Найти тему

Что должен уметь гитарист в шестом классе ДШИ?

Оглавление

1.Работа над исполнительским аппаратом:

- дальнейшая работа над организацией игрового аппарата и координацией;

- развитие гибкости и ловкости игрового аппарата, аккордовая

техника;

- совершенствование ногтевого способа звукоизвлечения, работа над качеством звука;

- оптимизация игровых движений, работа над сменой позиций, работа над арпеджио.

2. Освоение исполнительских навыков:

- закрепление приёмов vibrato, glissando, pizzicato, грамотное применение данных приёмов;

- ознакомления учащегося с приёмом tamburo.

3. Развитие музыкально-творческих способностей:

- работа над динамикой, развитие творческого подхода и самостоятельности в выборе динамических оттенков;

- работа над художественной выразительностью исполняемых произведений и средствами музыкальной выразительности;

- . развитие ладогармонического мышления, усложнение ритмической и ладогармонической стороны изучаемых произведений;

- углублённая работа над созданием художественного образа, расширение музыкального кругозора.

В течение учебного года учащийся проходит 2-4 классические пьесы, 4-6 разнохарактерных пьес.

4. Техническое и музыкальное развитие учащегося:

- гамма в диапазоне 2-3 октавы в аппликатуре А.Сеговия, гамма двойными нотами в изучаемой тональности, тоническое трезвучие изучаемой тональности в гармоническом виде с обращениями, тональности: D-dur, h-moll, A-dur;

- в течение учебного года учащийся проходит 6-8 этюдов на различные виды техники;

- работа над упражнениями, укрепляющими и развивающими игровой аппарат учащегося;

5. Чтение с листа:

- чтение с листа несложных пьес с соблюдением предложенной

аппликатуры, совершенствование навыков чтения с листа, чтение с листа с самостоятельным подбором аппликатуры;

- развитие навыков по воспитанию слухового контроля;

- умение управлять процессом исполнения музыкального произведения.

В течении учебного года ученик должен совершенствовать полученные знания, умения и навыки за предыдущие годы обучения. В шестом классе осваиваются приемы вибрато при извлечении звука указательным, большим и средним пальцами правой руки, а также пальцами левой руки. Обучающийся должен освоить: мажорные и минорные гаммы (3 вида) двухоктавные до 5-6 знаков в ключе (штрихами: стаккато, нон легато, легато; и в метроритмической системе: дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, секстоли, септоли). Тоническое трезвучие, аккорды, арпеджио (короткие и длинные). Хроматическая гамма в 2-3 октавы.

Чтение нот с листа постоянно усложняющихся произведений различных жанров (на 1-2 класса ниже).

Подбор по слуху знакомых произведений. Транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.

Игра оригинальных произведений для ансамбля. Продолжаем работу по самостоятельному разбору пьес. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, форм.

В течение года преподаватель должен проработать с учеником 14-16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

- 1-2 полифонических произведения; - 1-2 произведения крупной формы; - 4-5 пьес;

- 1-2 обработки народных песен и танцев; - 2-3 этюда на различные виды техники;

- 1-2 пьеса, подготовленная самостоятельно (по трудности на 2-3 класса ниже).

По окончании шестого года обучения учащиеся должны

знать:

· строение и особенности крупной формы;

· приемы игры на инструменте;

· штрихи;

· основные средства выразительности;

· терминологию на данном этапе обучения;

уметь:

· свободно владеть инструментом в пределах всех позиции;

· свободно использовать технические приёмы при игре на инструменте на данном этапе обучения;

· грамотно, осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения;

· читать с листа несложные музыкальные произведения;

· самостоятельно разучивать музыкальные произведения;

· самостоятельно преодолевать определённые технические трудности;

· самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; владеть навыками:

· по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;

· игры двойных нот, аккордовой техники;

· работы над произведениями полифонического склада;

· работы над произведениями крупной формой;

· работа над обработками народных песен и танцев;

· по воспитанию слухового контроля, управлению процессом исполнения музыкального произведения;

· в области теоретического анализа исполняемого произведения;

· публичных выступлений

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

1. Вила-Лобос Э. Этюд №1

2. Джулиани М. Этюд

3. Джулиани М. Этюд до мажор, ор. 48, № 19

4. Иванов М. Этюд «Беспокойство

5. Каркасси М. Этюд e-moll

6. Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 22

7. Карулли Ф. Этюд a-moll

8. Пухоль Э. Этюд «Шмель»

9. Таррега Ф. Этюд E-dur

Полифонические произведения

1. Бах И.С. Аллеманда a-moll

2. Бах И.С. Гавот

3. Бах И.С. Куранта A-dur

4. Бах И.С. Прелюдия A-dur

5. Бах И.С. Прелюдия a-moll

6. Бах И.С. Прелюдия a-moll из 2-ой сюиты

7. Бах И.С. Прелюдия d-moll

8. Гендель Г. Сарабанда

9. Каркасси М. Ария

10. Понсе М. Гавот

Произведения крупной формы

1. Бах И. С. Прелюдия из сюиты № 2 для лютни

2. Глиэр Р. Рондо

3. Джулиани М. Сонатина ре мажор, ор.71, № 3. 6ч.

4. Джулиани М. Сонатина соль мажор, ор.71, № 2, 1ч.

5. Диабелли А. Соната до мажор,1ч

6. Персел Г. Сюита a-moll. Переложение П. Иванникова

7. Сор Ф. Вариации на тему старинной испанской песни «Фолия»

Пьесы

1. Анидо М. Аргентинский танец

2. Альбенис И. Шумы залива

3. Беренд З. Солеарес

4. Вила-Лобос Э. Прелюдия № 4

5. Вила-Лобос Э. Шоро № 1

6. Виницкий А. Карусель

7. Дога Е. Вальс из к/ф «Мой ласковый нежный зверь»

8. Иванов-Крамской А. Грезы

9. Каркасси М. Ария

10. Карулли Ф. Тема с вариациями

11. Каччини Д. Ave Maria

12. Козлов В. Маленький детектив

13. Лауро А. Мария Каролина. Венесуэльский вальс

14. Леньяни А. Скерцо

15. Майер С. Каватина

16. Морель Х. Бразильский танец

17. Морель Х. Романс

18. Мударра А. Фантазия

19. Пауэл Б. Астронавт

20. Пип Р. Танец

21. Понсе М. Мексиканское скерцо

22. Таррега Ф. Прелюдия

23. Шилин Ю. Волны Испании

Обработки народных песен и танцев

1. Вариации на тему русской народной песни «Как при лужку»

2. Русская народная песня «Я на камушке сижу», обр. А. Иванова-Крамского

3. Русская народная песня «Я по цветикам ходила», обр. А. Сихра

4. Сидорович К. «Однозвучно гремит колокольчик», обр. Е. Теплякова

5. Украинская народная песня «Садок вишневый», обр. Е. Теплякова

Произведения для чтения нот с листа 1. Бартолли Р. Романс

2. Карулли Ф. Рондо

3. Кост Н. Меланхолия

4. Русская народная песня «Ах ты, душечка», обр А. Иванова-Крамского

5. Гомес А. Романс

Произведения для самостоятельной работы

1. Аблениц М. Милонга

2. Анзаги Л. Одиночество

3. Визе Р. Жига

4. Гендель Г. Сарабанда ми минор

5. Джулиани М. Скерцо из сюиты D- dur, ор. 71 № 3

6. Дитель В. Вот мчится тройка почтовая

7. Дюбюк А. Песня

8. Иванов- Крамской А. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

9. Каркасси М. Вариации на тему швейцарской песни

10. Каркасси М. Этюд № 14

11. Каркасси М. Этюд: Соч. 60 № 1

12. Карулли Ф. Рондо

13. Киселёв О. Портрет последнего романтика

14. Кост Н. Баркарола

15. Кошкин Н. Пилигрим из сюиты «Шесть струн»

16. Ларичев Е. Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет»

17. Моццани Л. Старинная итальянская песня

18. Панин П. Татарский танец

19. Пернамбуко М. Бразильский танец

20. Русская народная песня «Ой, не ходи, Грицю», обр. В. Лебедев

21. Фулич С. Прелюд

22. Фурман Г. Буре