Как «размочить» слишком сухой текст

2,2K прочитали

«В тексте слишком много воды». Думаю, многие слышали подобный упрёк в адрес авторов, а, может, и сами выносили такой вердикт. Однако услышать о своём тексте, что он слишком сухой, не менее неприятно.

«В тексте слишком много воды». Думаю, многие слышали подобный упрёк в адрес авторов, а, может, и сами выносили такой вердикт. Однако услышать о своём тексте, что он слишком сухой, не менее неприятно.

О «воде» много написано, в том числе и как от неё избавиться: убрать вводные слова, сократить количество прилагательных и наречий, сделать короче предложения и т. д. Но что делать с чересчур сухим текстом, не всегда понятно. Добавить прилагательных, наречий и вводных слов? И, можно подумать, от этого текст станет лучше?

Представьте высохшую до состояния камня просёлочную дорогу (грунтовку). Если на неё вылить цистерну воды, то это не превратит сухую глину в цветущий луг. Во что превращается просёлочная дорога после проливного дождя, думаю, знают не только автомобилисты. В грязь. Вот и в тексте с простым добавлением воды только грязи прибавится. Что же делать? Давайте разберёмся.

Что такое «сухой текст»

С точки зрения читателя, сухой текст не просто скучный, он тяжёлый, нудный и «шершавый». Сквозь него надо продираться, как сквозь колючий кустарник. Такой текст напоминает чёрствую заплесневелую горбушку хлеба, которая и не жуётся, и не глотается, и вкус у неё так себе.

Если посмотреть на подобный текст глазами редактора, то можно увидеть несколько причин «сухости».

  • Слишком много канцелярита.
  • Академический, наукообразный стиль.
  • Скучный, однообразный синтаксис. Предложения одинаковой длины, состоящие, допустим, из подлежащего с прилагательным, сказуемого с наречием и дополнения: «Весёлая девушка быстро шла по дороге домой. Навстречу ей неторопливо двигался симпатичный парень. Они дружелюбно улыбнулись друг другу и пошли гулять». Вроде бы ничего особенного, но если весь текст написан так, то это нудно и скучно.
  • Скудный словарный запас, который снижает выразительность текста и становится причиной многочисленных повторов.
  • Отсутствие выразительных средств — литературных тропов.

Не обязательно, что все эти признаки собраны в одном тексте. Достаточно и одного.

Фотонатюрморт Игоря Седловского
Фотонатюрморт Игоря Седловского

Но главное — другое. Сухой текст — это мёртвый текст. В нём нет жизни, эмоций, души. Автор просто фиксирует с помощью слов свои мысли. Кому-то это лучше удаётся, кому-то хуже. Но в любом случае это только фиксация, такая же, как в учебнике по русскому языку или в инструкции к микроволновке. За текстом не видно автора, его отношения к тому, о чём он пишет, к героям, своим читателям, самому себе.

Как оживить текст

Чтобы избавиться от сухости в тексте, нужно в него добавить жизни, тогда он будет цветущим лугом, а не грязной дорогой. Теперь перейдём от красивой метафоры к более скучной, но полезной теории.

Эмоции в тексте

Это, пожалуй, главное, что оживляет повествование. Причём сейчас я говорю не об эмоциях и переживаниях героев, хотя они тоже важны, и речь не только о художественных произведениях. Я имею в виду эмоции автора, его отношение к тому, что он пишет, к читателям, к миру в целом. Юмор и скептицизм, настороженность и доверие, интерес и удовольствие от выбранной темы, уважение или снисхождение к читателям, сарказм или восторг — всё это, отражаясь в тексте, делает его живым.

Средств для передачи в тексте разнообразных эмоций достаточно. Я об этом писала неоднократно — все ссылки в конце статьи. Здесь же кратко самое основное.

Слова с экспрессивной окраской

Речь идёт не о прямом указании на эмоции, типа я так рада снова писать для вас. Хоть и это тоже неплохо. Но лучше, когда эмоции чувствуются из контекста. Есть слова, которые явно экспрессивно окрашены. Это положительные: великолепный, приятный, наслаждение, восторг, улыбка, любить и т. д. Или с негативной коннотацией: безобразный, наглость, страх, ненавидеть, обман, обида и т. д.

Художник Виктор Бритвин
Художник Виктор Бритвин

Но в то же время есть слова, коннотация которых не так явно выражена, но в тексте они создают особое настроение. Например, использование таких слов, как «обязанность», «одиночество», «потеря», «грязь», «слёзы», «болезнь», «провал» и т. д., может испортить настроение, даже если содержание текста нейтральное. А вот слова, которые ассоциируются с приятными, полезными вещами («лето», «солнце», «мир», «яблоки», «море», «книги», «цветы» и т. д.), делают текст более приятным для читателей. В том числе когда они используются в метафорах.

Особая форма подачи информации

Текст способен передать настроение автора: позитивное или негативное, удовольствие или раздражение. И через текст настроение передаётся читателю. Эмоционально воздействующий текст никто не назовёт сухим. «Идея написать статью на эту тему давно зрела в моей голове как большой и сочный фрукт. И я решила, что уже готова поделиться богатым урожаем с вами, мои любезные читатели».

Форма подачи вовсе не обязательно предполагает такие красочные метафоры. Но само построение предложений и выбор слов может передавать настроение. Сравните три предложения.

«Не всем авторам удаётся передать эмоции в тексте».
«Многие авторы совершенно неспособны передать эмоции в тексте».
«Где бы ещё найти таких авторов, которые способны хоть как-то эмоционально окрасить свой убогий текст».

Согласитесь, несмотря на негативную окраску, третье предложение самое живое и наименее сухое из всех трёх. Хотя смысл их одинаков. И теперь подумайте: когда вы пишете комментарии, то автор обижается часто не на то, что вы написали, а на то, как вы написали.

И да. Можете сами для себя (или в комментариях) разобрать, как (за счёт чего) повышается сила эмоционального воздействия от первого предложения к третьему.

Книжный натюрморт Фото Михаила Кудрявцева
Книжный натюрморт Фото Михаила Кудрявцева

Ритм текста

Текст – это, прежде всего, звуки, объединённые в сочетания (слова) и фразы (предложения). То есть, текст — это тоже музыка, он обладает мелодичностью и ритмичностью. Как и музыка, он может передавать эмоции с помощью фоники (звучащей мелодии) и ритма — построения предложений, их длины, размера слов и т д.. Фоника — это целая наука, и она доказывает, что звучание текста может передавать самое разное настроение. Звуки, облечённые в форму букв, всё равно остаются звуками и воспринимаются человеком, как приятные и неприятные, хорошие и плохие, твёрдые и мягкие. Звуки могут вызывать ощущение тепла и холода, цвета и вкуса. Это удивительно интересное явление называется синестезия. О ней более подробно я расскажу в следующей статье.

Даже если мы не понимаем ни одного слова, то всё равно почувствуем интонацию текста. Правда, для этого нужно, чтобы текст зазвучал.

Короткие слова и краткие, разорванные парцелляцией предложения могут вызывать ощущение торопливости, нервозности. Впрочем, в зависимости от того, где происходит разрыв предложения при парцелляции, оно может создавать ощущение задумчивости, неторопливости или нерешительности. Подробнее о ритме, музыке текста и парцелляции вы можете прочитать, пройдя по ссылкам внизу статьи.

«В тексте слишком много воды». Думаю, многие слышали подобный упрёк в адрес авторов, а, может, и сами выносили такой вердикт. Однако услышать о своём тексте, что он слишком сухой, не менее неприятно.-5

Не меньшую роль в создании эмоциональной атмосферы играет синтаксис. Вообще синтаксис – это раздел языкознания, изучающий правила построения предложения, но и само это построение тоже называют синтаксисом. В обыденном сознании считается, что в русском языке порядок слов в предложении не имеет значения. Но это не так. Даже смысл может измениться, не говоря уже о настроении. Например, обычно акцент, то есть смысловое ударение делается на последнем слове. И это интонационно выделяет его при чтении. Вот три предложения:

«Вы уже собрались?» — это просто нейтральный вопрос.
«Вы собрались уже?» — здесь акцент на слове «уже» создаёт впечатление или удивления, или раздражения.
«Собрались вы уже?» — а в этом случае раздражение звучит более отчётливо.

Текст — это целый мир, точнее, образ мира. Не только бесконечно разнообразной, окружающей нас реальности, но и внутренней вселенной человека. Если автору удастся создать такой образ, то это повысит шансы на успех его произведения вне зависимости от тематики.

Тексту, как образу мира, будет посвящена следующая статья. В ней же расскажу о явлении синестезии и её использовании в литературном творчестве.