Найти тему
julia_kids_psy

Что можно… что нельзя… Как говорить о правилах, чтобы дети их соблюдали?

Оглавление

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Правила поведения делают жизнь детей понятной, они чувствуют себя защищенными, в условиях порядка и определенных правил.

Почему тогда дети нарушают правила?

На самом деле дети часто восстают не против самих правил, а против способов их внедрения!

Как и когда вводить правила?

Появление правила может быть в связи с каким-то событием, например, поступлением в школу, сад и т.д.: «Теперь, когда ты пошел в школу/садик, у нас будет такое правило»...

А может, предназначено для разрешения часто возникающего 
конфликта: «Мы с тобой в последнее время часто ссоримся из-за …, и меня это очень расстраивает. Чтобы прекратить эти ссоры, у нас теперь будет такое правило».

Каким должно быть правило?

  • Тотальным (касаться всех), относиться к любому человеку:
❌️"Я не разрешаю тебе играть с ножницами"
✅️"С ножницами не играют"

(*Отдельные правила могут касаться только детей)

  • В безличной форме:
❌️"Сейчас же положи конфету назад"
✅️"Конфеты едят после обеда"

  • Эмоционально нейтральным, не сопровождается комментариями относительно ребенка:
❌️"Пока не научишься рисовать аккуратно, будешь рисовать только в фартуке"
✅️"Рисовать красками можно только в фартуке"

  • Тон дружественно-разъяснительный, спокойный (коротко объяснить), а не повелительным тоном:
❌️"Потому что, я так сказал… Нельзя и все…"
✅️"Это опасно… Уже поздно…"

! Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

  • Четкое и однозначное, не допускать неоднозначных формулировок:
«убраться в комнате» - не понятно что конкретно сделать…
«постарайся» - нет понимания, какие конкретно действия предпринять…
«хорошо себя вести» - это как, что конкретно нужно делать…

  • Задавать модель желательного поведения, т.е. не просто, что-то запрещало, а направляло:
❌️"Здесь нельзя кричать"
✅️"Здесь разговаривают тихим голосом"

Что важно знать о правилах!

🔹️Правило нужно проговаривать, а не подразумевать по умолчанию.

🔹️Правило звучит как правило, а не договор: «У нас такой порядок… В нашей семье принято… У нас принято…»

🔹️Правило объясняем один раз, в дальнейшем просто напоминаем правило: «У нас такое правило».

🔹️Правил не должно быть лишком много, лучше когда их не много и они работают. Имеет смысл ввести одно правило и постепенно добиваться того, чтобы оно начало работать ( не нужно немедленно вводить правила по всем фронтам).

🔹️Правило должно учитывать возраст ребенка, чтобы правило было посильно и выполнимо! (например, в 4 года ребенок не может сидеть 40 мин).

🔹️Правила не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например: «чрезмерная» активность детей, которые много бегают, прыгают, шумно играют, лазают по деревьям, бросают камни, рисуют на чем попало, все хватают, открывают, разбирают, и многое другое проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать, подобные действия, все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло (например: исследовать лужи только в резиновых сапогах, разбирать часы только старые, играть в мяч на спортивное площадке…)

🔹️Правила должны быть согласованные между взрослыми. Быть едиными. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, обсуждаем разногласие без ребенка, пытаемся прийти к общему мнению.

4 цветовые зоны поведения ребенка.

Правила должны быть гибкими. В книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», идея распределить правила поведения ребенка на 4 цветовые зоны:

🟢Зеленая зона Все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию (в какие игрушки играть, с кем дружить…)

🟡Желтая зона Ребенку предоставляется относительная свобода, разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границах. Так, ребенок приучается в внутренней дисциплине.

🟠Оранжевая зона Действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Исключения только подтверждают правила, не стоит бояться подобных исключений, если они действительны редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти на встречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

🔴Красная зона Действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить, кусать, щипать, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких…Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральных нормам и социальным запретам.

Если ребенок не согласен с правилом?

Не уговариваем, не переубеждаем, а обсуждаем что он может выбрать и что решить сам в контексте этого правила, например: «ты можешь сам решить с чего начать уборку…».

Если ребенок снова спрашивает «Почему», и он понял причину, но ему трудно побороть свое желание, поможет активное слушание…

Проверка правил на прочность!

Дети могут проверять правила, испытывают требования «на прочность» и принимают только то, что не поддаются расшатыванию. Иначе, приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Необходимо спокойно и терпеливо настаивать на соблюдении правила.

Налаживание дисциплины в семье не приведут к успеху в 1-ый день. Путь предстоит долгий и трудный, потребует много терпения! Удачи!