Найти тему

Сикстинская Мадонна. А чего добился ты?

Добрый день, с вами Настя и это рубрика "Картавое искусствоведение" где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Сегодня у нас на очереди последний Титан Возрождения – Рафаэль Санти. На своём веку Рафаэль создал огромное количество фресок и картин, но финальной ступенью его творческого пути является работа, о которой поговорим сегодня. Вашему вниманию – Сикстинская Мадонна.

"Сикстинская Мадонна" 1512—1513 гг. Холст, масло. 265 × 196 см, Галерея старых мастеров, Дрезден
"Сикстинская Мадонна" 1512—1513 гг. Холст, масло. 265 × 196 см, Галерея старых мастеров, Дрезден

Начнём наш рассказ с детства художника: родился Рафаэль в Убрино в 1483 году. Его мать – Марджи Чарла – скончалась, когда художнику было девять лет. Два года спустя скончался его отец. Отца Рафаэля звали Джованни Санти, он был художником при дворе Гвидобальдо да Монтефельтро, и до своей кончины успел обучить сына основам рисования. Возможно, ранняя кончина матери повлияла на Рафаэля так же, как и на Леонардо, о котором мы говорили в предыдущем ролике. И возможно поэтому образ Мадонны так запал в душу Рафаэля, что нарисовал он её более двадцати раз. Именно мадонна была изображена на самой первой работе мастера, это была фреска «Мадонна Санти», которую он начал в пятнадцатилетнем возрасте. Так же к ранним работам Рафаэля относятся «Три грации», которых мы уже видели в ролике про Ботичелли.

"Мадонна из дома Санти", 1498 г., Фреска, 97 x 67 см
"Мадонна из дома Санти", 1498 г., Фреска, 97 x 67 см

Но, то лицо, что Рафаэль изображал на портретах Мадонн, это не было конкретно лицом его матери. Этот идеализированный образ он позаимствовал у своего учителя Пьетро Перуджино. Так же Пьетро Перуджино научил Рафаэля писать масляными красками, как фламандские живописцы. В Италии же, до Пьеруджино, все писали темперой. В итоге, в возрасте двадцати одного года, ученик превзошёл учителя в работе «Обручение Девы Марии Иосифу», и этой работой Рафаэль завершил свой умбрийский период, переехав во Флоренцию.

"Портрет Пьетро Перуджино" ок. 1504, Доска, масло, 51 x 37 см, Уффици, Флоренция
"Портрет Пьетро Перуджино" ок. 1504, Доска, масло, 51 x 37 см, Уффици, Флоренция

Именно в этом солнечном городе Рафаэль завёл много полезных знакомств. Он познакомился с Микеланджело, Леонардо научил его своей знаменитой технике сфумато, а Донато Браманте стал покровителем юного художника. Последнее знакомство позволило Рафаэлю стать официальным художником папского двора. Вообще, роспись комнат в Ватиканском дворце, довольно объёмный и высокооплачиваемый заказ, должны были достаться ранее упомянутому Перуджино, бывшему учителю Рафаэлю, но и тут ученик его обошёл.

Автопортрет. 1504–1506 итал. Autoritratto, Доска, темпера. 47,5 × 33 см
Автопортрет. 1504–1506 итал. Autoritratto, Доска, темпера. 47,5 × 33 см

Именно в свой римский период, в возрасте 30 лет, Рафаэль написал Сикстинскую Мадонну. Наконец, рассмотрим её поближе.

Написана она маслом, на холсте, что довольно не обычно для Рафаэля, потому что при выборе того, на чём писать картины, он был человеком старорежимным и предпочитал холсту доску. Картина довольно крупного размера, 265 на 196 сантиметров. Конечно, не сравнится с фреской «Афинская школа», которая разером 5 на 7 метров, но тоже довольно монументально.

Сикстинская Мадонна. Фрагмент.
Сикстинская Мадонна. Фрагмент.

На картине очень интересная игра с композицией. Во первых, ощущение камерности, я бы даже сказала ламповости, добавляют портьеры, обрамляющие полотно. Слева изображён Святой Сикст, он является покровителем римского папы Сикста IV, для похорон которого и заказывалась картина. А ещё из-за фигуры Святого Сикста эта картина всегда заинтересовывала маленьких конспирологов ( таких как я) – и по какой причине: когда живёшь в маленьком уральском городке, у тебя нет возможности посетить Дрезден и в живую, в хорошем качестве, так сказать в fullHD посмотреть на картину, и на маленьких, плохо распечатанных репродукциях ты отчётливо видишь шесть пальцев на руке святого. И думаешь «ну логично же Сикст – six - значит шесть». И вот в одном выпуске программы «Что? Где? Когда?» так думали. И в одном из выпусков журнала «Вокруг света», но ничего подобного. Вот, смотрите, пять пальцев, а вот то, что кажется шестым пальцем – это часть ладони. Смело можем сказать, что миф разрушен.

Сикстинская Мадонна. Фрагмент.
Сикстинская Мадонна. Фрагмент.

Справа расположена святая Варвара Илиопольская. Она защищает от внезапной и мучительной смерти. А так же является покровительницей всех ракетчиков, садоводов и горняков. А ещё в честь неё назван город Санта-Барбара и одноимённый сериал. А всем любителям хорроров крайне рекомендую почитать житие этой святой. Кровожадненько. Изображение Варвары более воздушное, и противопоставляется более приземистой фигуре Сикста и потому расположена выше.

Сикстинская Мадонна. Фрагмент.
Сикстинская Мадонна. Фрагмент.

По центру представлена Дева Мария с Младенцем Иисусом на руках. Не смотря на то, что картина статична, мы видим движение, словно она спускается к зрителю. Так же, если мы сравним Сикстинскую Мадонну с предыдущими мадоннами рафаэля, мы заметим, что здесь она смотрит на зрителя, в остальных же работах её взгляд ограничен пределами картины, например она смотрит на младенца либо куда то вглубь собственного сознания.

Сикстинская Мадонна. Фрагмент.
Сикстинская Мадонна. Фрагмент.

Так же, обратите внимание, здесь уже лицо Мадонны новое, не «украденное» у Перуджино и есть предположение, что для этой работы Рафаэль взял образ своей музы и натурщицы Форнарины. Ой, сколько сплетен посвящено этой даме. Есть мнение, что она вела крайне распутный образ жизни не только с самим Рафаэлем, но ещё его учениками и заказчиками. Якобы, после его смерти ещё стала одной и самой знаменитых римских куртизанок. А сам Рафаэль умер мало того что от сифилиса, так ещё и прямиком в её постели. На самом же деле он умер от некоего респираторного заболевания, и, может быть, и пережил бы болезнь, но врачи добили гения кровопусканием. А Форнарина, в печали от смерти любимого, ушла в монастырь. Либо её насильно постригли, в этом мнения историков расходятся.

Рафаэль Санти. Донна Велата (Форнарина). 1516 г. Дерево, масло. 85 × 63,5 см
Рафаэль Санти. Донна Велата (Форнарина). 1516 г. Дерево, масло. 85 × 63,5 см

А теперь обсудим дальнейшую судьбу картины. Она была популярна у русских творцов, например, Достоевский хранил у себя репродукцию, перевозя с одной квартиры в другую, и упомянул её в нескольких своих произведениях, таких как бесы и преступление и наказание. Ей восхищались такие художники как Брюлов и Репин. А вот Лев Николаевич Толстой её не понял, как он выразился, картина «не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется»

И, на самом деле, его легко понять. Уже к 19 веку картина умудрилась стать китчем. Особенно эти два задумчивых ангелочка внизу, так называемые «путти». Носки, футболки, альбомы, зонтики – выбирай что хочешь. И уже от реакции ах мы переходим к реакции m-eh. Но, картина всё равно прекрасна, не смотря на то, что со временем краски потускнели, в музее он стоит за стеклом, а так же на пятисотлетие картины в 2012 году ей сделали новую раму. Не знаю, как вам такая помпезная рамка, а у меня вот зубы скрипят при виде этой самодеятельности.

Сикстинская Мадонна в новой раме.
Сикстинская Мадонна в новой раме.

В общем, творческий путь Рафаэля был продуктивным и насыщенным. Когда задумываешься над тем, сколько он успел создать за 37 лет жизни – ненароком ловишь грустинку, начиная задумываться, а чего же ты добился в свои годы. Вот и не грустите, а добивайтесь! С вами было картавое искусствоведение. Всего доброго. До новых встреч.