Наша станица имеет интересное прошлое. Благодаря своему положению при протоке Дона, а также тому обстоятельству, что в данном месте расстояние между Волгой и Доном наименьшее, она в сороковых, пятидесятых и даже в начале шестидесятых годов была одним из видных перевалочных пунктов Придонья. Проток был судоходен и здесь все товары, которые переправлялись с Волги на возах и по существовавшей в то время между Качалинской станицей и посадом Дубовской конно-железной дороги, грузились в баржи, плоты и шли в Ростов.
Станица была полна пришлого рабочего люда; здесь строились баржи, барки, дощаники, и корпуса многих донских пароходов впервые спущены на воду с качалинской набережной, «пристани», как называют её казаки.
Жизнь в Качалинской кипела. Станичное общество получало большие доходы от такого положения вещей, а жители ещё и теперь с сожалением вспоминают те блаженные времена, когда почти вся станица кормилась работой на пристани, а хутора богатели от извозного промысла между Дубовкой и Качалином. Но ничто не вечно под луной: в начале шестидесятых годов проток в верхней его части пересыпало песком и он обратился в стоячее озеро, которое теперь только ухудшает, загнивая летом, санитарное состояние станицы. Пароходчики, судостроители и товароотправители перебрались мало-помалу в более удобный для них хутор Калач, а наш Качалин заглох и живёт воспоминаниями о своём прошлом.
Но всё-таки он несколько отличается от прочих станиц. У нас есть камера мирового судьи, медицинский приёмный покой, а числу учебных заведений даже позавидовать можно. Здесь имеется министерское двухклассное училище, министерское женское, церковно-приходское двухклассное училище и школа грамоты. Из этих школ последние две обеспечены своим роскошным казённым зданием, но министерское двухклассное, имея более 250 учеников, помещается в станичном здании, не только не отвечающем требованиям современной школьной гигиены, но даже едва ли и пригодном для такого учреждения, как училище. Женская же школа совсем не имеет своего здания и помещается в наёмном частном доме. Правда, в текущем году общество наше, по инициативе лучших своих представителей, решило построить здание для двухклассного училища, ассигновав порядочную сумму для этого, и уже начало закупать материал, так что с весны, как слышно, начнётся постройка, а к началу будущего академического года школа будет уже в своём собственном хорошем, тёплом и светлом помещении, где и ученикам будет вольготнее дышать, и учителям здоровее заниматься. А вот женское училище ещё ждёт для себя лучшей поры.
В настоящее время, будто бы, звезда Качалина опять начинает сиять. Дело в том, что к нам приехал агент общества пароходства по Дону и заявил станичному обществу о желании его доверителей соединить Качалин конно-железной дорогой с Дубовкой, так что в юрте станицы дорога окончится в хуторе Борисовом. В самом Качалине будут станции, склады и пристань для пароходов и барж.
Общество соглашается уступить компании требуемую полосу земли под полотно дороги, и весь вопрос теперь в арендной плате. Агент предлагает станичникам построить какое-нибудь здание – школу, приёмный покой, богадельню и тому подобное, а общество просить 1000 рублей ежегодной платы. Дело решится на одном из ближайших станичных сборов. Для Качалина, кроме всех прочих выгод, дорога важна ещё и в том отношении, что в случае удачного хода дел, пароходное общество, может быть, найдёт нужным прочистить занесённую часть протока, как оно намерено с весны начать очистку новыми машинами Дона от Калача до Качалина и сделать его судоходным, начиная с этого последнего.
Газета «Приазовский край» № 32 от 4 февраля 1899 года.
Навигатор ← Второй Донской округ