Найти в Дзене

Что должен уметь гитарист в восьмом классе ДШИ?

Оглавление

8 класс

В восьмом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. В задачи учебного года входит раскрытие творческого потенциала (выступление на концертах, участие в конкурсах и т.д.) и определение дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Работа над исполнительским аппаратом:

- развитие выносливости игрового аппарата;

- пассажная техника;

- работа над тембром звука;

- совершенствование культуры извлечения звука.

2. Освоение исполнительских навыков:

- ознакомление учащегося с приёмом rasgueado;

- разновидности rasgueado.

3. Развитие музыкально-творческих способностей:

- работа над художественной выразительностью исполняемых произведений;

- расширение арсенала средств музыкальной выразительности;

- углублённая работа над созданием художественного образа;

- расширение музыкального кругозора;

- совершенствование навыков чтения с листа;

- в течение учебного года учащийся проходит 2-4 классические пьесы или крупная форма, 2-3 разнохарактерные пьесы.

4. Техническое и музыкальное развитие учащегося:

- изучение гамм, трезвучий;

- гаммы в диапазоне 2-3 октавы в аппликатуре А.Сеговия;

- гаммы двойными нотами в изучаемых тональностях;

- тоническое трезвучие изучаемой тональности в гармоническом виде с обращениями;

- тональности: fis-moll, E-dur, cis-moll;

- изучение этюдов;

- в течение учебного года учащийся проходит 2-4 этюда на различные виды техники;

- работа над упражнениями, укрепляющими и развивающими игровой аппарат учащегося.

5. Чтение с листа:

- чтение с листа несложных музыкальных произведений;

- развитие навыков по воспитанию слухового контроля;

- умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- умение выбирать оптимальную аппликатуру при чтении с листа.

В течение года преподаватель должен проработать с учеником 8-13 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

- 1 полифоническое произведение; - 1 произведение крупной формы; - 2-4 пьес;

- 1-2 обработки народных песен и танцев; - 2-3 этюда на различные виды техники;

- 1-2 пьеса, подготовленная самостоятельно (по трудности на 2-3 класса ниже).

В восьмом классе обучающийся совершенствует технику игры инструктивного и конструктивного материала.

Чтение нот с листа постоянно усложняющихся произведений различных жанров (на 1-2 класса ниже).

Подбор по слуху знакомых произведений. Транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.

Игра оригинальных произведений для ансамбля. Продолжаем работу по самостоятельному разбору пьес. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, форм.

По окончании восьмого года обучения учащиеся должны

знать:

· строение и особенности различных форм музыкальных произведений;

· приемы игры на инструменте;

· штрихи;

· основные средства выразительности,

· терминологию на данном этапе обучения;

уметь:

· свободно владеть инструментом в пределах всех позиции;

· свободно использовать технические приёмы при игре на инструменте на данном этапе обучения;

· грамотно, осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения;

· читать с листа несложные музыкальные произведения;

· самостоятельно разучивать музыкальные произведения;

· самостоятельно преодолевать определённые технические трудности;

· самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

владеть навыками:

· по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;

· техники игры на гитаре;

· работы над произведениями различного склада;

· по воспитанию слухового контроля, управлению процессом исполнения музыкального произведения;

· в области теоретического анализа исполняемого произведения;

· публичных выступлений.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

1. Грюцмахер Ф. Этюд № 8, соч. 38, № 12 (I, 30)

2. Поппер Д. Этюд № 22, соч. 73, № 5 (I, 30)

3. Сагрерас Х. Колибри

4. Таррега Ф. Этюд (Estudio de velocidad)

Полифонические произведения

1. Бах И.С. Менуэт

2. Бах И.С. Сарабанда

3. Гендель Г. Чакона d-moll, обр. А. Гитмана

Произведения крупной формы

1. Глинка М. Вариации на тему Моцарта

2. Карулли Ф. Соната, ор. 21, № 2, часть 1

3. Сен-Санс К. Концерт

4. Сор Ф. Интродукция и вариации на тему В. А. Моцарта, ор. 9

5. Тессарини К. Соната

Пьесы

1. Абреу С. Тико-тико, обр. И. Савио

2. Альбенис И. Астурия, обр. Е. Ларичева

3. Альбенис И. Кадис

4. Альмаран К. История любви

5. Анидо М. Аргентинская мелодия

6. Вила-Лобос Э. Шоро

7. Ирадьер С. Голубка, аранжировка В. Кузнецова

8. Кардоссо Х. Милонга

9. Панин П. Тайная вечеря

10. Поппер Д. Концертный полонез

11. Рахманинов С. Вокализ

12. Санз Г. Канариос

13. Семензато Д. Шоро

14. Таррега Ф. Полька

Обработки народных песен и танцев

1. Высоцкий М. Вариации на тему русской песни «Пряха»

2. Е. Ларичев «Вариации на тему Р.Н.П. «Ивушка»

3. Ларичев Е. Вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина»

4. Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая», обр. Е. Ларичева Произведения для чтения нот с листа

1. Иванов-Крамской А. Вальс

2. Иванов-Крамской А. Колыбельная

3. Льобет М. Каталонская песня

4. Пернамбуко Х. Бразильский танец

5. Санс Г. Пвана

6. Сор Ф. Менуэт

Произведения для самостоятельной работы

1. Виньяс Х. Грезы

2. Сагрерас Х. Колибри

3. Серано Х. Алегриас

4. Таррега Ф. Арабское каприччио

Аудиторная нагрузка по учебному предмету в нечетных полугодиях составляет 272 часа, в четных полугодиях – 287 час.

Объем времени на внеаудиторную работу (самостоятельная работа) в нечетных полугодиях составляет 337 часов, в четных полугодиях – 420 часов.

Внеаудиторная работа включает в себя выполнение домашнего задания, посещение концертного зала, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Выполнение домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается нотными изданиями, и занимает 15-20 мин. ежедневных занятий в 1-4 классах, 25-30 минут в старших классах Посещение учреждений культуры не менее одного раза в месяц. Участие в творческих мероприятиях не менее одного раза в месяц.