязняющих атмосферу веществ, вредных для здоровья. Борьба с теми и другими представляет собой одну из наиболее важных глобальных целей, - пишут авторы. - На мировом уровне Парижское соглашение обозначило намерение удержать рост глобальной средней температуры на уровне значительно ниже 2 °C, что означает снижение выбросов парниковых газов не менее чем на 40% к 2030 году по сравнению с 1990 годом.
Европейский союз (ЕС) через Европейскую комиссию еще больше увеличил свои амбиции по снижению общих выбросов двуокиси углерода (CO 2) к 2030 году, поставив цель сократить выбросы CO 2 на 55% по сравнению с 1990 годом.
В этом контексте разработка кадастра выбросов и их инвентаризация логически важна. Составление списка выбросов по источникам и количествам для каждого отслеживаемого загрязнителя позволяет определить первичные источники выбросов.
Однако, по некоторым областям кадастров выбросов есть значительный недостаток данных, так как внедорожная мобильная техника, NRMM (в т.ч. сельхозмашины) считается меньшим загрязнителем, чем обычные дорожно-транспортные средства и пределы выбросов к ней, как правило, намного либеральнее, чем ограничения выбросов для автотранспортных средств во всем мире, включая ЕС.
Следовательно, меньше исследований, касающихся сельхозтехники, и мало данных, собираемых государственными органами.
Инвентаризация выбросов в значительной степени поможет сформулировать долгосрочную политику по сокращению выбросов от сельскохозяйственных машин и значительно повлияет на их оптимизацию и обновление парка.
Например, в Китае в районе Пекина выбросы оксида углерода, углеводородов, оксидов азота, твердых частиц и общие выбросы от сельскохозяйственной техники снизились на 63,11%, 62,93%, 72,07%, 74,67% и 68,66% соответственно с 2006 по 2016 год благодаря правилам, продвигающим технологии сокращения выбросов. В районе дельты реки Янцзы общее качество воздуха ухудшается во время сезона активной работы сельхозтехники с аналогичными результатами на национальном уровне.
Помимо отсутствия общих данных о машинах, разработка кадастра выбросов сельскохозяйственной техники также затруднена из-за отсутствия исследований выбросов сельскохозяйственной техники во время полевых работ, что в основном связано с наличием множества различных типов техники и полевых условий.
Сбор данных о деятельности из реальных условий эксплуатации, таких как профили нагрузки двигателя, время простоя, различия между другими операторами техники и т. д., помогает определить фактические выбросы сельскохозяйственной техники вместо использования моделей, основанных на лабораторных исследованиях. Без этих данных результаты кадастров выбросов имеют высокую степень неопределенности.
Основываясь на факторах нагрузки двигателя в течение типичного рабочего дня, результаты измерений могут отличаться в 20 раз. Выбросы также различаются в зависимости от типа земель, на которых используется техника. Например, машины, работающие на виноградниках, могут выбрасывать на 80% больше загрязнителей по сравнению с пахотными землями на той же площади.
Руководство EMEP/EEA по инвентаризации выбросов загрязнителей воздуха включает три метода определения выбросов сельскохозяйственной техники в зависимости от имеющихся данных.
В методе уровня 1 используются только первичные данные NRMM, т. е. коэффициенты расхода топлива и выбросов.
Метод уровня 2 требует больше данных, поскольку он также использует данные о потреблении топлива в зависимости от типа оборудования и уровня технологии.
Наиболее точным методом является метод уровня 3, который используется, когда нет доступных данных о потреблении топлива, но есть другие данные, например, количество часов использования в год, объем двигателя и возраст оборудования.
Однако, поскольку имеющиеся данные о сельскохозяйственной технике существенно ограничены, в большинстве стран нет кадастров выбросов сельскохозяйственной техники на национальном уровне.
Существующие кадастры выбросов составляются главным образом путем сбора информации о продажах транспортных средств или экстраполяции данных об импорте машин.
- в Швейцарии данные об общем объеме продаж топлива для сельского хозяйства доступны только до 2004 года.
- Выбросы NRMM в Германии сообщаются Федеральным агентством по охране окружающей среды Германии с использованием данных о парке транспортных средств и носят общий, гипотетический характер.
- Аналогичная система сбора общих данных существует в Дании, где Ассоциация датских дилеров сельскохозяйственной техники предоставляет годовые данные о продажах, но нет доступных данных о деятельности, и в Нидерландах.
- Швеция использует метод уровня 3, собирая данные о деятельности и возрасте оборудования [для национальных кадастров выбросов.
- Финская модель предлагает общедоступные данные о выбросах NRMM, разделенных на подкатегории по источнику выбросов, типу топлива, конечному использованию NRMM и году, даже обеспечивая будущие оценки до 2040 года.
Что касается Хорватии, то в настоящее время нет официальных данных о выбросах сельскохозяйственной техники, поскольку не ведется целенаправленная статистика.
Чтобы установить основу для будущих исследований и разработки сценариев выбросов, в этом исследовании данные были собраны в сотрудничестве с Хорватским бюро статистики (CBS) в рамках крупного проекта по энергопотреблению в сельскохозяйственном секторе Хорватии. Хотя можно было собрать только ограниченные типы данных (например, возраст машин и количество часов работы), этот исследовательский проект предоставил инфраструктуру, необходимую для сбора данных о максимальном количестве машин.
Каждому сельскохозяйственному предприятию было направлено приглашение пройти опрос через веб-приложение или полевой опрос для сбора максимально возможного объема данных.
CBS предоставила административные данные по всем сельскохозяйственным предприятиям, и данные были собраны с декабря 2017 года по апрель 2018 года.
Респондентам было предложено заполнить данные о типе техники, количестве машин для каждого класса, типе топлива (дизель или бензин), расходе топлива на каждую единицу техники в литрах, тип земли, площадь сельскохозяйственных угодий в гектарах и тип бизнеса.
При обработке и классификации данных использовались данные о типе бизнеса. Участники были разделены на три группы по типу бизнеса: семейные фермы, экопроизводители и предприятия. Всего в опросе приняли участие 8895 респондентов.
Классификация сельскохозяйственной техники для обследования была сделана на основе предыдущего исследования CBS по количеству сельскохозяйственной техники от 2003 года, куда вошла самая часто используемая сельскохозяйственная техника.
Поскольку сельскохозяйственные тракторы являются наиболее используемой сельскохозяйственной техникой, их делили на одноосные и двухосные. Двухосные тракторы разделили на несколько категорий в зависимости от мощности двигателя.
Наибольшее количество сельхозтехники отмечено в Осечко-Бараньском уезде - 60 758 машин. В Загребачском уезде наблюдалось почти такое же количество машин - 57 358 машин, но значительно меньший расход топлива - 7189 тонн по сравнению с 27 417 тоннами топлива в Осечко-Бараньском уезде. Это указывает на то, что большинство сельскохозяйственных машин в Загребском уезде имеют более низкий расход топлива на машину, что возможно связано с меньшим количеством отработанных часов.
Исследование показало, что двухосные тракторы с мощностью двигателя 61–100 кВт потребляют больше всего энергии и являются причиной большей части выбросов.
Самые высокие общие выбросы были в губерниях региона Славония, а в губерниях региона Далмация зафиксированы самые высокие выбросы на гектар пахотных земель.
Полученные таким образом результаты позволяют разработать политику, нацеленную на конкретные пространственные области и типы машин. Кроме того, этот подход может обеспечить точное пространственное и временное отслеживание выбросов. В связи с этим предлагается создать в Хорватии уполномоченное учреждение, которое могло бы проводить ежегодные обследования и обновлять данные о выбросах сельскохозяйственной техники, обеспечило бы непрерывность данных о выбросах».
По статье группы авторов (Шимун Лончаревич, Петар Илинчич, Зоран Лулич, Дарко Козарац), опубликованной на портале www.mdpi.com.
Автор изображения: Дмитрий Лукьянов.
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | VK.Новости.