О том, что меня особенно пугало, и до сих пор пугает в снах, связанных со школой
- Однажды смотрела видео, в котором одна успешная прима-балерина призналась, что в своих ночных кошмарах боится забыть последовательность движений, которые нужно протанцевать на сцене. Я не балерина, а бывший педагог с небольшим стажем работы, но мне тоже иногда снятся сны о своей профессии.
- И вот приснился мне страшный сон...
- В абсолютно пустом кабинете, лишённом растений, портретов, украшений, интерактивной доски, компьютера и прочих атрибутов уюта и удобства, я готовлюсь к уроку. Тема не из моей привычной программы, но проблема та же: как её удобнее преподнести. И я начинаю выделять главное, разделять на составные части, обобщать, в итоге создавая на ходу краткий список каких-то признаков, предназначенных для записи в тетради (всё это долго пишется, но делается само собой, автоматически и быстро, так как времени мало).
- Записываю список в свою тетрадь, и понимаю, что получилось так себе (то формулировка не та, то не очень понятно, то слишком коротко, то неупорядоченно, и всегда - без полноценного раскрытия темы). В конечном счёте вообще начинаю осознавать, что суть списка потерялась - остались лишь буковки, которые запомнить вроде несложно, но смысла в запоминании которых меньше, чем планировалось. Да и записать это в тетрадь под диктовку - дело пяти минут, а урок 40-минутный. Ну ничего, - думаю я, - зато включу видео, и детям будет интереснее и понятнее, да и в оставшееся время на уроке будет чем заняться.
- До идеала далеко, а до начала урока - слишком близко. Дети появляются в классе, и я решаю выбрать тот вариант списка, который более-менее тянет на продуманность. Но вдруг осознаю, что видео показывать не на чем, компьютера-то с выходом в интернет нет, а планируемое видео - из интернета! Ну ладно, придется проводить урок "на пальцах", как в таких случаях говорится (и как в таких случаях проводится в реале, если судить по моему опыту работы в школе).
- И вот, начинается урок. Начинаем записывать список, и сразу становится ясно, что то, что можно было записать дружненько за пять-десять минут, дети намерены либо вообще не делать, либо растянуть минимум на полчаса. Это ощущение тягомотной рутины так и витает в классе. В принципе, мне больше и нечем детей занять: видео показать не могу, и остаётся только нудятина в форме какого-то списка. В качестве которого нет особой уверенности.
- И прямо-таки ощущается отношение детей к этому списку. С одной стороны, они вроде бы по привычке настроены работать. Даже более серьёзно настроены, чем я. С другой... И вот тут-то начинается мой привычный кошмар, срежиссированный мозгом на основе худших моментов, взятых из моей реальности.
- Записав пару пунктов из десяти, половина класса, думая, что занудный урок закончился, начинает покидать кабинет. Я не могу это остановить, так как: во-первых, не знаю как (они просто уходят толпой, и наплевать им на мои представления о нормальном уроке и нормальном его окончании); во-вторых, не уверена в том, что они неправы (урок-то действительно никакой получался, причём по моей вине); в третьих, меня обступили девочки, которым от урока ещё что-то нужно, но если я уделю им внимание - потеряю контроль над уходящими. Выбираю пункт "уделить внимание отличницам", в итоге остальные продолжают уходить. Класс пустеет. Но самое страшное ещё впереди...
- Одна из отличниц начинает серьёзно что-то уточнять, дописывая список до конца у себя в тетради. И порадоваться бы, но рядом - ещё одна девочка. И вот, эта вторая девочка достаёт лист со своим собственным списком (длинным, аккуратным, отлично продуманным, имеющим явный смысл и явную значительность), и спрашивает моё одобрение на то, чтобы она по этому списку написала реферат. Впрочем, моё одобрение - чистая формальность, так как девочка - одна из тех, кто может обучаться и без учителя... Ужас!!! А я-то тогда зачем? Получается, что я - ноль как учитель, если ученица запросто умеет делать то, что мне даётся с такими мучениями?! Да если бы я хоть в чём-то другом была лучше её, так нет же, всё у меня коряво и ни о чём! Одна заслуга - дети по отношению ко мне вроде бы доброжелательны. Правда, большинству на меня вообще, как оказалось, наплевать, но всё-таки это лучше, чем постоянные конфликты и претензии.
- Кошмар близок к завершению, и после короткого разговора о цветных карандашах, которые захотела получить от меня в подарок талантливая отличница, собирающаяся писать реферат по своему списку, сон закончился. Хорошо или плохо, но, похоже, подарить мне ей было нечего, так как все дублированные карандаши я давно раздала (по сну) другим ученикам, а оставшиеся в единственном экземпляре мне и самой были нужны. Впрочем, возможно, я всё-таки пожертвовала одним из таких карандашей. Почему останавливаюсь на этом моменте? Потому что это - тоже пометка из подсознания. Во-первых, это моя беда, когда дети легко навязывают мне свои представления обо мне, и я начинаю блюсти не свои интересы, а ублажать детей, которые и более талантливы, и у которых ещё всё впереди. Ведь когда-то я шла в школу именно ради детей, а не ради себя. Да, было время...
- Но в моменте с карандашами есть ещё один смысл. Учитель, который работает для детей, отдаёт им себя по кусочкам... В данном случае - по карандашикам. Остаётся пшик. А потом те же дети, видя этот "пшик", искренне верят, что учитель ни на что не годен, так как у него нет при себе того богатства, которое он вроде бы должен производить. И мало кто знает о том, что громадная часть этого богатства, честно произведённого учителем, просто-напросто осела в его учениках, и начала восприниматься как их собственность.
- Я, например, опустошалась в школе быстро, в итоге несколько раз "брала тайм-аут" на восстановление, потом возвращалась, и всё повторялось. Пока не поняла, что больше восстановиться не могу, так как и в период так называемого тайм-аута снова приходилось работать с людьми (школа - библиотека - центр творчества - школа - библиотека - школьная библиотека - пустота). Тогда и уволилась насовсем. Но это лирическое отступление, а мы вернёмся к теме сна.
- В общем, мой сон про школу закончился. И кто как ощущал бы себя в этом случае, а я проснулась с ощущением многолетнего, давящего кошмара, от которого и так в своё время не знала куда деться. Может, именно эти ощущения своей ненужности, ничтожности, своего неумения увлечь, заинтересовать, предложить что-то значимое, и заставили меня когда-то после очередного пересмотра своей роли в образовании окончательно уволиться из школы уже в реальной жизни?
- Ни разу мне не приснилось, как завучи на меня орали, и потом, после моего ответного хлопанья дверью, дружно доводили меня до слёз. А это в моей практике было (к несчастью, я не всегда веду себя как подушка для битья). Ни разу не приснилась зарплата, которая никогда не превышала уровень "на пару тысяч выше минимума". Никогда не снились ситуации, когда в моём кабинете ученики, подравшись, чуть не покалечили друг друга (и других, в которых мог попасть стул, брошенный одним из драчунов). Хотя и это было в начале моей карьеры. Никогда не снился кошмар, в котором я по какой-то несусветной причине, не поддающейся разбору (в больном и отупевшем состоянии ещё наполовину студентки), разрешила без меня провести в кабинете праздник родителям с детьми, и в результате в 30-градусный мороз кабинет остался с выбитым стеклом (говорят, у родительницы доска сорвалась, когда она на ней что-то писала, и боком въехала прямиком в окно). Нет, эти кошмары мне не снятся. Они со мной только наяву происходят, не более.
- Зато осознать свою некомпетентность, своё несоответствие требованиям, свою примитивность, своё отставание от учеников по уровню развития знаний, умений и навыков, своё неумение удержать аудиторию от своевольного покидания кабинета, - это действительно кошмар!!! Многолетний, постоянно повторяющийся, не исчезающий даже после проведения удачных уроков!
- Наверно, такой расклад связан с тем, что доску можно починить, окно - вставить, драчунов - разнять (особенно если вовремя позвать подмогу), здоровье - подлечить, основы того, что можно и чего нельзя делать, - освоить, о неудачных моментах - забыть на фоне удачных. Но когда не можешь угодить всем участникам образовательного процесса - это, мягко говоря, угнетает, так как ставит в положение, когда при любом раскладе кто-нибудь окажется недовольным.
- Но угодить всем невозможно, так как люди разные, и у каждого - свои требования к образованию, так как каждый собирается идти в жизни по своему пути! Кто-то уважает знающего учителя, кто-то любит доброго, а кому-то знающий и добрый - как кость поперёк горла, а подавай прикольного, современного, разговаривающего на том же языке, что и его ученики. Но если стать прикольным - это не поймут уже другие дети, и так до бесконечности. В итоге вертишься как белка в колесе в поисках золотой середины, а в итоге получаешь взбучку, например, от руководства. Просто потому, что в результате стремления к идеалу рано или поздно забываешь о том, чтобы угодить следующей партии любителей оценивать и придираться.
- Конечно, сны есть сны, и на многих они не производят такого впечатления, чтобы на их основе принимать серьёзные решения. Но, с другой стороны, в снах отпечатываются в том числе и те стороны жизни, которые влияют на нас в реальности, и которые от нас не зависят. И вряд ли я убегу в реальной жизни от детей, которым наплевать на образование и которым скучно учиться (вообще скучно, вне зависимости от учителя); от отличников, которые в чём-то обязательно рано или поздно превзойдут своих учителей просто потому, что учителю некогда заниматься саморазвитием; от школ, в которых невозможно обеспечить каждого учителя комфортными условиями работы, и от многого другого.
- Но сейчас для меня - самое время порадоваться тому, что я больше не имею возможности ощутить на практике всё то, что было связано со школой во сне и наяву. Ведь "карандашиков", предназначенных для раздаривания направо и налево, осталось уже не так много, как в начале педагогического пути. К тому же дарить их тем, кому они не особо-то и нужны, уже почему-то не хочется.