Найти в Дзене

«Меня туда уже давно не пускают…»

Бог — есть! А всё разнообразие вер в Него — это уже от лукавого.

Андрей Белянин, «Демон по вызову»

На Украине (и идите вы лесом со своим «правильно В») собираются запретить (если уже не запретили) Русскую Православную Церковь. Ослу понятно, что это – чисто политическое решение. Но вот какие у него истоки и к чему это может привести – давайте поговорим.

Началось всё это даже не вчера, а в далёком XVII веке. Тогда Константинопольский патриархат принял решение о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Впрочем, тут не всё так просто было.

Решение это было больше политическим, чем религиозным. Константинополь в тот момент находился под турками, насаждавшими мусульманство. По сути, Константинопольский патриарх утратил свою власть, а вот Московская Патриархия наоборот, только набирала силы. Ежу уже было понятно, что центр мирового Православия смещается в Москву. И хотя Константинополь этого упорно не признавал (и не признаёт до сих пор), но факт свершился – на мировой политической арене возник Третий Рим. Этому свидетельство уже то, что в то время на Киевскую кафедру был возведён архиепископ Луций Гедеон Московским Патриархом, без ведома и согласия Патриарха Константинопольского. Последнему лишь оставалось признать факт свершившегося «передела».

А дальше была подписанная грамота, русско-турецкие войны, укрепление Российской империи в Европе («Ни одна пушка не могла выстрелить без разрешения России») и 1917 год…

А вот тут и началось. И «проект Украина», и гражданская война, и много чего. Но самым интересным для нас является разделение/раскол Церкви на РПЦ и РПЦЗ (Русская Православная Церковь за рубежом).

Датой образования РПЦЗ можно считать 21 ноября 1921 года, когда состоялся «Карловацкий собор». Именно на нём были обозначены позиции новой Православной Церкви (со старыми заплатами): восстановление монархии и власти Романовых, а также игнорирование мнений Московского Патриархата.

Стоит отметить, что РПЦЗ образовали не только и не столько православные, оставшиеся за границей, но и беглые священники, монахи и архиереи, спасавшиеся от советской власти.

А 29 июля 1927 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий провозгласил декларацию, в которой призывал членов Русской Православной Церкви к лояльности советскому государству и к гражданскому патриотизму: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие, …сознается нами как удар, направленный в нас».

Таким образом РПЦ пошла по пути апостольской заповеди: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

А вот РПЦЗ пошла по другому пути. Она вышла из подчинения Московскому патриархату «до упразднения в России безбожной власти».

Надо сказать, что и в самой РПЦЗ что тогда, что сейчас не было единого мнения. К примеру, во время ВОВ часть духовенства РПЦЗ выражала надежду на освобождение России от власти большевиков силой оружия и даже сотрудничала с нацистами и эмигрантскими боевыми организациями, хотя другая часть, например, святитель Иоанн Шанхайский, наоборот, собирала пожертвования в пользу Красной армии и молилась о победе русского оружия в борьбе с нацистами.

Раскол был преодолён лишь в 2007 году Патриархом Алексием II, когда был подписан «Акт о каноническом общении». По сути, внутри РПЦ возникала этакая республика, которая управлялась самостоятельно, но подчинялась Московскому Патриархату.

А что же в этот момент происходило на Украине? О, тут натуральный бразильский сериал с элементами триллера.

Весной 1917 года националистически настроенным украинским протоиереем Василием Липковским была основана организация единомышленников, известная как «Братство воскресения». В том же году на Подольском и Полтавском епархиальных соборах членами братства было предложено создать независимую Украинскую Церковь, избрать архиереев по национальному признаку, а также перевести богослужение на украинский язык. А в 1920 году националистами была собрана Всеукраинская православная рада, на которой была провозглашена автокефалия Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

Впрочем, в 30-х годах это «новообразование» подверглось нехилым репрессиям – и было за что. УАПЦ не просто хотело свою религию, оно выступало за полную независимость от кого бы то ни было: Патриархии, государства… Зря в корень: УАПЦ ратовало за раскол страны и выход из СССР.

Понимаем, откуда ноги у современного раскола растут?

УАПЦ возродилась лишь в 1989 году. Свою деятельность они начали с того, что стали «отжимать» для себя храмы. Но и здесь не обошлось без подковёрных интриг.

Зачинателем нового бардака стал митрополит Филарет. Будучи одним из кандидатов на Московский Патриарший престол, он был жёстко продинамлен избранием Алексея.

Филарет с таким «кидаловом» не смирился и решил сам себя назначить Патриархом Киевским. Воспользовавшись уже тогда бродившими в обществе националистическими идеями и собрав вокруг себя таких же жадных до власти, он стал публично выступать за отделение от Москвы. Довыступался: в 1992 году был лишён сана, а в 1997 – подвергнут анафеме.

Но Остапа уже несло. Сообразив, что «враг моего врага – мой друг», Филарет сдружился с УАПЦ и основал собственное ЗАО: Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП).

За несколько лет Филарет Денисенко, используя националистические формирования и покровительство властей, сумел завладеть значительным количеством храмов, особенно на Западной Украине и в Киевской области. Часть приходов была силой отобрана у канонической Церкви, а часть – у недавних союзников из УАПЦ.

Эти структуры не признаны ни одной Автокефальной (самостоятельной) Церковью.

А дальше был 2014 год.

Надо сказать, что Филарет не оставлял попыток то угрозами, то жалостью выдавить у Москвы признание его структуры. Но орёл мух не ловит – все его попытки так и остались либо на словах, либо на бумаге; Москва отказывалась вести переговоры с нераскаявшимся «патриархом».

А в 2018 году шоколадный король Украины пан Порошенко обратился к Патриарху Константинопольскому о признании украинской Православной Церкви независимой. Его в этом поддержали (кто бы сомневался) УАПЦ и УПЦ КП. Филарет уже примерял корону киевского патриарха, считая, что вот теперь ему воздастся.

11 октября того же года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав УПЦ КП и УАПЦ была снята анафема.

Для тех, кто не понял: это если бы суд в Германии оправдал Навального и выпустил его из тюрьмы.

Константинополь, не простивший России статус Третьего Рима, решил «устроить козу». Патриарх Константинопольский, вспомнив, что носит титул ещё и «Вселенского», решил поиграть в Папу Римского и отменить старое решение. Да ещё и влез на территорию чужого монастыря со своим уставом.

Отмечу, что титул «Вселенский» не означает полное самоуправство. Издревле, следуя апостольской традиции, все серьёзные решения принимались Вселенскими Соборами, куда приглашался весь епископат ХРИСТИАНСКИХ церквей. Самостоятельно Патриархи могли решать и принимать законы ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ ПАТРИАРХИИ.

Филарет уже примерял на себя мантию самого главного и представлял, как будет крутить фиги Патриарху Московскому, но и тут обломали. Константинопольский Патриарх Варфоломей не узаконил ни одну из двух раскольничьих церквей, а создал третью – Православную Церковь Украины (ПЦУ), поставив во главе одного из выкормышей Филарета – Епифания. А чтобы не состоявшийся уже дважды патриарх всея Киева не обиделся – присвоил ему звание «почётного патриарха» (которое сам же и выдумал на месте).

Филарет знатно прифигел. Как от того, что его уже второй раз кинули с престолом, так и от назначения. Он этого Епифания «на помойке нашёл, а тот теперь ему фигвамы рисует». Внутри новой ЗАО начался конфликт. Варфоломей, конечно же, разбираться не стал, а вовремя сделал ноги, пожелав враждующим сторонам «примириться».

«Примирение» идёт до сих пор.

Таким образом на Украине сейчас существует три церкви, если можно так выразиться: УПЦ МП (каноническая), УПЦ КП (в лице Филарета) и ПЦУ (личный филиал Константинополя).

С УПЦ МП тоже не всё хорошо. Изначально она создавалась для возможности борьбы против захватнической деятельности УАПЦ. После 2014 года раскольники стали более настойчиво отбирать храмы у православных. Видимо, это где-то в заповедях у них прописано было. Ну а как была создана ПЦУ, так «теперь не то, что воруют – грабят!»

27 мая 2022 года УПЦ МП решили избавиться от приставки МП. Официально – чтобы подтвердить свою независимость. Как нам видится с дивана – в желании защитить мирян и священство от тирании фашиствующей власти.

Не помогло.

А теперь о насущем.

Запрет «всего, что связано с РПЦ» - это опять политическое мракобесие. В стране, где разрешена свобода вероисповедания – это прямое нарушение закона. Хотя, при фашистах закон один – фашистский…

Что будет дальше? Ничего хорошего. Перед мирянами и священством встанет вопрос: за Христом на Голгофу или за властями в ад? Репрессии 37 года покажутся детской сказкой на ночь. УПЦ в любом её виде, скорее всего, будет запрещена. А перед её последователями встанет вопрос нероновских времён: «Отрекаешься ли?»

Держитесь, братья во Христе.

Помните слова: «Я поставлю Мою Церковь на камне, и врата ада не одолеют ее».

#Россия #Украина #РПЦ #УПЦ #православие #христианство #СВО #патриархия #раскол #вера #религия