Об этой противоречивой картине можно писать бесконечно, но этот пост будет в сто раз короче, чем очередь, чтобы просто сделать селфи с самой известной итальянкой.
Вряд ли кто-то еще сможет ответить на вопрос в заголовке, но я попробую.
Когда экскурсии в Лувре подходят к 711 залу, экскурсоводы начинают с простого вопроса: "Знаете ли вы о Мона Лизе?". Вероятно, вы засмеетесь и ответите утвердительно, но на вопрос "почему" вы не найдете ответ. "Это же Мона Лиза!". Да, здорово. Но почему, откуда вы это знаете? Дальше туристы вспоминают просмотренные фильмы, прочитанные книги, школу, клип Бейонсе, социальные сети.
Мона Лиза, также известная как Джоконда, — важная картина в истории искусства, поскольку она является ключом к пониманию эволюции портретного искусства в эпоху итальянского Возрождения.
Доподлинно неизвестно, что «Мона Лиза» ознаменует собой инновацию в технике рисования портретов. В эпоху Возрождения портреты имели очень строгий и официозный стиль: темень, размытый фон, отсутствие прорисованного пейзажа, определенный набор предметов и одежды, — все это индикаторы социального статуса.
До Джоконды люди с портретов не улыбались, потому что это был официальный портрет: иногда их отправляли семьям, с которыми хотели поженить детей. Важно было выглядеть хорошо, чтобы продемонстрировать, что вы однозначно из состоятельной семьи.
Все дело в сфумато?
Теперь вы понимаете, почему Джоконда особенная: картина не следует чопорным правилам портретов Ренессанса.
Во-вторых, эта женщина не имела знатного происхождения. Есть предположение, что девушку с картины звали Лиза Герардини, жена состоятельного итальянского купца Франческо Джокондо, который и попросил Да Винчи написать ее портрет. Как можно догадаться, Франческо так и не получил картину. Причина до сих пор не известна: то ли художнику не понравился портрет, то ли да Винчи потребовалось слишком много времени, чтобы написать его. Кстати, Леонардо имел репутацию художника, который рисовал крайне медленно.
К тому же Да Винчи изобрел нечто новое для того времени: для фона выбрал странный ассиметричный пейзаж, на модели простая одежда, а вишенка на торте — загадочная улыбка. Эта улыбка на самом деле застенчива, а чувство загадочности связано с техникой, изобретенной художником — сфумато.
Сфумáто — это техника, заключающаяся в размытии контуров, что придает картине эффект туманности.
Джоконда — икона стиля?
У меня есть пост об отношении к улыбке до эпохи Возрождения тут. Для тех, кто еще не ознакомился, резюмирую: до эпохи Ренессанса было не принято улыбаться на официальных портретах, это предназначалось для маргинальных единиц общества.
Таким образом, элементы картины подчеркивают, что работа Да Винчи стала революцией в живописи, и уже этим можно было бы объяснить известность... но это не так.
С этой картиной связано много вопросов:
- Кем была заказана картина? Предположение о Франческо Джокондо лишь предположение.
- Показал ли Леонардо заказчику работу, и если да, то был ли он шокирован картиной и отказался от нее?
- Мог да Винчи бояться того, что подумал бы Франческо? Картина опережала свое время.
Этого мы никогда не узнаем. Поэтому, когда да Винчи приехал во Францию по приглашению короля Франциска I, он просто привез с собой незаконченные работы, в том числе эту. Так она пролежала какое-то время, а потом художник подарил ее королю. Франциск начал выставлять картину на всеобщее обозрение после смерти Леонардо.
В 1550 году другой художник и знаток живописи, Джорджо Вазари, опубликовал работу с биографиями итальянских художников эпохи Ренессанса. Леонардо да Винчи тоже удостоился внимания: книга была переведена на другие языки и быстро распространилась. Особое место было уделено Моне Лизе как гипнотически прекрасной картине, приближенной к жизни.
Особое место эта картина занимала в сердце Наполеона: она четыре года провисела у него в спальне. После ее вывесили в Лувре, но популярность картины так же быстро прошла, как и интерес к Наполеону.
Все эти причины не объясняют, почему «Мона Лиза» сегодня является всемирным шедевром. Я не думаю, что людей, приходящих в Лувр, волнует эволюция портрета в искусстве. Они идут в Лувр, чтобы увидеть икону, звезду, а не картину эпохи Ренессанса.
Как Монна Лиза превратилась в икону искусства? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся в 1911 год. На протяжении многих лет Джоконда оставалась лишь частью королевской коллекции, выставлялась в Лувре и не была изюминкой музея. Звездами Лувра тогда считались античные статуи и скульптуры, но в 1911 году произошло ограбление века.
Жертва грабежа
Однажды в музей пришли два молодых художника, чтобы срисовать портрет Джоконды, но оказавшись в 6-й зал галереи Денон, где висела картина, там оказалась пустота.
Никто не знал, где находится работа, а музею потребовалось два дня, чтобы понять, что ее украли. Об этом начали трубить на каждом углу!
Джоконда попала на обложки газет и журналов. Следствие длилось два года, и все это время люди следили за расследованиями, как мы сегодня следим за жизнью звезд или ожидаем выхода новой серии сериала.
Наконец, картина была найдена в Италии в 1913 году. Винченцо Перуджа, работавший в музее, решил украсть Мону Лизу и вернуть на историческую родину в Италию. Он считал, что это итальянская картина является важной частью итальянского наследия. Он попался на попытке продать работу итальянскому торговцу. После быстрого суда он попал в тюрьму на несколько месяцев, а потом все забыли об этой истории, но это был важный толчок, чтобы люди со всего мира приезжали в Париж, чтобы увидеть картину, похищенную на целых два года.
Вместо заключения
Вот примеры еще двух картин, на которых, предположительно, все та же Лиза Герардини. Об этих работах я расскажу в своих следующих постах.