Итак, продолжаем говорить о варикозной болезни вен. В прошлой статье разобрали самый простой и доступный в домашних условиях способ лечения – компрессионный. Доступный по технике выполнения (спасибо, в комментариях посоветовали использовать перчатки с «пупырышками» при надевании, если совсем «тугие» чулки). А вот по цене фирменный трикотаж «кусается», да.
По срокам ношения целая дискуссия возникла, хотя автор их и не указывал. Потому что ни один производитель и, тем более, врач-флеболог прямо по дням и месяцам вам такого не распишет. От многих факторов зависит: степени процесса, состояния оставшихся после операции вен (если была), наличия тромбов и много чего другого. Кому постоянно и пожизненно придётся, а кому можно и перерывы делать. Совсем отказаться? Это, к сожалению, вряд ли. Повторю, компрессионные методы вен не излечивают и клапаны новые не отращивают.
А что там с таблетками и мазями? Вон, сколько всего рекламируют «волшебного». Давайте разберём, что и как работает с нашими венами. Если работает вообще. Поехали.
Препараты, влияющие на наши вены, называются флебопротекторы или венотоники. Большинством из них поделилась с нами флора родной планеты, учёные только выделили из растений эти полезные вещества, очистили и красиво упаковали.
Это, прежде всего, флавоноиды. Диосмин (получают из софоры японской) в чистом виде или в сочетании с флавоноидами – естественными растительными «красителями» с уникальными биоактивными свойствами.
Самая исследованная комбинация этих двух соединений, толково «замешанная» (микронизированная и очищенная), наиболее полно изученная и затем «раскрученная» - конечно, детралекс. Флавоноид тут, гесперидин, получен из апельсиновой цедры, сырья не самого дефицитного в мире. Тогда откуда такая высокая цена на эти французские таблеточки (под две тысячи рублей на месячный курс)? Компания Сервье «вложилась» в этот препарат по полной – и в плане исследований, и в маркетинг. Да и сама технология микронизации и очищения – денег стоит.
Поэтому среди венотоников детралекс уже не один десяток лет – лидер по назначаемости и продажам. И не только для лечения варикозов, применяют при геморрое недостаточности вен таза. Даже как ангиопротектор при болезнях печени исследуют (пока в схемы особо не включают).
В чём «сила» такой комбинации, на чём построен эффект? На повышении тонуса вен (доказано исследованиями с плетизмографией) и улучшения микроциркуляции. За счёт этого субъективные симптомы на ранних стадиях варикоза уменьшается, а отёки венозной природы «уходят». Работает препарат и на капиллярном уровне, улучшает трофику тканей, потому и назначают его и в составе комплексной терапии осложнения варикозной болезни – язв.
Другая «француженка» (от Иннотеры), флебодиа 600, содержит один диосмин (в детралексе 90% и 10% «апельсинового» гесперидина).По цене тоже прилично – от 800 рублей за 60 капсул.
Давайте теперь о минусах и напрасных надеждах. А то на рекламу стала смахивать вся эта вива ля франс. Ни детралекс, ни любой другой венотоник уже расширенные вены обратно в ногу не спрячет. Субъективные симптомы уменьшит, язву поможет «зарубцевать» (в одиночку не справится). Но венозную стенку не восстановит и расширения не сузит. Потому и есть смысл его пить на начальных стадиях варикоза (в сочетании с компрессионным трикотажем). В более запущенных случаях – только по назначению врача (как профилактика вторичных варикозов после операции или помощь в лечении язв).
Если всё-таки принимать такую комбинацию диосмина с гесперидином необходимо, а две тысячи в месяц не лишние – дженериков подешевле аж под два десятка. Ангиорус (от 1500 на два месяца), венарус (ценник схожий), флебавен (от КРКА, в районе тысячи на месяц). Как видим, удовольствие не из самых дешёвых. Если видите ценник ниже, остерегайтесь БАДов. Какие там «апельсинчики», и как на вас повлияют – никто клинически не исследовал, закон не требует.
Давайте теперь о венотониках другой природы, ни детралексом единым рынок полнится.
Есть в растениях и другие полезные для вен гликозиды, например, сапонины, обладающие поверхностно-активными свойствами. Отсюда и названия такое, sapon – мыло по латыни.
Возьмём самый ходовой – эсцин, содержащийся в экстракте конского каштана. Входит он в немецкие капли эскузан (от Эспармы) и гель венитан (Сандоз, Словения). Сервье и тут отметилась, выпустив наружнее средство от гематом детрагель (эсцин+гепарин). Это вещество таким «экспериментальным багажом» похвастаться не может, тем не менее, входит в состав зарегистрированные венотоники.
Виноградные косточки и листья числятся там же, даже вездесущая гинкго билоба (это которая танакан с билобилом). И, конечно, любимый многими (в основном за «божеский» ценник от 300 рублей за капсулы и 70 за гель) троксерутин. Тоже содержит флавоноиды, производные рутина. «Побочек», кроме аллергии на компоненты, практически нет, на чём могучие плюсы его и заканчиваются. Якобы улучшает реологию (текучесть) крови, и на том спасибо.
Из «чистой синтетики» зарегистрирован только добезилат кальция в капсулах (докси-хем от сербского Хемофарма). Правда, к венотоникам отнести его не получится – заявлен, больше как ангиопротектор, с преимущественно капиллярным действием.
Итого, выводы по «таблеточному лечению» варикоза неутешительны. Работает в основном на ранних фазах, преимущественно на субъективные симптомы (боли, тяжесть, судороги) и частично на отёки. Даже «звёздочки» не устранит. Самая проверенная и эффективная комбинация – диосмин+гесперидин (фирменный детралекс и его «последователи»). Другие используют лишь в качестве замены при снижении эффекта или непереносимости. Курсы длительные (до 6 месяцев), в сочетании с компрессией, гимнастикой и рациональной физической нагрузкой.
Сами же вены можно «подправить» пока только непосредственным вмешательством. Переходим к «страшному», как вы догадались.
Хотя подправить – неправильное слово, нет такой методики, чтобы венозную стенку выровнять и восстановить. Подход другой – закрыть просвет и перекрыть кровоток, «запасных» вен в ноге более, чем достаточно. Тут и глубокие, и коллатеральные, и перфорантные. Перевязать каждую мелкую вену по отдельности не получится, тем более, если надо устранить «звёздочки» и более крупные телеангиоэктазии. Облитерацию (так закупорка называется по научному) можно провести и изнутри – путём склерозирования.
Понятно! Спирт вводить будут, он вены и выжжет! Спокойно, граждане (в основном, гражданки). Даже сто лет назад такой нужный продукт никто не использовал. Есть же специальные полидоканол (этоксисклерол) и тетрадецил сульфат (фибровейн). Вот как они работают:
Методике склеротерапии уже не один десяток лет, отработана до мелочей. Если надо, то и под контролем УЗИ, и с использованием самых современных форм – пен. Специальных, естественно, детергентных. Мыло с шампунями никто уже не колет, если только иногда, ромашковое и дегтярное (атомная шутка, согласен).
Так в пене же воздух! А ну как пойдёт гулять по организму и закупоривать всякое ненужное. Никто никуда не пойдёт, вещество это «крепкое», пузыри из себя не выпустит. И главное. Вот эти фильмы, где в больницу негодяй пробирается и хорошему персонажу в капельницу инсулиновым шприцем воздух колет, – бред и накал сюжета. Некоторые исследователи пишут, быстрое введение 20 кубиков может вызвать воздушную эмболию, но большинство не согласно – 40, 60, а то и все сто нужно. А пара-тройка миллилитров азота (основной части воздуха) растворятся в крови практически незаметно, но даже их при склеротерапии не будет.
Тончайшей иголочкой и крайне медленно пена вводится, распределяется по стенке и тут же «схватывается». Степень плотности и дисперсности определяет уже сам врач (зависит от калибра вены и желаемого результата). Ни воздушного, ни классического «красного» тромба не образуется, а развивается склерофлебит – сама вена вначале спазмируется, а потом закрывается за счёт небольшого воспаления стенки. Ни наркоза, ни госпитализации. Если только позудит и немного «пожжёт» в области укола. Надели компрессионные чулки – и домой.
Отличный метод, и по косметическому эффекту, и в плане безопасности. Конечно, есть «но», куда ж без них. При беременности нельзя – всё-таки лечебный препарат, как на плод подействует? И при дальнейшем кормлении грудью противопоказан. Помните про три месяца после завершения беременности? Оно может и само всё восстановиться, не надо спешить с наведением красоты.
Если есть аллергия на компоненты, воспаление с тромбом (тромбофлебит и отдельный тромбоз), выраженный атеросклероз сосудов (у нас же ещё и артерии с капиллярами в ноге спрятались), такой метод лечения не подойдёт. Инфекции (общие и местные) – в тот же список.
Несмотря на то, что риск тромбоэмболии исключительно низок, при некоторых пороках сердца (открытое овальное окно, другие дефекты сердечных перегородок) пену заменяют классическим раствором, во избежание, так сказать.
В любом случае, процедура выполняется сосудистым хирургом или флебологом, владеющим методикой, чтобы исключить осложнения, вызванные неправильным введением препарата.
Если «химия» противопоказана, или вена глубоко спряталась, есть способы внутрисосудистой облитерации и физическими методами – лазерной или электромагнитной аблацией.
Но, к сожалению, при ряде ситуаций (как плановых, так и экстренных) без операции не обойтись. Приходится решать проблему «радикально», путем перевязки вены или её удаления (флебэктомия). В этот огород традиционно не заходим – специфика канала не позволяет. Оставим для профессионалов. Нас же ждёт другая «венозная напасть», интимного свойства. Поговорим о геморрое, будь он неладен, в следующей статье, через пару-тройку дней.
А пока – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Приобрести книгу «Жить – хочется!» Часть 1 можно тут.
Вторая часть, про другие органы и их болезни– здесь.