Найти тему
1,1K подписчиков

История цивилизаций: разные подходы

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Стивен Юлл. Содружество цивилизаций. Изображение из открытых источников.
Стивен Юлл. Содружество цивилизаций. Изображение из открытых источников.

В моей космоопере и детям-школьникам, и студентам преподают историю цивилизаций. Казалось бы, что может быть естественнее, коль скоро дело происходит в космосе? История в нашем, узко локальном смысле там не прокатит. В Межгалактический альянс входит множество самых разных миров, на Земле свет клином не сошелся, и считать, будто какая-то из земных цивилизаций - венец в развитии вселенского разума, по меньше мере смешно. Значит, нужно преподносить предмет так, чтобы каждому уделялось уважительное внимание, и никакая цивилизация не казалась доминирующей над прочими.

А возможно ли это?..

Я-то сама - историк. Правда, моя специальность - история музыки, однако она немыслима вне истории в широком понимании слова, и особенно - истории культуры в целом. Преподаю историю западной музыки, однако иногда доводилось заниматься и историей русской музыки. История неевропейских культур - не моя сфера, там свои специалисты.

И всякий раз, продумывая очередной курс, размышляешь над проблемами общей методологии и оценочных суждений. Подходы, выработанные еще в 19 и 20 веках (в том числе марксистами) уже не работают. Критерий "прогресса" применительно к культуре и искусству крайне сомнителен. Есть разные системы мышления. И внутри каждой из них существуют свои закономерности развития.

Многослойность и симультанность цивилизаций. Изображение из открытых источников.
Многослойность и симультанность цивилизаций. Изображение из открытых источников.

Значит ли это, что всё совершенно относительно, и мы вправе лишь описывать явления, не давая им оценок и не сравнивая синее с горячим, круглое с железным, а прозрачное с шестиногим?.. Однако любой историк ощущает живой ток истории, ее течение, ее внутреннюю логику, иногда трудноописуемую, но проявляющуюся достаточно очевидно.

Примерно то же касается и истории цивилизаций, даже взятых в неземном измерении.

И тут в моих книгах обрисовывается как минимум два подхода.

Первый преподносит в школе на Арпадане сэр Колин Маклеод, исследователь дальних миров, сподвижник барона Максимилиана Александра Ризеншнайдера цу Нойбург фон Волькенштайна. Сэр Колин - тоже аристократ, скорее всего, выпускник какого-нибудь "Оксбриджа", эрудит и интеллектуал, однако вовсе не сноб.

Поскольку он имеет дело со школьниками, то есть с детьми, причем принадлежащими к разным космическим расам, он предельно аккуратен в суждениях и очень толерантен. В его изложении история цивилизаций - это удивительно пестрый цветник, где все растения хороши, но цветут они не синхронно и не равномерно. Он склонен различать культуру (гораздо более широкое понятие) и собственно цивилизацию - последняя ориентирована на технологическое развитие. Стало быть, если на какой-то планете отсутствуют высокие технологии, это вовсе не значит, что она "отсталая". Там может быть сложно устроенная культура, и это тоже очень ценный вклад в общий "цветник".

Встреча культуры и цивилизации. Изображение из открытых источников.
Встреча культуры и цивилизации. Изображение из открытых источников.

Критерием цивилизованности становится не наличие сложных машин и летной техники, а готовность к сотрудничеству, отсутствие немотивированной агрессии, способность понять и принять нечто иное, если оно тоже ведет себя разумно и доброжелательно.

Поэтому некоторые миры, которые могли бы считаться технологически "отсталыми", входят в Межгалактический альянс: развитие их культуры это позволяет. А другие, технологически развитые, наоборот, могут существовать вне Альянса: их посещение запрещено до лучших времен, ибо они агрессивны, и их нельзя подпускать к высоким космическим технологиям, которые они могут использовать во вред себе и соседям. Вплоть до недавнего времени (речь идет о будущем, описанном в "Хранительнице"), к таким планетам относилась и Земля.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Сэр Колин учит школьников ценить каждую культуру и цивилизацию, терпимо и благожелательно относиться к любым разумным существам, и, в его представлениях, все мы - члены огромной вселенской семьи, и объединяет нас наличие разума, способного решить все проблемы.

Другой подход, абсолютно нечеловеческий, демонстрирует в своем курсе истории цивилизаций аисянин, профессор Уиссхаиньщщ, преподающий этот предмет в Колледже космолингвистики на Тиатаре.

Для него самое важное - методология анализа цивилизационных процессов в Космосе. Поскольку аисяне почти бессмертны, время для них - категория относительная. Они способны воспринимать время как многослойную конструкцию, а не как вектор. Разум и для них тоже - главная ценность, однако он же - и главная цель существования Вселенной. Стало быть, наибольшей ценность обладают те цивилизации, в которых разум господствует над страстями, обусловленными животным или вообще белковым происхождением организмов в том или ином мире. Поэтому для Уиссхаиньщща есть цивилизации безусловно высшие (те же аисяне), а есть... хм... развивающиеся и принятые в Межгалактический альянс скорее авансом (те же земляне).

Контраст цивилизаций. Изображение из открытых источников.
Контраст цивилизаций. Изображение из открытых источников.

Именно этот подход вызывает в книге "Тиатара" бунт моей героини - Юлии Цветановой-Флорес, которая восстает против профессора Уиссхаиньщща, понятия не имея, кто он такой на самом деле (не буду спойлерить, но это крайне высокопоставленное лицо). Юлию поддерживают многие другие студенты, также обиженные на профессора за его предвзятость.

Конфликт удается погасить и ввести в мирные рамки. Но Юлия потом говорит Уиссхаиньщщу, что причиной едва не разразившегося столкновения стала не обида представителей "малоразвитых" цивилизаций, а различие двух подходов к истории как таковой.

Один - взгляд сверху, очень издалека, как у профессора Уиссхаиньщща. Может быть, во вселенском масштабе он и прав. Но со своих высот он, существо почти бессмертное, не в силах понять историческую конкретику, которая движет реальными поступками живых творцов истории.

Другой подход - изнутри, как у сэра Колина Маклеода. Существа вроде людей просто живут внутри своей истории, и для них ценен каждый ее миг и каждый период. Обобщения возможны лишь на основании накопленного опыта, но они никогда не могут носить вселенского характера, поскольку такой опыт не будет вселенским.

Примирить эти два подхода - задача идеального преподавателя истории цивилизаций.

Два подхода к истории цивилизаций. Изображение из открытых источников.
Два подхода к истории цивилизаций. Изображение из открытых источников.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.