Каждый год вот уже на протяжение трех лет археология несет по стране, и этим летом заносит в неизвестную Республику Хакасия. В республику бывшего кочевого народа, охотников и рыболовов. В республику гор, степей и огромного количества курганов. Где живет народ чья культура мне не понятна.
Хакасия встречала дружелюбно: жарой в 35 градусов, выжженной травой, до горизонта, и ветром такой силы, что фирменная Американская зажигалка Zippo спасовала и перестала зажигаться. Впрочем к спартанским условиям мне было не привыкать. И первый же рабочий день преподнес сюрпризы.
Добираюсь до первого объекта.От лагеря до места раскопок идти минут 20. На протяжение всей дороги то тут, то там стоят огромные каменные изваяния, даже целые конструкции из нескольких камней непонятной для глаза формы. Как мне объяснил Жека- друг который и позвал меня в эту экспедицию это были курганы- погребальные памятники. Курганный комплекс который мы копали имел вид огромного квадрата.Но согласно технологии он был поделен на 4 сектора. В каждом из которых-огромное нагромождение камней. С специфика работы здесь не требовала такого глубокого погружения, как в Мальте. Мы зарывались максимум на 1 метр. И если натыкались на нагромождение камней, не трогали их. Дальше наша работа становилась намного интересней.
На 5 день когда все внутреннее сектора были очищены от основной массы земли, началась та часть раскопок, о которой вспоминаешь с содроганием. 40 человек-весь наш отряд-отложили лопаты в стороны и вооружились малярными кистями, встали у одной из стен и начали методично и тщательно зачищать все 4 квадрата. Занятие это, скажу я вам, для настоящих извращенцев, и требует больших усилий,: из-за степного ветра, который дует здесь со скоростью 15 метров в секунду, весь песок, что выметаешь, тут же летит обратно, прям в лицо тебе!
Героически преодолев ветер, сломавший любимую зажигалку, я приготовился к новым удивлениям и разочарованиям. И они не преминули явится. Мы стали отодвигать камни с могильных плит, используя при этом весь арсенал археолога, от маленькой лопатки и кисточки, до ножа. Медленно, слой за слоем, мы очищали курган. Но вот тут и крылось главное разочарование, о котором меня заранее никто не предупредил. Почти все могилы были полностью разграблены, нам удалось найти лишь несколько артефактов: керамические горшки, бронзовую сережку,браслет и костяную иглу.
И тут невольно в голову приходит мысль: кто виноват в этом, не нужно ли покарать преступника, не ужесточить ли государству закон против черных археологов? Но увы наказать виновников уже не получиться, это за нас уже сделало время. Все курганы были разграблены еще очень и очень давно.Предположительно, при переселение кочевых племен. Знали бы они какую медвежью услугу оказывают своим предкам.
Я разговаривал об этом за ужином с дядей Колей. Вообще-то его зовут Николай Тоболенко, но мы все, почему то называли его дядя Коля. Среди нас всех он был самым крутым археологом, не имеющим исторического образования. Дядя Коля ездит на раскопки вот уже 15 лет: открывая сезон в январе , и заканчивая в декабре. На раскоп он всегда приходит первым а уходит последним. Его огромного стажа хватало на то, чтобы быть грамотней большинства молодых научных сотрудников.
На мой вопрос что мы тут копаем, дядя Коля начал со скоростью пулемета вещать о наших курганах, так что мне пришлось оперативно работать ручкой. Рассматривая потом сделанные мною записи, и читая статьи, я понял, что дядя Коля почти дословно их цитировал.
-«Мы сейчас копаем курганы Афанасьевкой эпохи. Примерно в середине III тыс. до н.э., когда на территорию Хакасии с запада пришли европеоидные племена, разводившие домашний скот и занимавшиеся примитивным земледелием. Считается, что они сюда прикочевали, преодолев не одну тысячу километров, из степей Восточной Европы. В археологической литературе культура этих западных мигрантов известна как Афанасьевская, в честь горы Афанасьевой, расположенной на севере Хакасии на берегу Енисея. Под этой горой известный археолог С.А. Теплоухов впервые в 20-е годы ХХ столетия исследовал захоронения этой культуры»-рассказал дядя Коля.
А вот что я узнал из научных статей об этой удивительной и интересной культуре. Источник: https://hnkm.ru/khakasia/drevnyaya-kultura/afanasevskaya-kultura
С приходом Афанасьевцев начинается не только эра производящего хозяйства в Хакасии, но и эпоха бронзового века. Пришедшие племена, в отличие от местных, знали, что в горах можно найти камни, из которых при их накаливании вытекает необычный материал. Остывшим кускам ударами можно было придать разную форму, совершенно не доступную для изделий из камня, кости или дерева. Это была медь. Также первым медеплавильщикам было известно, что при добавлении в медь мышьяка получается более твердая бронза.
Из этих металлов Афанасьевцы изготавливали иголки и шилья, которые были намного прочнее костяных. Мы, кстати, нашли костяную. Впрочем, медные изделия тоже оказались в могилах, хоть и немного совсем, и керамика, конечно.
Вот, что я узнал о гончарном мастерстве Афанасьевцев.
Так же они готовили пищу в яйцевидных и шаровидных горшках с отогнутым наружу венчиком. Чтобы такой сосуд был устойчивым, его погружали в толстый слой раскаленных углей чашевидного очага, вырытого в земле. Практически вся поверхность сосудов украшалась несложным орнаментом в виде рядов прямых или косых оттисков гребенки, гладкой пластинки, палочки. Такой орнамент, скорее всего, имитировал фактуру плетеных корзин. На большие праздники, когда собиралось по несколько семейств, угощение варили в огромных сосудах объемом более 200 литров. Из глины также изготавливались ритуальные курильницы, представлявшие собой небольшие чаши, снизу имевшие поддон или ножки, а сбоку - ручку с отверстием для подвешивания. В таких сосудах жгли благовония во время религиозных церемоний.
Хорошо изучены не только предметы искусства и быта афанасьевцев, но и сами могильники. Ученые предполагают, что именно представители этой археологической культуры принесли традицию сооружать курганы в Минисинскую котловину.
Со времени афанасьевской культуры в Хакасии начинает широко распространяться традиция сооружения каменно-земляных конструкций для погребения усопших. Афанасьевцы для погребения выкапывали просторную квадратную яму с округленными углами. В такой могиле в ее юго-восточной половине укладывали от 3 до 9 человек разного пола и возраста. На второй половине размещались сопроводительная пища в горшках и вещи погребенных. Захоронение происходило в теплый период, ведь в промерзшем грунте было невозможно выкопать просторную могилу деревянными копалками. Тех же, кто умирал зимой, до весны размещали в специальном временном хранилище, предварительно отделяя голову от тела.
Вот такие вот странные для нас порядки были у тех, кто жил в хакасских степях несколько тысяч лет назад. Правда тогда, не было здесь ни самой республики, ни археологов. А вот дикие ветра, горы и духи предков, кажется, были здесь всегда. Магию здешних мест я почувствовал на себе. Я рад, что смог прикоснуться к ней в самом прямом смысле слова. Память о загадочной Хакасии, которая открыла нам далеко не все свои тайны, навсегда останется на кончиках моих пальцев.