Известно, что Новоуральск, ставший официально городом 17 марта 1954 года весь советский период своего существования и до 1994 года значился под названием «Свердловск 44».
Место, где впоследствии появился город Новоуральск, числа преследовали постоянно и менялись с катастрофической быстротой.
«Как ни странно, но за все годы своего существования и многочисленной смены «профессиональной деятельности», населенный пункт все еще не имел своего официального названия и органов местного самоуправления. Хотя за эти годы он примерил на себя множество обличий – «отделение №2», «База №5», «Стройка №865», «Завод №484».
Некоторые считают, что17 марта 1954 года безымянный населенный пункт получил статус города и свое официальное название Ново-Уральск (так оно было прописано в Указе). Но это совсем не так. До объявления заводского поселка, образовавшегося городом ан его месте до лета 1953 года находился исправительно-трудовой лагерь № 100, входивший в структуру ГУЛАГа, в частности в его подструктуру под названием Тагиллаг. В административном же отношении строящийся и затем построенный завод относился к населенному пункту – поселок Верх-Нейвинский, пока не получил статус города.
Если начинать по порядку перечень цифровых обозначений будущего Новоуральска, то начинать надо с того, что в биографии этого географического места в окрестностях поселка Верх-Нейвинский было два периода: авиационный и атомный. Второй продолжается до сего времени.
Более подробно об этом написал офицер КГБ Анурьев Ю. П. в своем пропагандистко -историческом опусе «Годы и судьбы».
«В октябре 1940 года 23-й отряд изыскателей московского строительного аэроуправления вел работы в Кировградском районе по выбору площадки под строительство завода. (До 1941 года Верх-Нейвинский поселок входил в Кировградский район. В. В.)
«Площадку под строительство завода выбрали рядом с Верх-Нейвинском за железной дорогой. Выбор был сделан неслучайно. Здесь удачно сочетался промышленный потенциал металлургической промышленности района с наличием сырьевых, энергетических, водных и лесных ресурсов и высоко квалифицированными кадрами.» (Анурьев Ю. П. «Годы и судьбы»)
«Правительство выделило из государственного земельного фонда землю под строительство завода № 484 в количестве 389,5 га, в том числе 187 га под жилищно-бытовое строительство». (там же)
На строительство завода легких сплавов было выделено 330 млн руб. капвложений. Оборудование перед войной закупили в Германии, но его не поставили, поэтому в ходе строительства профиль завода несколько раз менялся. Судя по названиям строившихся цехов (литейный, кузнечный, трубопрессовый), он предназначался для выпуска продукции из легких сплавов. Переработку металлолома цветных металлов, в том числе и самолетного лома, передали Наркомату цветной металлургии, в частности заводу «Б».
Проектирование завода возложили на Ленинградский проектный институт авиационной промышленности - Гипроавиапром и его Нижнетагильский филиал.»
Почему Анурьев называет конкретные цифры финансирования, если в другом месте он пишет, что
«На основании постановления СНК СССР производство строительно-монтажных работ по объектам Наркомата авиапромышленности осуществлялось в порядке беспроектного и бессметного строительства».
Получается, что составление проекта, финансирование и строительство проводились одновременно? Или сначала проектировали и строили, а затем только считали сколько потратили.
«6 июня 1941 года Невьянский РК ВКП(б) создал на строительстве завода № 484 первичную партийную организацию в составе В. Ф. Богомолова, М. Г. Клепикова, В. С. Колчина и И. С. Панова. Секретарем парторганизации избрали В. Ф. Богомолова, работавшего комендантом, заместителем секретаря — И. С. Панова, работавшего инспектором отдела кадров строительства».
«В июле 1941 года на строительной площадке завода № 484 развертывается ИТК-11 НКВД. Кадры колонии комплектуются из работников НКВД Свердловской области, а также из числа эвакуированных работников НКВД Ленинградской и Житомирскои областей. Весной 1942 года многих из них отправили на фронт.
В колонии содержалось 660-700 человек заключенных, жили они в зоне, в бараках, находившихся в районе нынешних площадок горснаба, конторы СМУ-4, складов УПТК
Работали они на строительстве завода № 484 на тех же объектах и в тех же условиях, что и вольнонаемные рабочие, но отдача от их труда была низкой. Начальник строительства М. Поляков, подводя итоги работы в ноябре 1941 года сказал: « наша колония ИТК работает отвратительно, выход рабочих (на работу) составляет лишь 45—50%».
Вторым и основным источником пополнения рабочей силы были эвакуированные строители высокой квалификации.
Только за первые три месяца войны на строительство поступило 653 человека эвакуированных.
Учитывая важность объекта, строительству завода № 484 выделили три военно-строительных батальона — войсковые части № 1481, 1485 и 1486. В связи с тем, что на оборонные работы привлекли много женщин и лиц, не подлежащих мобилизации в армию, военно-строительные батальоны преобразовали в строительные рабочие колонны. Личный состав рабочих колонн переводился на казарменное положение и обеспечивался котловым довольствием. Военную форму им не выдавали.
В состав каждой колонны входило четыре военно-строительных отряда по 250 человек в каждом. Руководителями колонн назначались офицеры - начальник колонны и комиссар. Колонны использовались на работах, не требовавших специальной квалификации и подготовки. Личный состав батальонов - рабочих колонн - призывался военкоматами для работы в промышленности и использовался на строительстве объектов Наркомата авиапромышленности в соответствии с постановлением Наркомата обороны за № 2058 942с от 13.09.41, согласно которому «...личный состав рабочих колонн работал на строительстве объектов НКАП на равных условиях с вольнонаемными рабочими». (стр. 32)
Первым в ноябре 1941 года на площадку прибыл военно-строительный батальон - в/ч 1481 (приказ № 792 от 28.11.41). Вначале личный состав разместили в барачных помещениях на территории автогаража лесобазы. Несколько позднее прибыли еще два батальона: в/ч 1485 и в/ч 1486. Жили военные строители в бараках Временного поселка. Там же была построена для них столовая».
«Кроме этого в строительном тресте № 4 НКАП вели работы два отдельных военно-строительных батальона №240 и 241, эвакуированные из Ленинграда вместе с трестом;
241-й батальон, командир майор Аристов, вел строительство ЛЭП от Нижнего Тагила до Верх-Нейвинска.
В 1943 году строительные рабочие колонны № 1481, 1485, 1486 ликвидировали, а личный состав демобилизовали».
«Из Москвы на стройплощадку завода № 484 эвакуировались спецконтора № 8 — отделочники и строители треста № 30. Все они входили в состав 9-го Главного управления НКАП.
Кроме этого на строительство завода № 484 прибыли эвакуированные НИИ № 33 НКАП из Ленинграда и специальные проектные бригады из Воронежа, Полтавы, Ленинграда, образовавшие строительно-проектное бюро № 26.
Бригада проектировщиков СПБ-26 вела привязку, разработку проектов и рабочих чертежей в соответствии с местными условиями и наличием строительных материалов и конструкций (дерево, металл, бетон). Все вопросы, связанные с изменением конструкций и заменой материалов, решались оперативно в процессе работ. Чертежи увязывались с имевшимся технологическим оборудованием и с учетом реальной возможности получения тех или иных материалов. Это позволило ускорить строительство».
Непонятно только зачем строили завод №484, если оборудование было не поставлено и поставки на период войны были не реальны. Но стройка продолжалась стахановскими темпами.
«Эвакуированные строители заводов № 485, 486, треста № 30, спецконторы № 8 влились в состав коллектива строителей завода № 484, ставшего единственным и основным строительством завода данного профиля. Завод легких сплавов был очень нужен стране, и строительство его переводилось на скоростные темпы».
Вот зачем стране площадка завода №484 без оборудования?
«Завод легких сплавов № 484 с начала войны стал строиться ударными темпами. Строители и жили под лозунгом:
«Все для фронта, все для победы!» Перешли на 11 — 12-часовой рабочий день с одним выходным днем в месяц».
В то время безбашенное строительство всего было нормой – главное надо было задействовать людей, чтобы не сидели без работы. Сначала построим площадку ударными темпами, а там видно будет. Так было и с кирпичным заводом в Верх-Нейвинске и шлакоболочным в Кировграде.
«На строительство кирпичного завода в Верх-Нейвинске, на территории будущего города, и шлакоблочного завода в Кировграде было затрачено свыше 200 тыс. руб., но нужной отдачи эти заводы в то время не дали из-за отсутствия оборудования, неподготовленности сырьевой базы. А главное - стройуправление, не завершив строительство, уехало на восстановление Сталинграда. Работы прекратили.»
«В начале 1942 года строительство завода № 484 перевели на подрядный способ ведения работ. Заказчиком стала дирекция строящегося завода № 484 (директор Е. Б. Журавский), подрядчиком — строительное управление №2 треста № 4».
«С IV квартала 1941 года стройуправление № 2 вело строительство завода № 484 и предприятий собственной базы. В декабре 1943 года коллектив строительного управления № 2 в составе треста № 4 НКАП перебазировался в Сталинград на восстановление завода «Красный Октябрь» и жилого поселка».
Даже деревообрабатывающий завод на стройке №484 менял числительные в своем названии:
«ДОЗ. он же - ДОК строительства завода № 484 НКАП (1941):
— завод № 21 треста № 4 НКАП (1942—1943);
— завод № 2 треста № 6 НКАП(1943)
— домостроительный завод № 2 (1944—1945);
— ДОК № 1 строительства № 865 НКВД СССР (1946)».
«Бывший мастер ДОЗа ветеран города И. П. Трегуб, прибывший на строительство в ноябре 1941 года, вспоминал: «ДОК состоял из цехов: лесорамы, столярного, погонажного и щитового. В основном он выпускал щитовые дома.
Делали в месяц по 30 домов, а потом отправляли в Сталинград, а в 1945 году после землетрясения — в Ташкент.
Сборку этих домов довели до совершенства: один 6-квартирный дом собирали за 48 часов. Это был верх совершенства. Надо было возвести стены и крышу и главное - сложить шесть печей.
„ В это же время строился главный корпус, где велось бетонирование колонн здания, а между колоннами оставлялись огромные окна».
«В 1942 году темпы строительства выросли. Среди строителей и рабочих завода было много ударников и стахановцев, выполнявших нормы выработки на 200, 300, 500 и даже 1000%. Самоотверженно трудились фронтовые бригады. В докладе на собрании актива Невьянского района отметили: «...2-е стройуправление завода № 484... за последние два месяца — октябрь — ноябрь — программу по строительству выполнило. Производительность труда — 130 %... На строительстве имеется тысячников 11 человек, 6 пятисотников, 140 человек трехсотников, организовано 14 фронтовых бригад, давших сверх плана продукции на 73 тыс. руб.»
Отмечалось также, что основные коллективы заводов, строек, предприятий Невьянского района как в 1941-м, так и в 1942 году увеличили выпуск продукции в 1,5—2 раза».
«Строительство № 484 было включено в список скоростных строек на IV квартал 1942 года с утверждением СНК СССР.
План ввода в IV квартале: литейный цех, трубопрессовый цех, кузнечный цех и ввод жилплощади — 4 тыс. кв. м.
Но из-за отсутствия оборудования пуск завода не состоялся, хотя уже в 1943 году корпуса завода были практически готовы. В них разместили другое производство - завод № 261, эвакуированный из Подмосковья в 1941 году в Березовский. Руководство наркомата вошло с предложением в ГКО СССР о перебазировании завода № 261 на площадку завода № 484 и объединении их в единый коллектив. Согласие получили, заводы объединили. Завод легких сплавов № 484 прекратил свое существование, так и не выдав своей продукции. Поскольку работы по строительству завода завершились, встал вопрос об использовании рабочей силы СУ №2 треста № 4. Коллектив строителей треста № 4 выступил с инициативой о восстановлении своими силами Сталинградского ордена Ленина металлургического завода «Красный Октябрь». По этому поводу прошел митинг строителей. Работник СУ № 2 Д. О. Миронов вспоминает:
«Помню, был митинг, и на нем вынесли решение, чтобы всем строителям добровольно ехать на восстановление Сталинграда, и приняли коллективное письмо т. Сталину. Вскоре разрешение было получено, и все строители уехали, забрав с собой не один эшелон всяких строительных материалов».
Государственный Комитет Обороны одобрил инициативу авиастростроителей и постановлением № 4648с от 23.11.43 поручил Наркомату авиапромышленности восстановить завод «Красный Октябрь». Нарком возложил на Государственный союзный строительно-монтажный трест № 4 НКАП ведение всех строительно-монтажных работ по всем десяти прокатным и четырнадцати вспомогательным цехам завода и жилищное строительство».
«19 октября 1941 года из Балашихи Московской области был эвакуирован завод N° 261 в Березовский Свердловской области.
14 апреля 1942 года его объединили с Нижнетагильским заводом N° 120 НКАП, и он стал филиалом завода № 120, но 13 марта 1943 года завод № 261 был восстановлен и вновь стал самостоятельной хозяйственной единицей с подчинением 2-Му Главному управлению НКАП СССР.
В целях создания лучших производственных и бытовых условий завод N° 261, согласно постановлению ГКО СССР и по приказу наркомата, объединили с заводом N° 484 и перебазировали на его площадку. Объединенный завод становится Государственным союзным заводом N° 261 НКАП.»
«К началу июня 1944 года завод полностью перебазировался и завершил все организационные мероприятия».
««Когда я возвратилась домой (с фронта), строительства N° 484 уже не было. Его место занимал 261-й авиационный завод. Это было небольшое предприятие,— пишет Е. А. Семкина,— его основные цеха располагались на промплощадке в длинном здании ангарного типа. Всех работающих было не многим более тысячи человек... Завод выпускал в основном шасси для самолетов ЛИ-2 и некоторое авиационное оборудование... В здании управления строительства № 484 располагалась столовая, а заводоуправление 261-го завода стояло вдоль Бунарки».
Завод N° 261 из Березовского на площадку завода № 484 был перебазирован в течение апреля — июня 1944 года. Завод разместили в корпусах N° 6, 15 и 8. Остальные здания, в том числе и здание главного корпуса, кузницы, подстанции на 110 кВт заводом не эксплуатировались и не достраивались. По распоряжению заместителей наркомов Визиряна и Дементьева в октябре 1944 года провели расстекление окон главного корпуса для нужд других заводов».
«Представляет определенный интерес письмо начальника Главного управления Военно-воздушных сил Красной Армии генерал-майора НАС Алексеева директору завода N° 261 В. Ф. Анфимову: «На основании постановления ГКО N° 6339 от 06.08.44 завод № 261 обязан поставить ВВС К А и АДД в III кв. 1994 г. шасси к самолетам ЛИ-2 в сроки и номенклатуре.
Общая сумма стоимости шасси, перечисленных в прилагаемых ведомостях, составляет 320 239 руб.».
Планом работ на III квартал 1944 года был предусмотрен выпуск оборонной продукции на 3463 тыс. руб., гражданской — на 50 тыс. руб., прочей — на 250 тыс. руб., товарной продукции — на 3763 тыс. руб.
Заводу N° 261 вместе с промышленными зданиями передали жилой фонд завода и строительства завода N° 484, кроме жилых домов, занятых работниками ДОЗа — завода № 2: 62 дома и барака в поселках Постоянный, Временный, Первомайский, Фанерный, ИТК.
Коллектив завода, выполняя план 111 квартала 1944 года, в августе вышел в число передовиков по Невьянскому району».
«В 1944 году завод выпустил 680 шасси для самолетов ЛИ-2, 56 групповых шасси и другую продукцию.
В 1945 году коллектив наращивал темпы работы. При плане выпуска шасси — 840 штук выпустили 866.
Готовую продукцию завода № 261 отправляли в Пушкино Московской области и в Ташкент-84.
Одновременно с заводом № 261 продолжал работу ДОЗ».
Случай, описанный Анурьевым в своей книге для кого то понимается как преданность партии и товарищу Сталину, для других просто информация:
«Магнитка начала катать броневой лист на блюминге. Но лист еще не танк. Уралмаш начал «шить» корпуса, да получалось мало. Узким местом стала расточка корпуса, на которую технологи отвели 36 часов. Мастером на расточном участке работал 25-летний Михаил Попов.
18 сентября 1941 года вызвал его к себе нарком В. А. Малышев. Между ними состоялся разговор:
— Нам нужно, чтобы ваш участок вдвое увеличил выпуск корпусов,— сказал В. А. Малышев.
— Мы уже, товарищ нарком, перепробовали все. Третьи сутки не сплю...
— Надо голове и телу дать отдых. Идите, товарищ Попов, побрейтесь, съешьте два обеда и выспитесь хорошенько, а завтра сократите время обработки корпусов вдвое.
Иначе нам нельзя,— и зачитал телеграмму Сталина: — «...прошу Вас честно и в срок выполнять заказы по поставке корпусов для танков КВ тчк Сейчас я прошу и надеюсь зпт выполните долг перед Родиной тчк...»
И они сделали невозможное: на другой день Попов установил к основному станку еще по два супорта с боков танкового корпуса, приспособив их под расточку. Обработка теперь велась одновременно пятью станками. Корпус расточили за 5,5 часов. Это была победа. Потом они довели расточку до 2,5 часов вместо 36».
Вот вам советская мотивация для повышения производительности труда – двойной обед и выспаться.
«В мае — июне 1945 года по постановлению ГКО от 22.05.45 начали отгружать из Германии металлургическое оборудование для завода легких сплавов на площадку завода N° 261. Руководство наркомата вернулось к своему прежнему решению разместить завод легких сплавов в корпусах, не занятых заводом N° 261.
То есть получается, что завод №261 уже выпускал шасси и точил корпуса для танков, а на незанятых площадках решили всё-таки разместить завод легких сплавов.
Образовали новые строительно-монтажные участки в составе треста N° 20 НКАП для ведения работ на площадке завода N° 261. Сюда прибыли рабочие из Каменска-Уральского и военнопленные. Создали такелажную группу из 20 человек для разгрузки вагонов, прибывших из Германии».
«В 1945 году на площадке велись работы по подготовке и сдаче в эксплуатацию лагеря НКВД для размещения 1000 человек военнопленных. Вели эти работы военнопленные румыны и мадьяры в количестве 400—500 человек.
Оборудование, прибывающее из Германии, монтировалось на свободных производственных площадях; в главном корпусе были установлены и смонтированы электроплавильные печи.
Во втором полугодии 1945 года началось свертывание военного производства на заводах Наркомата авиапромышленности.
Завод N° 120 из Нижнего Тагила перевели со всем оборудованием, автотранспортом, материалами и кадрами в количестве 800 человек в Каменск-Уральский и объединили с заводом № 286. Одновременно с завода N° 120 перевели в Балашиху Московской области на завод N° 219 250 рабочих и 50 ИТР для усиления опытно-конструкторского бюро по авиационным колесам (из числа имеющих жилплощадь в Москве). Жилой фонд завода N° 120 и оставшихся рабочих передали тресту № 6, промышленные производственные площади - заводу N° 183.
Завод N° 4 треста N° 6 был передан Свердловскому областному тресту стройматериалов, с 1 января 1946 года он получил бывшее ранее название — Невьянский кирпичный завод.
1 января 1946 года завод N° 261ликвидировали. Производство шасси для самолета Л И-2 передали на завод N° 30.
Рабочие и ИТР. неместные, были переданы на завод N° 268 Главного управления № 9, а местные — тресту N° 6.
Ликвидация завода № 261 продолжалась в течение первого полугодия 1946 года.
1 февраля 1946 года закончили ликвидацию стройучастка N° 2 треста N° 6 на площадке завода N° 261.
С 14 марта 1946 года деревообрабатывающий завод № 2 треста N° 6 распоряжением СНК СССР от 07.03.46 передали строительству N° 865 НКВД СССР.
Таким образом, промышленная площадка и весь жилой фонд предприятий Наркомата авиапромышленности были переданы строительству N° 865».
«После окончания Великой Отечественной войны напряженная международная обстановка, противостояние двух сверх держав, США и СССР, потребовали создания новых видов оружия, в том числе и ядерного. А после того как в августе 1945 года авиация США сбросила свои атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки угроза подвергнуться ядерному уничтожению повисла и над Россией.
20 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О Специальном Комитете при ГКО». Комитет создавался для общего надзора и руководства за осуществлением «Уранового проекта» в следующем составе: Г. М. Маленков, Н. А. Вознесенский, Б. Л. Ванников, А. П. Завенягин, П. Л.Капица, В. А. Махнев, М. Г. Первухин, И. В. Курчатов. Председателем стал нарком внутренних дел Л. П. Берия. Такой выбор Сталин сделал не случайно. В ведении Берии были тысячи заключенных, десятки предприятий различного профиля. Именно через него проходила вся разведывательная информация о работах над атомной бомбой.
«Этим же постановлением для непосредственного руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, промышленными предприятиями, задействованными в производстве атомной бомбы, 30 августа было создано Первое главное управление (ПГУ) при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР, подчинявшееся Специальному комитету.
Атомную бомбу произвести на одном предприятии невозможно. Для этого было необходимо построить целые города за колючей проволокой и обеспечить секретность их существования.
Для получения компонентов для ядерного оружия СНК СССР были приняты решения о строительстве на Урале 3-х заводов:
По получению оружейного плутония – 239 (завод № 817, в настоящее время «Маяк» в г. Озёрске) методом облучения урана в атомном реакторе для плутониевой атомной бомбы (метод И. В.Курчатова);
№ 814 (г. Лесной) по получению урана –235 электромагнитным способом (метод Л. А. Арцимовича);
№ 813 (г. Новоуральск) по получению урана – 235 газодиффузионным методом (метод И. К. Кикоина)».
Вместо заключения
За какие то чуть больше десятка лет будущий город Новоуральск оброс в своем становлении множеством номерных обозначений, связанных со строительством состоявшихся и не состоявшихся заводов. Если их собрать во едино в исторической последовательности, то получится ряд чисел, сыгравших в жизни города свою историческую роль. И это будет примерно так:
Завод № 484, ИТК-11 НКВД, в/ч 1485 и в/ч 1486, батальоны №240 и 241, рабочие колонны № 1481, 1485, 1486, спецконтора № 8, треста № 30, НИИ № 33 НКАП из Ленинграда, специальные проектные бригады из Воронежа, Полтавы, Ленинграда, образовавшие строительно-проектное бюро № 26, строительное управление №2 треста № 4, завод № 261, эвакуированный из Подмосковья, Государственный союзный завод N° 261 НКАП, трест N° 20 НКАП, строительство N° 865 НКВД СССР, ЗАВОД № 813, ИТЛ №100 – Свердловск -44.
Подготовил Владимир Волков.