Найти в Дзене
interview.about.you

Олеся Соколова, арт-терапевт

Олеся — кандидат психологических наук, арт-терапевт. Работает в направлении рисуночной терапии и интермодальной терапии искусствами. Проводит индивидуальные и групповые арт-сессии. Канал об арт-терапии в Телеграме: https://t.me/soleil_artpsy — Расскажи, когда началось твоё увлечение психологией? Как ты к этому пришла? — Я интересовалась психологией ещё с детства. Моя мама — педагог с профпереподготовкой по психологии. Я видела, как она применяет свои знания по психологии в жизни и в работе, меня это завораживало. Где-то с подросткового возраста я начала интересоваться тем, как понять людей. Как научиться видеть, чувствовать внутренние смыслы. — Но ты не сразу пошла учиться на психолога, что тебя остановило? — Когда пришло время выбирать, куда поступать, я рассматривала психологию. Но тогда я засомневалась из-за глубины, которую дают при обучении в вузе по этой специальности. Меня больше тянуло к разнообразию знаний о мире. И я не смогла остановиться на психологии. Ещё как вариант я рас

Олеся — кандидат психологических наук, арт-терапевт. Работает в направлении рисуночной терапии и интермодальной терапии искусствами. Проводит индивидуальные и групповые арт-сессии.

Канал об арт-терапии в Телеграме: https://t.me/soleil_artpsy

— Расскажи, когда началось твоё увлечение психологией? Как ты к этому пришла?

— Я интересовалась психологией ещё с детства. Моя мама — педагог с профпереподготовкой по психологии. Я видела, как она применяет свои знания по психологии в жизни и в работе, меня это завораживало. Где-то с подросткового возраста я начала интересоваться тем, как понять людей. Как научиться видеть, чувствовать внутренние смыслы.

— Но ты не сразу пошла учиться на психолога, что тебя остановило?

— Когда пришло время выбирать, куда поступать, я рассматривала психологию. Но тогда я засомневалась из-за глубины, которую дают при обучении в вузе по этой специальности. Меня больше тянуло к разнообразию знаний о мире. И я не смогла остановиться на психологии.

Ещё как вариант я рассматривала профессию дизайнера. Мне нравилось творчество. Я ходила в художественную школу, но там всё было слишком академично и скучно для меня. Одни сплошные натюрморты. Не было чего-то интересного, увлекательного, креативного. Я бросила художественную школу и в итоге поступила в университет на маркетинг.

Параллельно с учёбой в университете я работала на кафедре рекламы. Эта кафедра выпускала аспирантов по социальной психологии, и я мечтала, что защищу там кандидатскую.

Вот так выстраивался мой путь. Как и мечтала, я стала кандидатом психологических наук.

В годы аспирантуры у меня появился опыт публичных выступлений, я очень много преподавала. И если по началу было страшно, то потом я просто выходила перед аудиторией и прекрасно знала, что с ней делать. Знала, как заинтересовать, как зажечь глаза, какие слова подобрать. Этот навык публичных выступлений тоже сыграл роль в моем пути к арт-терапии.

— Арт-терапия появилась в твоей жизни относительно недавно — чуть больше года назад. А до этого ты как-то применяла в жизни свои знания по психологии?

— Знания по психологии очень пригодились мне в бизнесе. У меня как раз диссертация была на тему клиентской лояльности. И во время учёбы в аспирантуре я вместе с коллегой занималась бизнесом: производством и продажей дизайнерских предметов интерьера. Психология помогала мне в продажах, в переговорах, в составлении рекламы.

— Но такого соприкосновения с психологией тебе было недостаточно? Ты хотела, чтобы она плотнее вошла в твою жизнь?

— Да, со временем мне захотелось найти свой путь именно в психологии.

У меня не было терапевтической практики вплоть до увлечения арт-терапией. Потому что я не видела себя в исключительно вербальном формате терапии.

Когда я была в декрете, мой мозг активно работал на тему: как я могу реализовать себя в психологии? какой формат выбрать? И в какой-то момент всё сложилось: увлечение искусством, творчеством и психологией. И было таким озарением, когда я поняла, как это объединить, и что я могу нести это людям.

А когда я начала работать со своим арт-терапевтом, я почувствовала чудесное принятие моего творческого самовыражения. И поняла, как важно людям это ощущение. И что я тоже могу это дать.

— Расскажи, к своему арт-терапевту ты пришла уже после того, как сама решила стать арт-терапевтом?

— Да, в рамках моей профпереподготовки по арт-терапии мне необходимо было пройти определённое количество часов терапии.

— Это то, что называется супервизией?

— Не совсем так, на супервизии терапевт консультирует тебя по твоей работе. А личная терапия — это личная терапия. У меня было и то, и другое, безусловно. Когда ты практикуешь, нужно проходить и супервизию, и личную терапию.

— Я вижусь с тобой второй раз за последнее время и слежу за тобой в социальных сетях, ты почти всегда одета во что-то яркое. Это тоже пришло с твоим погружением в арт-терапию? Или это всегда было с тобой?

— Это было и раньше. Но в последние годы, с пандемией, сидением дома, декретом опять же… появилось какое-то желание угнездиться, быть в себе, и я начала одеваться в более натуральные, спокойные оттенки. Тут и модные тренды подключились, безусловно. Мне всё это спокойное и натуральное нравилось, но в какой-то момент я почувствовала, что это не моё. Я смотрю на себя в зеркало и понимаю, что в этом тёмном, в зелёном, в приглушённых тонах — это не я. А потом я надеваю потрясающий розовый и понимаю — а вот это я.

-2

Значит, и раньше (до пандемии и беременности) были подсказки, что цвет для тебя важен?

— Да, меня к этому тянуло. Но всё равно на нас влияют модные тренды, мы под них подстраиваемся. А когда мы начинаем слышать себя, появляется желание выражать себя. И это проявляется в том числе в одежде — я уверена. Поэтому сейчас я слушаю себя. Каждый раз, когда я куда-то собираюсь, я смотрю на себя в зеркале и спрашиваю: это я? это то, как я себя чувствую? это то, что я хочу транслировать? И моя интуиция мне подсказывает.

— А как определить: я — не я? моё — не моё?

— Когда это твоё, то тебе от этого хорошо, тепло, радостно. Это как ресурс. Вот как понять, что занятие, которым ты занимаешься — ресурсное? Если ты чувствуешь себя хорошо, когда им занимаешься, то это — твой ресурс. А если ты вроде делаешь полезное дело, добиваешься чего-то, но после этого занятия ты измотан, значит ты отдаёшь свой ресурс. Одежда — это же тоже твой ресурс.

— Расскажи про интуицию. Какой смысл ты вкладываешь в это понятие? Есть ли она? И есть ли разница, допустим, между мужской и женской?

Интуицию я вижу как голос души. Голосом интуиции говорит твоя внутренняя сущность, внутренняя цельность, то великое и огромное, что помещено в твою телесную оболочку.

Интуиция подсказывает тебе, что хорошо для твоего развития, что правильно именно для твоего пути. Для того, чтобы интуиция стала сильнее, надо её слушать. Ты послушала интуицию, даже в том же выборе одежды, ты прислушалась к своему внутреннему голосу, — и в следующий раз интуиция будет говорить с тобой уже громче. Я замечаю, как это работает. Насчёт разницы женской и мужской — я, честно, не думала над этим вопросом. Я сейчас больше сосредоточена на женской сущности. Но, например, в своём муже я вижу большую глубину и мудрость. Можно назвать это интуицией или осознанностью.

— Я недавно признала, что мужчины и женщины разные. Что у нас, наверное, и разные функции в обществе. И что женщина как раз больше про интуицию, про женственность. Несмотря на то, что последние мировые тренды скорее в сторону абсолютного равенства, мне кажется, не стоит забывать про разницу между нами. Ты что думаешь на этот счёт?

Да, согласна с тобой. Я сейчас читаю книгу «Бегущая с волками». Потрясающая книга. Она как раз про эту глубину, про развитие женственности, про женские архетипы. Про архетип дикой женщины, которая воплощает в себе творческое начало. Творчество — это же не только рисование, пение, танцы. Женщина в принципе создана, чтобы творить, мы творим жизнь в конце концов. И женщине очень важно выражать себя в своём творчестве. Всё, что мы делаем, — это творчество: мы готовим — это творчество, мы растим ребёнка — это творчество, мы выражаем себя в своих увлечениях и всё это — творчество.

Самое замечательное, что на территории искусства мы можем не бояться ошибиться. Когда ты рисуешь, ты можешь раскрыть свой творческий потенциал, ты можешь рисовать, как угодно, и это тебе никак не навредит. Если в жизни ты можешь побояться принять необдуманное решение, то в творчестве ты абсолютно свободен, поэтому зачем создавать себе какие-то рамки? Конечно, есть академическая живопись, но это очень маленький процент, по сути, всего творчества в мире.

Мне кажется, что для женщины очень важно творческое выражение для этой женственности, для самости, для ощущения уверенности и ценности себя.

— Давай немного поговорим о страхе? Это интересная тема в терапии. У Лиз Гилберт есть книга «Большое волшебство», в одной из её глав говорится, что порой от страха не нужно избавляться, иногда с ним стоит подружиться. Зачем-то же он нам дан?

— Я тоже считаю, что мы можем подружиться со страхом. Страх — наш защитник. Он сигнализирует, когда нам угрожает опасность и даёт возможность перестроиться в защиту. Страх — наш помощник, но иногда он бывает неадекватным ситуации, не нужным нам, отвлекающим, и тогда с ним можно поговорить и сказать: нам сейчас ничего не угрожает, успокойся. Выстроить с ним диалог можно, выразив его в рисунке: нарисовать свой страх, как он выглядит. Это хорошая трансформационная арт-техника: преобразовать страх прямо на листе, работает просто волшебно. Очень советую попробовать. Это можно делать даже самому, не обязательно с терапевтом.

— Часто слышу мысль: нужно идти туда, где страшно. Как тебе эта идея?

— Я считаю, что всё не так однозначно. Может быть страх как предвкушение, страх как мурашки: мне страшно, но мне интересно. Если бы мне сейчас сказали: Олеся, выступи перед топ-менеджерами международной компании с арт-терапией. Мне это страшно, но интересно. А если мне скажут: прыгни со скалы на тарзанке. Я скажу: нет, спасибо, я не хочу. Это мне страшно и неинтересно. Ты чувствуешь надо тебе туда или нет. И интересно, что первая эмоция часто бывает правильной. Это твоя интуиция, она сразу показывает реакцию, без сканирования мозгом, без анализа за и против.

— Мы наконец вплотную подошли к главной теме: расскажи про арт-терапию. Что она значит для тебя?

— Я считаю, что творчество — это наш способ выразить любовь, выразить себя. Когда мы создаём, мы вкладываем себя в своё творение. Мы можем не следовать канонам красоты, но сами мы в глубине души знаем, что то, что мы делаем — прекрасно. Однако зачастую нам нужны принятие и поддержка в творческом выражении.

Моя большая цель в арт-терапии состоит в том, чтобы через творчество люди больше ценили себя, свою уникальность и принимали уникальность других. Чтобы меньше критиковали и больше делали комплименты. Когда ты учишься видеть прекрасное в себе, ты видишь прекрасное вокруг, в другом человеке, в мире.

В процессе творчества мы не только выражаем себя, но мы ещё и узнаём себя. Вокруг сейчас очень много информации, много разных трендов, и порой наш собственный голос ими заглушается. Я верю, что погружение в творчество имеет медитативный эффект. В процессе ты узнаёшь себя, ты замираешь в этом моменте «здесь и сейчас», наедине со своим внутренним миром. Ты можешь поработать с эмоциями, ты можешь выразить их, прочувствовать, изменить.

В арт-терапии много техник, но я сейчас больше про рисование. Ещё люблю и применяю техники с движением, они прекрасно позволяют нам выражать себя.

— Ощущение, что арт-терапия очень бережная.

— Да, определённо. Она бережнее, чем вербальные техники, потому что ты не проговариваешь травмирующую ситуацию, травмирующие чувства. Ты их рисуешь и смотришь на них, ты не отворачиваешься от чувств. От страха, например: ты его не проговариваешь, ты бережно рассматриваешь и можешь его трансформировать.

— Арт-терапия — это скорее вариант для разовых встреч и проработки конкретных запросов или может стать долгосрочным, регулярным процессом?

— В зависимости от того, как ты чувствуешь. Арт-сессии могут быть периодическими. Для человека, которому творчество не очень близко в повседневной жизни, такая сессия может стать встряской реальности, глотком свежего воздуха, каким-то волшебством, озарением. Ты пришёл, ты что-то создал, попробовал новое, что-то понял про себя и дальше на этой энергии ты идёшь, творишь, реализуешься. Потом вновь захотелось привнести нотку творчества — приди ещё раз, если тебе это отзывается, или порисуй сам.

Если хочется именно побыть в атмосфере человека, который поддержит твоё творческое выражение, который увидит красоту в том, как ты выражаешь себя в своём творчестве — приходи к арт-терапевту.

— Ты говоришь «увидит красоту». Это же какое другое определение слова «красота», да? Без классических стандартов.

— Да, это внутренняя красота, я могу заменить её на слово «прекрасное»: увидеть прекрасное. Поэтому можно и один раз прийти попробовать арт-терапию, можно периодически приходить, ритм зависит от самого человека. Каждый человек чувствует, в каком ритме он хочет соприкасаться с этой областью и со мной, как с терапевтом. Кому-то комфортно встретиться, обменяться отпечатками наших личностей и разойтись. Кто-то чувствует, что ему хочется дальше продолжать соприкасаться, потому что он видит что-то прекрасное в этом обмене энергией. Так что всё зависит от конкретного человека.

— Как выбрать своего терапевта, своего человека?

— Слушать интуицию, быть внимательным к своим эмоциям после общения с терапевтом, выбирать сердцем. Каждый человек чувствует, что ему откликается, какое направление арт-терапии и какой специалист.

Я, например, не сразу попала к своему арт-терапевту. Сначала у меня был не очень удачный опыт. Я видела, что терапевт работает очень правильно (я же уже понимаю как надо), но было ощущение, что что-то не так. Я эту мысль не могла отпустить, анализировала и в итоге осознала, в чём именно человек не мой. Я поняла, где в прошлом я сталкивалась с похожим типом людей, и мне стало ясно, почему это не мой специалист.

Когда я пришла к другому специалисту, там даже ничего не надо было анализировать. Я просто почувствовала эту энергию, я почувствовала, что мы на одной волне и всё — человек мой.

— А, предположим, терапевт — тяжёлый, неприятный тебе человек, но зато ты чувствуешь прогресс от работы с ним. Как ты считаешь, стоит идти к такому специалисту?

— Может быть, тебе этот человек нужен в данный момент. Наши учителя часто нас фрустрируют, и в терапии, и в жизни. Есть люди, которые тебя бесят, но ты чувствуешь, что через них ты растёшь. Ты мог бы не общаться с этим человеком, ты мог бы ограничить контакт, но тебя что-то тянет, ты чувствуешь в этом опыт и ты идёшь в этот опыт несмотря на то, что тебе тяжело. Говорю в том числе на личном опыте и знаю, какой это даёт рост.

Однако тут нужно твоё понимание: как ты хочешь сейчас?

Базово сначала психолог нас принимает, наполняет ресурсом, а через какое-то время может начать нас осознанно фрустрировать. За счёт этого конфликта, столкновения идёт рост.

— А ты за какой подход? Наполнять или фрустрировать?

— Сейчас я вижу свою роль в мягком наполняющем процессе. А со временем, кто знает, как я буду развиваться? Происходит так: когда мы готовы переходить на следующий уровень, и клиенты к нам приходят уже с другими запросами. Это всё зависит от взаимной готовности. Но пока я вижу свою роль в наполнении ресурсом.

— Очень важная роль особенно сейчас, мне кажется.

— Я согласна. Если кто-то другой в мире разрушает, то что можешь сделать ты? Творить, чтобы как раз таки перевесить чашу весов разрушения. И чем больше ты творишь, тем больше ты зажигаешь огонёчки в других, они начинают творить и зажигают ещё больше людей. Я надеюсь, что эта реакция сделает наш мир лучше.

— Как ты думаешь, арт-терапия — это твоя история на всю жизнь или, возможно, что-то поменяется?

— Я вижу в этом направлении свою миссию. И она может трансформироваться. Область терапии искусством огромная, как только ты начинаешь её изучать, ты понимаешь, что она неисчерпаема. Есть и рисование, и двигательная терапия, и музыкальная, и музейная терапия, и многие другие. Есть возможность для изучения культур других стран, обмена опытом. Творчество — это универсальный язык.

Я вижу в арт-терапии столько возможностей, что хватило бы на целую жизнь.

Мы постоянно меняемся, но какие-то базовые ценности у нас остаются. Например, видеть прекрасное в себе, в мире, в людях и стремиться к свободе самовыражения, свободе творчества — это мои ценности, которые я не потеряю по жизни.

-3

— Как найти своё предназначение?

— Одно желание найти своё предназначение, своё дело, то, в чём ты можешь выразиться, — одно это желание уже движет тебя по правильному пути: рано или поздно твоё дело найдётся. Это неминуемо. Потому что есть запрос и ты вкладываешь в него энергию.

Поиск своей реализации, поиск себя — это та тема, которую я хочу развивать сейчас в арт-терапии.

— А как ты планируешь её развивать?

— Первым этапом я вижу наполнение ресурсом. Когда ты наполнишься ресурсом, ты почувствуешь в себе силу, энергию, желание что-то делать. Важно не слить эту энергию в пустое: в споры, в просмотр бесполезных сериалов или ненужное общение. Нужно взять эту энергию и направить её лучом концентрации. А куда направить? Вот это я вижу вторым этапом в арт-терапии — поиск самореализации.

Я чувствую, что вопрос поиска себя актуален для многих. Мой личный опыт здесь тоже может быть ценен. Потому что я нацелено искала себя, это не пришло как-то само.

Твоя реализация не обязана быть чёткой и однозначной на всю жизнь. На разных этапах ты можешь реализовать себя по-разному. Но если в данный момент ты найдёшь то, что тебя зажигает и что ты можешь дать людям, в чём ты хорош — это оно. Искать можно по-разному, в этом направлении я и хочу сейчас продолжать свою работу в арт-терапии. Посмотрим, что это будет: арт-сессия или даже курс. У меня сейчас много энергии на эту работу. Мне хочется этим делиться.

— Надеюсь, что всё получится. Расскажи немного про состояние, когда «хочется делиться».

— Когда ты искренне чувствуешь ценность в том, что ты делаешь, ты просто не можешь не делиться. Попытки могут быть неидеальными — ни у кого не получается сразу идеально, главное — действовать. Когда ты нащупал своё — действуй, пробуй, тестируй. И когда это идет от сердца — обязательно будут те, кто окажется на твоей волне, кого ты вдохновишь и кому поможешь. Почувствуй, что нужно людям, и делись этим с ними.

— Обязательно должен быть хотя бы один вопрос из серии дурацких, это он: есть ли хорошие и плохие цвета? Например, может быть, чёрный плохой, а розовый хороший?

— В арт-терапии мы говорим, что важно, какой ты вкладываешь смысл в этот цвет. Здесь вообще нет хорошего и плохого, нет этих контрастов. Как и во всей жизни есть гамма нюансов и полутонов. Есть инь и ян — светлое в тёмном, тёмное в светлом, баланс, единство и борьба.

— То есть цветовые круги, теории цвета, тот же тест Люшера — в арт-терапии вы это оставляете в стороне?

— Нет, не оставляем, но применяем это следующим этапом. Мы идём от того, что для тебя значит цвет, а потом уже учитываем психологические определения, тесты, архетипы.

В большей степени это зависит от вида арт-терапии. В клинической терапии цвет может играть диагностическую функцию и говорить о состоянии человека.

А в неклинической у нас нет даже цели поставить человеку диагноз. Мы здесь для того, чтобы человек узнал себя. Мы создаём ему безопасное пространство для его творчества и самопознания. Иногда его немного направляем куда-то, задаём вопросы, предлагаем трансформировать рисунок, приблизить или отдалить, детализировать. Я не говорю: у тебя на рисунке что-то не так, я спрашиваю: а ты хочешь здесь что-то поменять, например, изменить цвет?

— Напоследок дашь какое-нибудь упражнение, которое можно сделать самому, чтобы познакомиться с арт-терапией? Например, человеку, который никогда не рисовал?

— Я бы начала с рисунка одним цветом. Здесь не нужно каких-то визуальных образов, не нужно от себя ничего ожидать, не нужно стараться. Можешь включить приятную музыку. Музыка способствует большей экспрессии, самовыражение происходит легче. Можешь сначала прикрыть глаза, прислушаться к себе. А потом открыть глаза и выбрать цвет, который понравится в данный момент. И рисовать абстракцию, каракули. Можно рисовать под музыку, рисовать то, что ты сейчас ощущаешь, своё настроение, одним цветом. Просто води пастелью, кисточкой или карандашом по бумаге и всё. А когда почувствуешь, что рисунок завершен, посмотри, какие эмоции ты испытываешь, глядя на него? Про что этот цвет для тебя? Как ты можешь добавить себе этот ресурс? Ведь выбранный цвет — это про ресурс человека.