Талыши (У древнегреческих историков «кадусы» или «каспии») древний иранский народ, проживающий основной своей массой на юго-западном побережье Каспийского моря, вдоль Талышских гор. Так, основное количество талышей проживают на территории Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран. Историческая область проживания талышей и их предков кадусов (Талыш, Талышистан, Гилян, в древности Дайлам) распространяется на ряд юго-восточных районов Азербайджана и северо-западных районов Ирана (в том числе территории остана Гилян и остана Ардебиль). Эта территория примерно от 30 до 40 тысяч кв. км. в разные периоды.
Все талыши, за редкими исключениями, мусульмане шииты или сунниты. Большая часть талышей мусульмане-шииты. Численность талышей на сегодня в мире составляет по предварительным оценкам не менее 4-х миллионов. Из них порядка 2 миллионов проживает в Азербайджане, в России, в Казахстане, на Украине и в других странах СНГ. В Российской Федерации талыши проживают дисперсно большой массой. Россия стала, можно сказать, родным и близким домом для этого народа, где они свободно живут и развиваются. Численность их в этой стране варьируется от 300 тысяч до 400 тысяч. Около 100 тысяч талышей проживают также в Казахстане. Заметим, что в 1937 году 6 тысяч талышей были депортированы в Казахстан из Азербайджана. Талыши также проживают на Украине и в других странах СНГ. Совершенно точные подсчёты затруднительны, так как в статистиках этих государств они проходят как выходцы из Азербайджана. Помимо указанных стран талыши издавна заселены и в Афганистане, в Пакистане. В Иране по разным оценкам талышей (вместе с субэтносами) проживает до 2 миллионов. Учитывая то, что большое количество талышей помимо своего региона проживает и в разных городах Ирана, в том числе и в Тегеране, дальнейшие точные подсчёты затруднительны. Но талыши на сегодня одни из самых быстро растущих народов как в Иране, так и в Азербайджане. Талышские семьи традиционно многодетны.
Следует заметить, что правители Ирана отправляли воинственных талышей на защиту границ державы на север, на восток и на запад и поэтому население таких населенных пунктов мест может говорить на талышском или близком к талышскому языке, как например, в Кашмире или в Афганистане. Также можно встретить населенные пункты под названием «Талыш» или вообще с талышским названием. Талышских населенных пунктов вне Талышского региона было много в Азербайджанской Республике, они и сейчас сохраняются, такие населенные пункты были и в Армении. Ведь иранские правители талышей заселяли и на территориях, ныне являющихся Арменией и даже в Грузии. В Азербайджане талыши и в ряде крупных городов страны и особенно крупной массой в столице республики, в городе Баку. В Баку и прилегающих населенных пунктах, а также в крупном городе-спутнике Сумгаите живет примерно 500 тысяч талышей.
Интересен и тот факт, что в Турции проживает ираноязычный народ заза, которых относят к курдам, скорее всего по причине соседства и взаимному влиянию. Но язык заза резко отличается от курдского и очень близок к талышскому. Их в Турции называют также «дымлы», то есть выходы из Дайлама. А Дайлам это одно из древних названий части территории исторического проживания талышей в Иране.
Воинственные дайламиты упоминаются также в византийских источниках. Численность зазаков в Турции составляет порядка 5 миллионов. Это потомки дайламитов, отправленных на защиту границ Сасанидского Ирана. К таким же народам можно отнести и горани.
Талышей (кадусов) наряду с курдами, считают потомками мидийцев или близкородственным им народом. Мидийцы были ираноязычным народом, и поэтому считаются отцом ираноязычных народов, относящихся к северо-западной группе, а это курды, заза, горани, талыши, гиляки, мазадеранцы, белуджи и ряд других народов. Хотя предки талышей, кадусы частенько не подчинялись центральной власти Мидии, поднимали восстания и наконец, поддержали персидскую династию Ахеменидов. В дальнейшем, кадусы посылали воинов в армию Персидской Ахеменидской Империи не как подданные, а как союзники.
По греческому историку Ксенофонту, кадусы выставляли в армию Ахеменидов 20 тысяч пехотинцев и 4 тысячи всадников. Предки талышей, кадусы были также сооснователями древнего иранского государства Атропатена, охватывавшего поначалу территорию иранской провинции Азербайджан, а потом расширявшегося. Так, Страбон перечисляет племена Атропатены на начало нашей эры: «горные племена кадусиев, амардов, тапиров, киртиев и другие народности», особо выделяя по значению и численности кадусиев. Ко временам Страбона в Атропатене уже существовал общенародный язык (язык-койнэ) — среднемидийский, потомком которого в
Средние века был язык азери (азари), исчезнувший индоевропейский язык иранской языковой группы. В Раннем Средневековье население Атропатены говорило как на иранском языке aзери, так и на стандартном персидском языке. По мнению довольно авторитетных ученых талышский язык и есть тот самый язык азери или же очень к нему близок и является его потомком. Известный аббасидский историк X века Масуди, объединяя иранские народы, в том числе и талышей, воедино под названием «перс», в своем труде «Китаб аль-Танбих» пишет: «Персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан вплоть до Армении и Аррана, Байлекан и Дербент, Рей и Табаристан, Маскат и Шабаран, Джурджан и Абаршахр, то есть Нишапур, Герат и Мерв и другие области в земле Хорасана, Седжистан, Керман, Фарс и Ахваз… Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком.. хотя язык немного отличается… Существуют различные языки, такие, как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки».
Талыши и их предки всегда оказывали сопротивление завоевателям сохраняли свою независимость или же обладали своего рода автономией, самоуправлением в составе почти всех империй, которые просуществовали в этом регионе. Предки талышей под руководством своего сородича Бабека в IX веке 20 лет оказывало сопротивление Аббасидскому халифату на территории Ирана. Бабек разгромил шесть армий Аббасидского халифата. К тому времени население северного Ирана уже было под сильным влиянием шиизма и север страны стал центром борьбы против Аббасидов. С ослаблением Аббасидского халифата, на территории всего Ирана во главе с дайламитской (талыш-гилянской) династией возникает шиитское государство Бувайхидов, которое подчиняет себе Аббасидского халифа, овладев Багдадом. Это государство просуществует более 100 лет.
Из истории также известно, что неприступная крепость Аламут – замок Хассана Саббаха — горная крепость, находящаяся на высоте 2163 метра на стыке Талышских гор и центрального Эльбурса, была центром Низаритского исмаилитского шиитского государства. Воины-ассассины набирались и из иранцев северян, в том числе и из талышей. Низарийские монеты называют крепость Аламут «аль курси ад-дайлам» (буквально «Столица (престол) Дайлама»). Уместным вспомнить и о сильнейшем сопротивлении талышей против монголов известного в истории как «Дайламское восстание», в результате которого монголам так и не удалось проникнуть в южный Прикаспий.
Далее талыши во главе со своими религиозными и политическими лидерам сыграли одну из решающих ролей в становлении Сефевидского Ирана. В основании Сефевидского ордена возглавившего Иран, стоял талышский орден «Захидия» по имени главы ордена Шейха Захида Талыши Гилани, который жил в государстве под управлением талышей, которые известны в истории как Испахбады (или Спахпеды) Гиляна. Спахбед (также пишется как спахбод и спахбад) — среднеперсидский титул, означающий «военачальник», используемый в основном в Сасанидской империи. Дом Испахбудхана или Дом Эспахбад был одним из семи парфянских правящих кланов Ирана. Как и сасаниды, они заявляли о своем происхождении от династии Ахеменидов. Они также утверждали, что происходят от легендарного каянидского деятеля Исфандияра, который был сыном Виштаспы, который, согласно зороастрийским источникам, был одним из первых последователей Зороастра. То есть правители этого государственного образования будучи шиитами, считали себя также носителями иранской культурной и идеологической идентичности.
По утверждениям Владимира Минорского это государство (княжество) было основано не позднее XI века. В XIV веке резиденцией княжества была в талышская Астара. Согласно «Сафват ус-Сафа», когда Сефи ад-Дин расспрашивал в Фарсе о местонахождении Шейха Захида, ему сказали, что последний жил в части Гиляна, принадлежащей Испахбаду (Гилан-и Испахбад). Гробница Шейха Захида чрезвычайно почитаемая, находится в Ленкоранском районе Талышского региона Азербайджана, в селе Шыхакеран (Шейхакун —талыш. Дома Шейхов — рус.). Именно на его дочери Фатиме женился родоначальник династии Сефевидов, предок основателя Сефевидской державы, шаха Ирана Исмаила Сефеви, шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили, будущий глава ордена «Сефевийе», унаследованного и преобразованного из талышского ордена «Захидийе». И впоследствии, до создания Сефевидской державы, большая часть армии именно Сефевидского ордена состояла из талышей. Шейх Сефи ад-Дин происходил из знатного иранского рода Гиляншахов, Фируз-шаха Зарин-колаха. «Зарин-колах» с талышского переводится как «золотая папаха» (то есть «кызыл башлык», «кызылбаши»).
По ряду утверждений он имел курдское происхождение, хотя обосновывается и его талышское происхождение. Фируз-шах всю жизнь прожил в местечке Рангина-хони, вблизи крепости Рудхан около древней столицы Фарвашипадгаров (или Гиляншахов) города Фуман. Его мавзолей в Рангина-хони и сегодня почитается как святыня. Таковы сведения, данные современниками. Предположение, что Фируз-шах Зарин Колах был курдом в нынешнем понимании, вождем курдского племени так и остаются недоказанными предположениями. Ведь у иранцев курдами могли называться любые ираноязычные кочевые, полукочевые племена, переселенцы к границам державы, слово «курд» можно считать аналогом слова «викинг». Оно связано с родом занятий, образом жизни, например, с выпасом мелкого рогатого скота. Поэтому по сей день под «курдами» мы видим разные ираноязычные народы, языки которых отличаются друг друга. И у талышей в старину также были свои полукочевые рода, пасущие мелкий рогатый скот, которые точно так же назывались «корд» или «кырд». Проживание же Фируз-шаха в селении принадлежавшей с древних времен династии шахов севера – Талыша, Гилана, Мазандерана, Табаристана и Рея опровергает именно этническую курдскую принадлежность, которая стала этнической много позже, уже в эпоху Сефевидов.
Но как бы там ни было, по мнению ряда авторитетных ученых Сефевиды имели именно североиранское происхождение. От шейха Сефи ад-Дина дошло 12 четверостиший (рубаи) на местном (район Ардебиля) иранском наречии, близком современному талышскому языку и которое большинство ученых отождествляет с иранским языком, называемым лингвистами «азери» или «авестийским». Из истории известно, что Ардебиль, тюркизировался в XV—XVI вв., до того в городе говорили на вышеупомянутом иранском языке азери. Поэтому историки заявляют, что ардебильцы это в немалой степени этнические талыши, перешедшие на тюркский язык.
Как уже отмечалось, шиизм всегда господствовал в регионе проживания талышей. И государство Гилянских Спахбадов было шиитским и поэтому одним из основных центров шиизма в Иране, естественным образом уже тогда являлся Талыш. Именно в этой части Ирана, а точнее в провинции Гилян, началось возрождение иранской державы под руководством Сефевидов. И поэтому талыши составляли первую гвардию Сефевидов и самого Шаха Исмаила I. А потом уже были привлечены шиитские туркоманские и курдские племена. Кстати и тут будет к месту отметить, что за 200 лет войн между Сефевидской и Османской империями Талыш был единственным местом, куда не ступала нога османских войск и не была покорена ими во время захвата ими северных территорий Ирана. Талышские горы были той неприступной оборонительной линией, куда противник не осмеливался наступать. Кроме того, эти территории, наряду с Ардебилем были родовой вотчиной Сефевидов.
Далее талыши играли роль в становлении и укреплении Ирана наряду с другими народами государства. Вообще в силу лояльности талышей к центральной власти, за исключением двух мощных восстаний, Сефевидские шахи не вмешивались в управление этим регионом. Заметим, что до появления Талышского ханства еще с 1722 по 1735 год Талыш уже обладал самостоятельностью и управлялся двумя правителями. Во время правления Надир-шаха Афшара, Талыш получает в Иране особый статус и возникает Талышское ханство, которое просуществует более ста лет с 1736 года по 1841 год. После смерти Надир-шаха Талышское ханство фактически становится суверенным и уходит под протекторат Российской Империи. Однако в результате противодействия Британской Империи территориально это произошло лишь наполовину. Так Талышское ханство стало единственным государством, которое в результате русско-персидских войн было поделено на две части – Северный и Южный Талыш. Талышское ханство в границах Северного Талыша просуществовало дольше всех ханств в этом регионе, все другие ханства были ликвидированы. Более того, границы ханства были расширены Российской Империей до Аракса и Куры.
Талышское ханство, под правлением государственного совета – «дивана», продолжало свое существование до 1841 года. Впоследствии Талышское ханство было преобразовано в Талышский, а потом и в Ленкоранский уезд. Южный Талыш, оставшись в составе Ирана, в период правления династии Каджаров управлялся потомками талышского хана. Стоит отметить, что это было единственным государством, ханством, которое носило название народа – талыш. Государство имело национальное название в отличие от всех других ханств. То есть это было первым национальным государством в этом регионе, что по европейской традиции выводит талышей из уровня этнической группы или этноса на уровень национальности. Что касается советского или российского подхода, то этничность и есть национальность. Это ханство занимало на пике своего могущества до 20 тыс. кв. км.
Но отметим, что талыши проживали и вне талышского ханства, на территории ряда соседних ханств. В 1918 году в Северном Талыше возникает Муганская Республика, которая в 1919 году становится Муганской Советской Республикой. Народный съезд этой республики принимает решение войти, то есть вернуться в состав РСФСР как субъект федерации, а вернее сказать, остаться в составе России. Но последующие исторические события препятствуют этому. Эта республика ликвидируется мусаватистско-пантюркистким правительством. Но впоследствии, после прихода большевиков, в составе Азербайджанской ССР талыши получают культурную автономию, которая была ликвидирована уже в 1937 году, талышская интеллигенция была массово репрессирована, а часть талышей была депортирована в Казахстан. Все это происходило по инициативе руководителя Азербайджанской ССР Мир-Джафара Багирова.
В Иране, в Южном Талыше (Гилан) в 1914 г. на арену выходит Мирза Кучек-хан – выходец из талышской семьи, богослов, иранский военный деятель, один из первых революционеров в истории Ирана, основатель и лидер движения дженгелийцев («лесного движения»), руководитель крупного восстания против шахской династии Каджаров на рубеже 1910-х и 1920-х годов. Он добивался автономии в составе Ирана, для созданной в 1920 году Гилянской республики. Был впоследствии казнен Каджарами. В центре Решта, столицы Гиляна, стоит его памятник, в Иране его про него снимают фильмы и считают общеиранским героем-борцом против монархического режима.
Под конец XX века талыши вновь заявляют о себе. Распад СССР сопровождается Нагорно-Карабахским конфликтом и талыши, как и все народы Азербайджана, идут воевать на фронт, создав 704-ю бригаду, в народе ее называли «Талышской бригадой». Летом 1993 года талыши во главе с офицерами и интеллигенцией создают по всем нормам существующего местного и международного законодательства Талыш-Муганскую Автономную Республику в составе Азербайджанской Республики по подобию Нахичеванской Автономной Республики.
Но спустя три месяца инициатива подавляется центральными властями, а эти действия талышей по сей день, совершенно несправедливо, называют сепаратизмом. По сей день талышская интеллигенция и активисты в Азербайджане и за пределами страны ведут борьбу за восстановление своих прав на законную автономию.
Резюмируя, отметим, что талыши, проживая в стратегически важном регионе, и вопреки статистике местных властей, будучи немалочисленным народом, могут играть важную роль в стабильности и создании баланса сил в регионе. В этой публикации мы лишь поверхностно и кратко затронули этапы истории талышского народа.