Найти тему

Различия и раскол 17 века в Московском православии

Весь конфликт в рамках раскола в Московском государстве середины XVII века произошёл не только лишь из-за вопроса, какое количество пальцев необходимо использовать для крестного знамения.

Помимо споров о перстосложении, раскол также включал в себя огромное количество других разногласий. Однако важно отметить, что все они носили лишь обрядовый, а не догматический характер.


За время политической раздробленности русских земель в силу естественных для Средневековья причин постепенно накопились некоторые территориальные различия в богослужении. Кроме того, в середине XVII века оправившееся от последствий Смутного времени Московское государство идеологически вновь ненадолго вернулось к появившейся во времена Ивана Грозного концепции «Москва – третий Рим».

В качестве образца унификации обрядов патриарх Никон выбрал греческие богослужебные книги, что должно было также дополнительно подчеркнуть прямую историческую связь Москвы с Византией.

Однако часть православных, которая впоследствии получила название старообрядцев, не согласилась с данным решением и стала ориентироваться на древнерусские богослужебные тексты. За это сторонники официальной церкви подвергли их репрессиям, хотя в сущности оба течения русского православия являлись и продолжают являться абсолютно едиными в догматическом плане.