7 класс
В течении учебного года ученик должен совершенствовать полученные знания, умения и навыки за предыдущие годы обучения. В седьмом классе совершенствуются приемы вибрато при извлечении звука указательным, большим и средним пальцами правой руки, а также пальцами левой руки; гитарное вибрато. Обучающийся должен освоить: мажорные и минорные гаммы (3 вида) двухоктавные до 7 знаков в ключе (штрихами: стаккато, нон легато, легато; и в метроритмической системе: дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, секстоли, септоли). Тоническое трезвучие, аккорды, арпеджио (короткие, длинные и ломаные). Хроматическая гамма в 2-3 октавы.
Чтение нот с листа постоянно усложняющихся произведений различных жанров (на 1-2 класса ниже).
Подбор по слуху знакомых произведений. Транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.
Игра оригинальных произведений для ансамбля. Продолжаем работу по самостоятельному разбору пьес. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, форм.
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 14-16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1-2 полифонических произведения; - 1-2 произведения крупной формы; - 4-5 пьес;
- 1-2 обработки народных песен и танцев; - 2-3 этюда на различные виды техники;
- 1-2 пьеса, подготовленная самостоятельно (по трудности на 2-3 класса ниже).
По окончании седьмого года обучения учащиеся должны
знать:
· строение и особенности различных форм;
· приемы игры на инструменте;
· штрихи;
· основные средства выразительности,
· терминологию на данном этапе обучения; уметь:
· свободно владеть инструментом в пределах всех позиции;
· свободно использовать технические приёмы при игре на инструменте на данном этапе обучения;
· грамотно, осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
· читать с листа несложные музыкальные произведения;
· самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
· самостоятельно преодолевать определённые технические трудности;
· самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; владеть навыками:
· по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
· техники игры на гитаре;
· работы над произведениями различных форм;
· по воспитанию слухового контроля, управлению процессом исполнения музыкального произведения;
· в области теоретического анализа исполняемого произведения;
· публичных выступлений.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
1. Вилла-Лобос Э. Этюд № 8
2. Джулиани М. Этюд E-dur, ор. 48, № 23
3. Джулиани М. Этюд, ор. 100, № 11, a-moll
4. Иванов М. Этюд №1
5. Ли С. Этюд № 54
6. Малкин И. Этюд № 69
7. Сор Ф. Этюд e-moll, ор. 6, № 11
8. Таррега Ф. Этюд E-dur
Полифонические произведения
1. Бах И.С. Аллеманда
2. Бах И.С. Аллеманда A-dur
3. Бах И.С. Бурре e-moll
4. Бах И.С. Гавот 1-2 a-moll
5. Бах И.С. Прелюдия d-moll
6. Бах И.С. Прелюдия a-moll
7. Бах И.С. Сарабанда
8. Вайс С. Л. Чакона a-moll
9. Понсе М. Аллеманда
Произведения крупной формы
1. Диабелли А. Соната фа мажор, № 3, 1 ч.
2. Карулли Ф. Соната ля мажор, 1 ч.
3. Леньяни Л. Скерцо с вариациями
4. Мударра А Фантазия № 10
5. Паганини Н. Соната
6. Сор Ф. Соната C-dur
7. Сор Ф. Соната до мажор, ор. 22, 6 ч. (Рондо)
Пьесы
1. Абреу З. Тико-тико, обр. И. Савио
2. Вила-Лобос Э. Шоро
3. Виницкий А. Тихий зеленый свет
4. Гранадос Э. Испанский танец № 5
5. Иванов-Крамской А. Тарантелла
6. Киселев О. Никогда не говори никогда
7. Козлов В. Восточная мелодия
8. Кошкин Н. Марионетка
9. Кошкин Н. Тристан, играющий на лютне
10. Морель Х. Бразильский танец
11. Орехов С. Цыганская венгерка
12. Пауэл Б. Портрет бразильца
13. Рак Ш. Хора
14. Таррега Ф. Воспоминание об Альгамбре
Обработки народных песен и танцев
1. Высотский М. Русская народная песня «Пряха»
2. Русская народная песня «Ах, ты душечка», обр. А. Иванова-Красмкого
3. Русская народная песня «Вечер поздно из лесочка», обр. В. Сазонов
4. Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. А. Иванова-Красмкого
5. Сидорович К. «Однозвучно гремит колокольчик», обр. Е. Теплякова
Произведения для чтения нот с листа
1. Диабелли А. Менуэт
2. Матиечка В. Аллеманда
3. Нейланд В. Галоп
4. Нефе Х. Менуэт
5. Рейхард С. Вальс
Произведения для самостоятельной работы
1. Виницкий А. Кириус
2. Иванов – Крамской А. Тарантелла
3. Штыхван В. Порыв