Последняя большая война оставила после себя множество загадок, разгадать которые исследователи и любители не в силах до сих пор. Намеренная ли это была головоломка для будущего поколения или результат сумятицы, возникшей в регионах планеты во время конфликта – большой вопрос. Историки имеют на этот счёт разные мнения, но сходятся в одном – эти тайны ещё долго будут будоражить сознание живущих ныне, а может быть навсегда останутся загадочной Атлантидой двадцатого века.
Создание шедевра
Наряду с партийным советским золотом и нацистским «золотым поездом», в котором, как утверждает расхожее мнение, были спрятаны килограммы драгоценностей на миллионы долларов, ненайденной осталась и ещё одна драгоценность. Это знаменитая «янтарная комната». В 1699 году её сооружение начали в Пруссии, однако позже работы были приостановлены, потому что умер король Фридрих, чей сын не был заинтересован в дорогостоящей безделице. Зато новый монарх был гораздо более прагматичен и решил подарить янтарную отделку Петру Великому. В Петербург её переправляли на шестнадцати телегах. Архитектор Растрелли дополнил и украсил интерьер, и с 1716 года комната стала достоянием русских императоров.
После революции в Янтарную водили экскурсии, а советские реставраторы заботливо сохраняли сложную фактуру в надлежащем состоянии. Когда началась война, власти не смогли эвакуировать такую крупную драгоценность, поэтому защитили её от взрывной волны ватой и бумагой. В 1941 году немцы, оккупировавшие Пушкино, решили вывезти отделку в Германию. По другим данным, сделать это планировалось ещё во время разработки плана «Барбаросса» - незадолго до войны осматривать советские реликвии приезжала немецкая музейная комиссия.
Поиски
Война закончилась, и пострадавшие страны стали мало-помалу возвращать обратно отнятое у них добро. Вскоре выяснилось, что янтарных интерьеров нигде нет. Поначалу это объясняли неразберихой послевоенного времени, но через некоторое время стало понятно – комната исчезла без следа. Появилось множество версий относительно того, что могло случиться с сокровищем. Одни считали, что панно могли погибнуть в пожаре, другие говорили, что килограммы янтаря до сих пор лежат в скрытом от глаз посторонних тайнике, иные считают, что комната давным-давно попала в руки неизвестного частного лица и находится в его личном распоряжении.
Странные смерти
Мистицизма ситуации добавляет и то, что многочисленные попытки найти янтарные блоки не просто заканчивались неудачей, но и могли быть даже опасны для инициатора. Альфред Роде, директор музея Кёнигсбергского замка, который указывал на то, что янтарь был вывезен именно в Кёнигсберг, скоропостижно скончался почти одновременно со своей супругой в 1945 году. Точная причина смерти и её дата так и не были установлены. Майор КГБ Юрий Курица, который работал в Кёнигсберге с целью найти след драгоценностей, погиб в ДТП. Генерал-полковник Юрий Гусев, которые последние годы своей жизни занимался поисками похищенного янтаря, также погиб в дорожном происшествии при невыясненных обстоятельствах. Эрих Кох, один из самых видных деятелей НСДАП, на вопросы следователей отвечал, что не владеет никакой информации о янтарной комнате.
Всего же спустя 77 лет после окончания второй мировой, в Россию вернулось лишь два фрагмента, легендарной янтарной комнаты, найденные в Германии. Но 2003 году были завершены работы по воссозданию, этого шедевра, по сохранившимся фото и записям, и сейчас янтарную комнату может увидеть каждый желающий в Екатерининском дворце.
На сегодняшний день многие придерживаются тезиса о том, что бесследно пропасть такое крупное произведение искусства не могло – сокрытие его местонахождения, надо полагать, стало тщательно спланированной операцией. Некоторые исследователи находят в этой истории американский след – возможно, знаменитые панно сейчас находятся в распоряжении американских коллекционеров.