Найти в Дзене
Лавка Древностей

"Колдунья-герцогиня" Агнес

"Ведьма! Ведьма! Будут топить ведьму!" - неслись по улицам Штраубинга к реке сорванцы. За ними, щебеча и кокетничая с кавалерами, спешили девицы, степенно вышагивали пожилые горожане, ползли калеки и нищие. Повод был выдающийся: непогожим октябрьским днем 1435 года готовилась казнь ведьмы. И не какой-то травницы, а жены герцога Альбрехта! В ее виновности сомнений не было. Ну как же без приворота смогла дочь банщика Агнес не просто вступить в греховную связь, но и женить на себе такого знатного господина?

Альбрехт Виттельсбах заприметил златоволосую красавицу в ее родном Аугсбурге, куда в 1428 году приехал на рыцарский турнир. 27-летний герцог был неженат - его нареченная, вюртембергская принцесса Элизабет, сбежала с графом Верденбергом и тайно обвенчалась с ним. Альбрехт не горевал - с невестой он лично знаком не был, а свободная и беззаботная холостая жизнь была ему по душе.

Прекрасная Агнес моментально покорила герцога, и в свой городок Штраубинг он уехал уже с ней. Первые три-четыре года влюбленные не привлекали ничьего внимания. Но вот умерла мать Альбрехта, знатная Элизабета Висконти, из рода миланских патрициев, и Агнес осмелела. "Высокомерная бестия" - цедили чиновники, когда она вмешивалась в хозяйственные дела города и даже отменяла приказы из самого Мюнхена, где правил отец Альбрехта, герцог Эрнст.

Поначалу его светлость, старый герцог, отмахивался от назойливых слухов о самоуправстве простолюдинки во владениях сына. Но Альбрехта решила навестить его сестра Беатрикс, которая рассказала отцу, что Агнес ведет себя как хозяйка замка, а молодой герцог беспрекословно ее слушается...

Разгневанный отец вызвал сына на мужской разговор. Он приказал выгнать взашей наглую девку, но в ответ услышал, что она - уже герцогиня...

Герцог Эрнст и его родной брат Вильгельм правили Баварско-Мюнхенским герцогством совместно. И у каждого было всего по одному сыну-наследнику. Если Альбрехт, сын Эрнста, был взрослым мужчиной в расцвете сил, то сын Вильгельма был хилым годовалым мальчиком, который мог в любой момент отдать богу душу. В силу возраста и немощи иметь еще детей братья надежды не имели.

Судьба династии находилась в руках так неудачно женатого Альбрехта. Брак с простолюдинкой Агнес не мог помочь ему оградить герцогство от территориальных притязаний соседей, к тому же супружество было бездетным. Следовало бы развести супругов, но расставаться Альбрехт и Агнес желания не имели.

И герцог Эрнст принял страшное решение. Он подгадал, когда сын уедет на охоту, и нагрянул в Штраубинг вместе со своими вассалами и воинами.

Суд был короток: обвинение в колдовстве должно было отправить Агнес на костер, но из милосердия старый герцог приказал подвергнуть ее "испытанием водой". Левую руку осужденной привязали к правой ноге, а правую руку к левой ноге, а затем с моста бросили в воду. Считалось, что если женщина утонет - значит невинна, а если выплывет - ведьма.

Агнес удалось выпутать из веревок ногу и всплыть. Она напрасно звала на помощь - палач под улюлюканье толпы длинной палкой бил ее по голове до тех пор, пока она не скрылась в воде.

Альбрехт, вернувшись с охоты, страшно разгневался на отца. Он даже начал собирать войско, чтобы наказать старого герцога за содеянное. Но Эрнст хорошо разбирался в характере сына - уже через год Альбрехт остыл, помирился с отцом и пошел под венец с дочерью брауншвайгского герцога.

Родовитая жена оказалась властной особой - она полностью управляла как слабохарактерным мужем, так и его владениями. А сам Альбрехт по-прежнему увлекался охотой, турнирами и пирами. Он благополучно дожил до старости, обзаведясь многочисленным плодовитым потомством.

Герцог Эрнст во искупление своей вины построил небольшую церковь в честь Агнес. Но самого захоронения там не было: ее тело так и не нашли.