Написать настоящую заметку меня побудили непрекращающиеся заявления на международной арене, что ООН не справляется с возложенными на нее обязанностями, в связи с мировыми вызовами[1], а также сравнения ООН с ее предшественницей – Лигой Наций. Мне, как выпускнику кафедры международного права Юрфака СПбГУ, захотелось проанализировать эту ситуацию с профессиональной точки зрения и донести выводы до широких масс. Итак, начнем.
Лига Наций
Как известно, в 1919 г. по инициативе американского президента Вудро Вильсона была создана международная организация, главной целью которой провозглашались обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств, — Лига Наций. Истерзанные Первой мировой войной страны, конечно, поддержали эту миролюбивую инициативу. Однако, представляется политической ошибкой включение Статута Лиги Наций в часть I Версальского Мирного Договора от 28.06.1919[2], т.к. создается впечатление, что Лига Наций использовалась в качестве инструмента, дисциплинирующего побежденные страны. По крайней мере, такое предположение подтверждается на примере Германии, которая была стороной Версальского Договора, но при этом не вошла ни в число первоначальных членов Лиги Наций, подписавших Договор, ни в число государств, приглашенных вступить в Лигу Наций[3]. Германия стала членом Лиги Наций только в 1926 г.[4]
Однако, главной причиной несостоятельности Лиги Наций было отсутствие у нее универсального характера, в отличие от ООН. Так, несмотря на то, что В. Вильсон был одним из авторов Статута Лиги Наций и активных участников конференций в Версале, США так и не ратифицировали Версальский Мирный Договор[5]. Наша страна, как известно, после Октябрьской революции 1917 года определенный период находилась в международной изоляции и была принята в Лигу Наций только в 1934 г.; однако, уже в 1939 г. была исключена из-за начала советско-финской войны. К этому же времени из Лиги Наций добровольно вышли фашистские страны: Германия в 1933 г.; Япония – в 1935 г. и Италия – в 1939 г.[6]
Таким образом, Лига Наций просто не имела политических возможностей, чтобы реализовать те грандиозные идеи, которые были заложены в ее Статут. На этом факте и основывается критика Лиги Наций, как «пустышки».
Вместе с тем, человек, который однобоко критикует Лигу Наций, как «пустышку», является либо политически ангажированным, либо мало эрудированным, т.к. заявлять, что Лига Наций ничего не достигла, это как минимум несправедливо. В социальной сфере и сфере прав человека без ее наработок достижений ООН в указанных сферах просто не было бы[7]. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. разрабатывалась, в том числе, на основе исследований, проведенных Лигой Наций. Более того, именно в рамках Лиги Наций в дополнение к арбитражу, с помощью которого мирным путем разрешали споры между государствами, было создано первое международное судебное учреждение – Постоянная Палата Международного Правосудия (ППМС), на основе которой был создан Международный Суд ООН. К слову, Международный Суд ООН никогда не прекращал в своих решениях ссылаться на практику ППМС. По факту, не было бы Лиги Наций – не было бы ООН. Поэтому в вопросе обоснованной критики деятельности Лиги Наций нельзя так просто рубить с плеча.
Теперь, когда мы разобрались с Лигой Наций, перейдем к Организации Объединенных Наций.
Организация Объединенных Наций
История Организации Объединенных Наций началась далеко не в 1945 г., как многие могут ошибочно подумать, в 1941 г. после вступления во Вторую Мировую Войну США, когда в Вашингтоне была созвана конференция союзных государств, в ходе которой и родилось название этого союза – Объединенные нации. Автор этого названия – Фр. Рузвельт, которого также поддержал У. Черчилль, процитировав при этом строки Байрона о Греции, освобожденной от турецкой власти в XIX в. совместными усилиями России, Британии и Франции: «здесь, где сверкнул объединенных наций меч, мои сограждане непримиримы были, и это не забудется вовек»[8].
Окончательно необходимость создания новой всеобщей универсальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, была признана в Московской декларации, подписанной СССР, Китаем, США и Великобританией 30 октября 1943 г.[9] Далее, выводы Московской конференции 1943 г. были подтверждены на Тегеранской конференции, переговорах в Думбартон-Оксе (21 августа – 28 сентября 1944 г.) и на Ялтинской конференции.
В итоге, 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско была созвана международная конференция, на которой и был выработан окончательный текст Устава ООН. Принимали участие в разработке текста Устава ООН и советские ученые, например, доктор юридических наук Крылов С.Б. Сам Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г., со стороны СССР его подписал знаменитый советский дипломат А.А. Громыко. В итоге, днем рождения ООН стал день вступления Устава в силу – 24 октября 1945 г.
Таким образом, создание Организации Объединенных Наций стало большим достижением после Второй Мировой Войны. В мире тогда действительно витал дух миролюбия. Интересен тот факт, что землю для постройки штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке была передана в дар ООН Рокфеллером для «дела мира», как он выразился. Хотя на мой взгляд, Рокфеллер таким образом «грехи замаливал», ибо такое состояние, как у него, честным и законным способом не заработаешь.
По сути, ООН была рождена благодаря усилиям двух мировых лидеров – Сталина и Рузвельта. Этот факт и предопределил условия успешности деятельности ООН во второй половине ХХ века. Вся система Организации Объединенных Наций удачно вписалась в двуполярный мир и, на мой взгляд, стала дополнительным «уравновешивающим механизмом» для двух противоборствующих систем. Именно такой характер ООН и стал причиной, на мой взгляд, для начала постепенного спада активности ООН.
Все началось в конце 1991 г. с распадом великой державы – СССР. Существовавший миропорядок был разрушен, и США записали этот слом в свои победы, даже медаль «За победу в Холодной войне» учредили. США настолько были опьянены так называемой «победой» над СССР, что почувствовали себя гегемонами мира. Об этом, в частности, говорит название первой главы политического труда «Великая шахматная доска»[10] одного из идеологов внешней политики США З. Бжезинского. Неудивительно, что США решили реализовывать идеи, изложенные в этом произведении.
Первым «выстрелом» в ООН была прямая агрессия против суверенного государства в нарушение запрета применения силы, закреплённого в Уставе ООН, – американские бомбардировки Сербии в 1999 году. И ведь не было никакого осуждения США со стороны ООН. Единственным протестом против этих международно-противоправных действий был разворот самолета над Атлантикой российским премьер-министром Примаковым.
Дальше был Ирак и другие нарушения международного права со стороны США, в отношении которых ООН закрыла глаза.
Конечно, в отношении нарушений международного права важно отметить следующую особенность международного права – к ответственности нарушителя будут привлекать равные ему по правам субъекты – такие же государства, т.к. в международном праве нет карающих органов, как в государстве. Классическое латинское изречение par in parem non habet imperium – равный над равным власти не имеет отражает суть международного права: оно создается равноправными субъектами – государствами для регулирования отношений между собой, т.е. для самих себя.
В таких условиях в целях разрешения межгосударственных споров, а также в целях усиления международного сотрудничества государства вынуждены создавать международные институты в форме международных организаций, включая международные судебные учреждения. И самая главная характеристика международных организаций – они должны быть независимы.
Выполняется ли это условие применительно к ООН сейчас. К сожалению, нет. И дело не только, что в ООН входят много государств-сателлитов США. К сожалению, имеются основания подозревать, что США поставило зависимость от себя и целые международные организации, включая ООН. В этой связи, можно отметить, что решение разместить штаб-квартиру ООН в США было ошибкой – это только упростило задачу США сделать эту организацию «карманной».
Таким образом, очевидно, что на настоящий момент ООН – это «политический труп». Но сравнивать ее с Лигой Наций юридически и политически неверно: условия, в которых ООН потеряла свою значимость на международной арене, кардинально отличаются от условий утраты такой значимости Лигой Наций.
Что же делать? – возникает закономерный вопрос. В таких условиях звучат возгласы о кризисе международного права. Причем звучат они не только от политиков и журналистов, но и даже некоторых юристов[11]. Извините, но такой подход в корне неверен. Это все равно, что заявить, что уголовное право не работает, т.к. преступления все равно совершаются (а они совершаются – посмотрите, например, стенды «Их разыскивает полиция»). Напротив, в такой ситуации нужно придерживаться мнения, выдвинутого известным российским юристом-международником, профессором, к.ю.н., Галенской Л. Н. (которая, кстати, была научным руководителем у российского Президента при написании им дипломной работы в студенческие годы). В частности, Л. Н. Галенская отметила, что изменения в отношениях между государствами, многочисленные нарушения норм международного права свидетельствуют не о кризисе права, а о кризисе правоприменения[12].
В свою очередь, к этому авторитетному мнению добавлю, что такой кризис – не новинка в нашей истории, и здесь необходимо обратиться к вопросу о периодизации международного права.
Периодизация международного права: настал момент перемен
В доктрине международного права принято делить историческое развитие международного права на следующие периоды:
- Международное право в древности;
- Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.);
- Международное право от Вестфальского мира 1648 г. до Венского конгресса 1814 – 1815 г.;
- Международное право от Венского конгресса 1814 – 1815 г. до Версальского Мирного Договора 1919 г.;
- Международное право от Версальского Мирного Договора 1919 г. до создания ООН.
Первые два периода мы не рассматриваем – они связаны с соответствующими историческими эпохами, а внимательно проанализируем периоды, начиная с 3-го. Не замечаете ничего одинакового?
А тут все просто: каждый новый этап развития международного права, каждый этап слома «старого» международно-правового порядка был связан с окончанием крупных войн. Вестфальским миром 1648 г. была окончена Тридцатилетняя война в Европе – религиозная война между католиками и протестантами; Венским конгрессом 1814 – 1815 г. окончились наполеоновские войны; в Версале окончилась Первая Мировая Война; а создание ООН венчает окончание Второй Мировой Войны, и именно с этого момента начинается современное международное право.
А теперь задумаемся о характере вооруженного конфликта на территории под названием «Украина». Очевидно, что Украина – это не сторона конфликта, а орудие. Орудие НАТО против России. По факту, идет глобальная гибридная война между Россией и коллективным Западом. Война, которая отличается от войн прошлого, что очевидно – мир тоже изменился. Тут я ничего нового не написал. Я хочу сказать другое.
Данный вооруженный конфликт в совокупности с кризисом правоприменения в международном праве свидетельствует о том, что очередной период в международно-правовой системе подошел к своему логическому завершению – мы на пороге слома очередной «старой» международной системы и «рождения» новой (к сожалению, рождение в этом мире – всегда в муках). И в таких условиях ООН действительно «умерла» — ей придет на смену новая международная организация, которая возглавит новую систему. В этой связи, выскажу свое мнение, что можно предложить на замену ООН и роли России в этом новом мире.
Не забывайте ставить лайк!
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!