Скрипичные инструменты радуют слух и душу зрителей всего мира своей красотой и органичностью звука на протяжении последних столетий. Италия, Франция, Германия - прародители скрипичного мастерства и производства струнных музыкальных инструментов, которые всегда находились на вершине. Но и в России тоже есть несколько уникальных мастеров-одиночек, изучивших невероятно сложный, затратный и трудоёмкий процесс создания скрипок и альтов. И они успешно работают над созданием нового поколения музыкальных инструментов.
В мастерской одного такого российского мастера скрипичных дел побывал фотокорреспондент журнала «Российское фото» Сергей Венявский. И мы с удовольствием представляем вам его репортаж.
Небольшая, но очень уютная мастерская Андроника Ягубьянца расположена в тихом частном секторе одного из районов Ростова-на-Дону. Сам хозяин крайне приветлив и скромен, наотрез отказывается называть себя мастером скрипичных дел, ограничиваясь простым термином «музыкальный ремесленник». Ещё в детстве Ягубьянц решил стать мастером по производству музыкальных инструментов. Особое впечатление произвела на него история взаимоотношений двух итальянских скрипичных мастеров Амати и Страдивари.
Свою первую скрипку юный Андроник начал строить (а скрипки именно строят, как корабли на стапелях) примерно в 10 -11 лет. Тогда это был просто кусок дерева, найденный в бабушкином саду, который вдохновил юного мастера на первые шаги по созданию скрипки. Постепенно пришло понимания правильных действий - были прочитаны сотни книг по химии, математике, геометрии и обработке древесины. О том, как достается кусок хлеба скрипичному мастеру, отчётливо говорят его пальцы и глаза, натруженные тысячами движений различных инструментов - начиная от лобзика и напильника, заканчивая молотком и минипаяльником.
«Скрипку нельзя просто так сделать. Её нужно придумать, набросать в голове, потом перенести мысли на бумагу, подобрать породу дерева, составить правильную химическую формулу лака, придумать формы и изгибы для инструмента» - говорит Ягубьянц.
Внешне все скрипки для обывателя одинаковы, но Ягубьянц уверен, что это глубокое заблуждение, и каждый новый инструмент уникален по-своему. У каждой скрипки свой неповторимый «голос», свои изгибы и формы. На постройку одной скрипки у мастера может уйти до десяти лет работы. Минимальный же срок изготовления составляет примерно 12-16 месяцев.
«Скрипку мало построить, её надо разыграть, она должна отвисеться в определённом месте и при определённой температуре, ей надо дать время на скрепление клея и лака. Если не соблюдать все эти условия, инструмент не будет пригоден к звучанию и все придётся начинать с начала» - продолжает Андроник свой рассказ.
Напоследок стоит подчеркнуть, что скрипки Андроника Ягубьянца сегодня играют кроме России на нескольких континентах. Дарят свой звонкий и уникальный голос зрителям на международных концертах и конкурсах, находятся в частных музыкальных коллекциях нескольких ведущих мировых музыкантов.
Текст и фото: Сергей Венявский