Найти тему
Евгений Барханов

Под именем пропавшего без вести в Афгане советского солдата - проходимец. Часть № 1

Оглавление

Проходимец - существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение, человек, способный на нечестные поступки; плут, мошенник. Что заставляет нас поддерживать контакты с этими людьми?

Они знают некоторые факты из жизни людей, именами которых прикрываются, т.е. та самая информация, которая может быть известна узкому кругу людей, следовательно: можно предположить, что эти проходимцы были лично знакомы с пропавшими без вести советскими солдатами в Афганистане и о судьбе которых до сих пор ничего не известно.

ХАКИМОВ Бахретдин Шарафович , рядовой, род. в 1960 в г. Самарканд Узбекской ССР. Узбек. Призван 26.10.78 Сиабским РВК Самарканда. В Республике Афганистан с декабря 1979. Пропал без вести 7.9.1980 в провинции Герат.
ХАКИМОВ Бахретдин Шарафович , рядовой, род. в 1960 в г. Самарканд Узбекской ССР. Узбек. Призван 26.10.78 Сиабским РВК Самарканда. В Республике Афганистан с декабря 1979. Пропал без вести 7.9.1980 в провинции Герат.

Рядовой Бахретдин Хакимов находился в Афганистане с декабря 1979 года, где проходил службу в 101-м мотострелковом полку пятой гвардейской мотострелковой дивизии. Пропал без вести 7 сентября 1980 года. И вдруг, как гром среди ясного неба:

Бывший советский солдат - хранитель музея Джихада в Герате (Афганистан)

Эта новость буквально облетела весть мир.

Хакимов Бахретдин (слева), Шейх Абдулла (справа)
Хакимов Бахретдин (слева), Шейх Абдулла (справа)

Музей Джихада находится на западе города Герат. Музей был открыт в 2010 году по инициативе Мохаммада Исмаил-Хана — Губернатора провинции Герат.

Мохаммад Исмаил-Хан - самый видный в западных провинциях Афганистана полевой командир, в прошлом армейский капитан, перешедший к моджахедам после апрельской революции. Военный опыт, грамотность и требовательность быстро позволили ему стать местным эмиром, во власти которого находились семь провинций.
Мохаммад Исмаил-Хан - самый видный в западных провинциях Афганистана полевой командир, в прошлом армейский капитан, перешедший к моджахедам после апрельской революции. Военный опыт, грамотность и требовательность быстро позволили ему стать местным эмиром, во власти которого находились семь провинций.

Музей Джихада был задуман и открыт в 2010 году как место, где можно ознакомиться с историей войн и конфликтов на территории Афганистана. С момента открытия музей посетило много людей, в их числе известных личности, американские конгрессмены, ветераны из бывшего СССР и даже замкомандующий силами НАТО в Афганистане. Здесь находится мемориал героев-моджахедов, воевавших в 70-80-е годы с СССР, а также граждан страны, отдавших жизнь за ее независимость. Экспонаты музея иллюстрируют жестокость и последствия боевых действий. Атмосфера ужаса пронзает посетителей.

Один из эпизодов панорамы музея Джихада.
Один из эпизодов панорамы музея Джихада.
Один из эпизодов панорамы музея Джихада.
Один из эпизодов панорамы музея Джихада.

На графической диораме и фреске в больших залах музея посетителям показано, как жители восстали против советских солдат. Этапы сражения заканчиваются победой моджахедов.

-6

Музей состоит из трех ротонд – голубой, зеленой и белой. Наружные стены здания – мемориал с именами жертв войны, женщин и мужчин, а по периметру ротонды выписаны стихотворения, посвященные мученикам. Музей Джихада расположен в парковой зоне на высоком холме, его окружает цветущий сад и фонтаны.

Знакомство с Шейхом Абдуллой обещало открыть очередную неизвестную страницу афганской войны.

Руководитель проекта "Афган, без вести пропавшие" Александр Лаврентьев несколько раз посещал музей Джихада и подолгу разговаривал с Абдуллой, и каждый раз уезжал от него с чувством некой фальши от того, что слышал из уст этого проходимца. Но даже при этом некоторые факты заставляли продолжать проверку этого человека.

-7

Устроенный телефонный разговор Абдуллы с родственниками Хакимова Бахретдина подтвердили опасения. Они не узнали в Абдулле своего брата. Анализ крови на ДНК также оказался отрицательным. Шейх Абдулла проходимец. На беспокоящие вопросы Александра Лаврентьева, откуда Абдулла знает некоторые детали жизни и службы Хакимова? Абдулла уклончиво отвечает, утверждая, что он не проходимец, а именно тот, за которого себя выдаёт, приплетая собственные сочинения о том, что он служил в КГБ разведчиком, и до принятия ислама был иудей, а иногда в разговоре он вспоминал себя католиком.

Предлагаем вам интервью с Шейхом Абдуллой, которое он дал изданию Афганистан.Ру

Экскурсия по музею вместе с бывшим советским разведчиком по имени Бахретдин Хакимов, которого по его заявлению спасли моджахеды. Он поменял имя на Шейх Абдулла и служит афганскому народу уже более 33 лет.

Шейх Абдулла. Одна из экспозиций музея Джихада.
Шейх Абдулла. Одна из экспозиций музея Джихада.
История боевых действий в Афганистане в годы советского присутствия помнит случаи попадания советских военных в плен к моджахедам. Некоторые из этих солдат, изначально находившиеся в положении военнопленных, со временем обосновались в Афганистане, став гражданами этой страны. Такая судьба выпала Бахретдину Хакимову, бывшему служащему военной разведки. Он попал на афганскую войну в возрасте 22 лет, но после тяжелого ранения оказался в плену. Впоследствии Бахретдин Хакимов остался жить в Афганистане и поступил на службу в полицию. Сейчас бывший советский военный работает в мемориальном музее «Джихад» в Герате.
На данный момент только в афганской провинции Герат сейчас проживают трое бывших советских военных, в число которых входит Хакимов, получивший имя Шейх Абдулла. Недавно корреспондент «Афганистан.Ру» встретился с Хакимовым и взял у него интервью, которое мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.
-9

Афганистан.Ру: Господин Хакимов, спасибо за то, что Вы нашли время для этого интервью. Прежде всего, не могли бы Вы представиться?

Б.Х.: Мое прежнее имя – Хакимов. Сейчас меня зовут Шейх Абдулла. Я родом из Москвы. В настоящее время я проживаю в афганской провинции Герат.

Афганистан.Ру: Где Вы родились?

Б.Х.: Я был рожден в Узбекистане, но мои отец и мать родом из Москвы.

Афганистан.Ру: Где Вы проходили военную подготовку и когда приехали в Афганистан?

Б.Х.: Военную подготовку я проходил в столице Узбекистана Ташкенте, еще некоторое время обучался в Москве. В Афганистан я попал в 1977 году.

Афганистан.Ру: Что Вы чувствовали, когда приехали в Афганистан вместе с советскими войсками?

Б.Х.: Я чувствовал, что исполняю свой долг. Нам было поручено отправиться в Афганистан, чтобы служить родине.

Афганистан.Ру: В каких провинциях Афганистана проходила Ваша служба в составе советского контингента? Где Вы оказались вначале по прибытии в страну, в какой провинции и при каких обстоятельствах Вы были ранены?

Б.Х.: Вначале нас привезли из Ташкента в Кабул. Там мы провели около недели. Затем мы поехали в Герат и исполняли свой служебный долг в различных районах этой провинции. В конце концов, в уезде Шинданд я был ранен в бою с моджахедами, которые впоследствии стали моими лучшими друзьями.

Афганистан.Ру: В ту неделю, что Вы провели в Кабуле, Вы также участвовали в боевых действиях?

Б.Х.: Нет. В течение недели мы находились в расположении советских войск, и, как я уже сказал, через неделю нас перевезли в Герат, где я служил два года в различных районах этой провинции, в том числе в Дарваза Кандагар и Дарваза Мирдавуд. В начале третьего года службы меня перевели в Шинданд, и там произошли события, после которых я остался жить в Афганистане.

Афганистан.Ру: Расскажите о том, как Вы были ранены, и как моджахеды обращались с Вами в плену.

Б.Х.: После того, как в меня попала пуля, я потерял сознание, а когда пришел в себя, то узнал, что нахожусь у Ходжи Абдулазиза. Вначале меня два-три месяца лечили и восстанавливали мое здоровье травами местные знахари, а затем французские врачи извлекли пули, попавшие мне в голову и поясницу. Постепенно местные жители начали приглашать меня к себе. Со мной обращались с величайшей человечностью и заботой. Некоторое время спустя доброта этих людей привела меня к Исламу, и местные стали называть меня Шейх Абдулла.

Афганистан.Ру: В то время, когда Вы находились у моджахедов и когда русские покидали Афганистан, не хотелось ли Вам вернуться в Советский Союз? Возникает ли у Вас сейчас желание вернуться в Россию?

Б.Х.: Сначала я мечтал вернуться в Советский Союз, поскольку там, где я жил <в Афганистане>, у меня было много затруднений: я не мог обратиться в государственные органы, не был знаком с местными порядками и обычаями. В то время не было телефонов и интернета, и я очень хотел вернуться. Но тогдашнему правительству в Москве до таких, как я, не было никакого дела. Они считали всех нас погибшими и просто забыли о нас. Но прошло время, и постепенно я привык к новому месту и полюбил его. Место моего временного пребывания стало моим основным и официальным местом жительства, и я совсем перестал думать о возвращении в Россию. Несмотря на то, что представители российского правительства несколько раз приезжали в Афганистан и приезжают до сих пор, у меня нет никакого желания возвращаться, потому что я доволен жизнью там, где я сейчас живу. Жители Герата и старейшины этого города, в том числе Амир Сахиб Исмаил-хан, Ходжи-ага Абдулвахиб Катали и другие, отнеслись ко мне с большой добротой и помогли мне наладить жизнь. Они заботились обо мне, как о собственном сыне и брате, и сделали все, чтобы мне с ними было хорошо, и сейчас я всем доволен.

Афганистан.Ру: Что побудило Вас принять Ислам?

Б.Х.: Первые два-три месяца я еще не был мусульманином. Однако когда я увидел, с какой добротой и человечностью ко мне относились, с какой предельной добротой удовлетворялись мои потребности и пожелания, я проникся симпатией к мусульманам и захотел принять их веру.

Афганистан.Ру: Кем Вы теперь считаете себя – афганцем или русским? Есть ли у Вас афганский паспорт?

Б.Х.: Да, у меня афганский паспорт, и я считаю себя гражданином Афганистана.

Афганистан.Ру: Расскажите о том, как Вы вступили в брак в Афганистане? Как проходила ваша свадьба?

Б.Х.: Я женился на девушке-пуштунке из Шинданда, и у нас была традиционная свадьба. Поскольку мы жили в горной местности, где нет ни залов, ни дворцов бракосочетания, с приготовлениями к свадьбе мне охотно помогли местные жители. К сожалению, через некоторое время я потерял жену. Но четыре года назад при содействии старейшин Герата я вновь женился, и сейчас живу со своей второй женой в гератском районе Гуль-Орду.

Афганистан.Ру: Нам хотелось бы узнать и о Ваших потомках. Сколько у Вас детей от каждого из браков?

Б.Х.: От первого брака у меня осталась 14-летняя дочь. Второй брак длится уже четыре года, но, к сожалению, в этом браке у меня нет детей.

Афганистан.Ру: Остались ли у Вас родственники в России, поддерживаете ли Вы с ними контакты?

Б.Х.: Да, у меня есть сестра и брат. Сестра живет в Москве, а брат в Узбекистане. Я общаюсь с ними по воскресеньям через «Фейсбук» и другие социальные сети.

Афганистан.Ру: Живы ли Ваши родители?

Б.Х.: Мой отец умер еще до моего отъезда в Афганистан. Мать скончалась спустя пять-шесть лет после получения известия о том, что я жив.

Афганистан.Ру: Чем занимаются ваши брат и сестра? Не просят ли они Вас вернуться в Россию, когда вы общаетесь?

Б.Х.: Вначале они настойчиво просили меня вернуться. Но после того, как они узнали, что я принял другую веру, они перестали настаивать. Теперь мы просто иногда беседуем друг с другом и делимся новостями.

Афганистан.Ру: Какие у Вас остались воспоминания о Советском Союзе? И к какому времени относятся Ваши лучшие воспоминания?

Б.Х.: Я тепло вспоминаю о Советском Союзе и о своих товарищах, особенно о тех временах, когда я ходил в школу со своими подружками.

Афганистан.Ру: Вы окончили школу?

Б.Х.: Да. В то время в школе учились десять лет. Я закончил десятилетку и после этого был отправлен в Афганистан.

Афганистан.Ру: Вы еще можете говорить по-русски?

Б.Х.: Да, все еще немного могу.

Афганистан.Ру: Чтобы обрести вторую родину в Афганистане, Вам потребовалось преодолеть языковой барьер. Какими из языков Афганистана Вы сейчас владеете и кто помог Вам их изучить?

Б.Х.: Я владею фарси и пушту. Фарси меня научил один из тогдашних руководителей моджахедов, к которым я попал, а пушту я выучил потому, что в том месте, где я находился [в Шинданде – прим. Афганистан.Ру], в основном проживает пуштуговорящее население.

Афганистан.Ру: Что Вы думаете о нынешнем уровне российско-афганских отношений?

Б.Х.: Отношения между Афганистаном и Россией в настоящее время и в прошлом сильно различаются. Да Вы и сами изучали историю…

Афганистан.Ру: Почему Вы предпочитаете жить в Афганистане, несмотря на то, что, как вам известно, положение Афганистана с социально-экономической точки зрения, а также в плане безопасности намного хуже, чем ситуация в России?

Б.Х.: Действительно, меня воспринимают как русского. Но для меня не важно, в каких условиях живет Афганистан. Мне нравится жить с этими людьми, и этим людям также хорошо со мной. Я ощущаю себя гражданином Афганистана, и мне здесь спокойно и комфортно.

Афганистан.Ру: Расскажите, как вас разыскали российские гуманитарные организации. Когда это произошло?

Б.Х.: Меня нашли два года назад. Несколько раз они приезжали сюда и просили меня вернуться. Но как советский солдат я до сих пор не получил ответа на вопрос, почему меня не нашли в первые годы и почему меня вообще не искали? Почему меня не нашли, когда победили моджахеды? Почему меня не искали, когда пришли талибы? А теперь, когда я уже привык жить новой жизнью, мне говорят: возвращайся.

Афганистан.Ру: Что бы Вы хотели передать правительствам и народам стран бывшего Советского Союза?

Б.Х.: Я бы хотел спросить у правительств бывших советских республик, почему они раньше не искали оставшихся в Афганистане советских солдат и очнулись только сейчас, спустя 35 лет. В настоящее время в Афганистане до сих пор находятся несколько бывших советских военных. Один из них проживает в провинции Гор, в Чагчаране [административный центр данной провинции – прим. Афганистан.Ру], двое других – в Гельманде, один человек – в Кандагаре. Но ни один из них не хочет возвращаться. Почему о нас не вспоминали, когда мы хотели вернуться, а теперь пытаются сделать все, чтобы это произошло?

Ну а российским людям я хочу сказать… защищайте свою страну, свою землю и свою родину так, чтобы с ней не случилось того же, что произошло с Афганистаном. Чтобы не столкнуться с такими же трудностями и не стать такими же несчастными, как Афганистан и другие воюющие страны, им следует извлечь урок из тех войн, которые идут в других государствах, и отстоять свою землю и свою родину.

Афганистан.Ру: Вы упомянули о том, что в других провинциях Афганистана также есть бывшие советские солдаты. Вы общаетесь с ними, видитесь друг с другом?

Б.Х.: Да, мы поддерживаем связь и иногда встречаемся. Они изредка приезжают в Герат, но сам я уже несколько лет никуда не выезжаю из Герата. У меня нет такой возможности.

Афганистан.Ру: Неужели за все 35 лет, что Вы живете в Афганистане, Вы ни разу не ездили в другие провинции?

Б.Х.: Почему же? Я побывал в Кабуле, Гельманде, Парване, Газни, Бадгисе, Меймене [административный центр провинции Фарьяб – прим. Афганистан.Ру], Чагчаране и Фарахе.

Афганистан.Ру: Какова Ваша самая большая мечта в жизни?

Б.Х.: Больше всего я мечтаю о спокойствии в Афганистане.

Афганистан.Ру: Что бы Вы хотели сказать правительству и народу Афганистана?

Б.Х.: Прежде всего я хочу поблагодарить государство Афганистан за то, что оно приняло меня в ряды своих граждан, чтобы я смог служить стране в качестве полицейского. Я очень доволен тем, что живу в кругу афганцев, и я всем им признателен. Я также благодарен тем людям, которые вместе с афганским правительством стараются уничтожить врагов этой страны и положить конец каждодневному разрушению Афганистана, которым занимаются внешние и внутренние силы.

Афганистан.Ру: Спасибо, господин Хакимов.

Гульбеддин Хекматьяр (в центре), Александр Лаврентьев (справа)
Гульбеддин Хекматьяр (в центре), Александр Лаврентьев (справа)

Александр Лаврентьев:

Я встречался с этим человеком несколько раз, беседовал подолгу.

Выводы и наблюдения: явные проблемы с психикой, узбекский (родной) язык знает плохо, сравнение его ДНК и ДНК сестры Хакимова категорически отрицает родство (образец крови я брал сам). После разговора по телефону брат Хакимова однозначно заявил, что это чужой. Уже позднее узбекские товарищи передали материалы о попытке внедрения в СССР под этим именем иранского азербайджанца. Разоблачен, выдворен.
В газете "Правда" была статья В.Черткова "Аблулло - сын банды"

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...