Каждый из нас, в той или иной степени, находится "в плену" распространенных стереотипов о каких-то известных вещах. В военной истории, например, это если казак - то непременно с шашкой (что исторически совершенно не обязательно), а если турок - то с ятаганом.
Вот, к примеру, одна весьма известная картина - "Титуш Дугович жертвует собой при осаде Белграда".
Изображен здесь штурм турками Белграда, произошедший в 1456 году (кстати, для турок неудачный - султан Мехмед ранен, армия разбита вдребезги и пополам). Вроде все отлично, сцена так и дышит яростью боя, с художественно-эстетической точки зрения все прекрасно.
А вот с исторической - есть некоторые проблемы...))
У европейских воинов все нормально. У большинства турок в целом тоже.
Кроме одного...
У двух из них за поясами - классические "ушастые" ятаганы.
В 1456 году.
Если кто думает, что полотно современно эпохе - то таки нет. Его автор, Александр (Шандор) фон Вагнер, жил в XIX веке. Написана картина в 1859-м.
Для фон Вагнера было совершенно естественно, что турок немыслим без ятагана. Как раз в середине XIX века был их расцвет. С ятаганами тогда в Турции шлялись все, начиная с безобидных почтмейстеров...
Только в середине XV века никаких ятаганов еще в помине не было. Тем более в классической "ушастой" форме.
Самый первый из... Даже не ятаганов, а их прототипов - вот:
Это "ятаганный нож" султана Баязида Второго. Изготовлен в 1481 году.
Как видите, у него еще даже нет "ушей".
А до него - ятаганов не известно. Даже на изобразительных источниках, то есть на картинах, миниатюрах и т.п.
Вот ятаган Сулеймана Великолепного - 1526 года.
Опять-таки еще никаких "ушей". "Уши" у ятаганов начали появляться... За редким исключением - только с середины XVIII века!))
Но фон Вагнер про это банально не знал. Сведений о восточном клинковом оружии, его истории и эволюции Европа середины XIX века попросту почти не имела. У самих турков по определенным причинам узнавать было сложно...))
Вот и получился на картине, невольно, не по авторской задумке, самый натуральный анахронизм - предмет из одной эпохи, вписанный в совершенно другую...