Журналисту KazanFirst позвонил председатель Союза садоводов Татарстана . Сообщил, что он сейчас (в момент звонка) в офисе регионального оператора УК «ПЖКХ» вместе с председателем СНТ «Здоровье-2» (Васильево, пригород Казани) ждут, когда их примет заместитель генерального директора. Оператор требует, чтобы СНТ задним числом (с января 2019 года) подписало договор о вывозе мусора и оплатило эти услуги, которые якобы оказывались без договора с той же даты, то есть с 2019 года.
- А на каком основании они все это требуют?
- Вот я и хочу из кабинета замгендиректора с вами связаться, включить громкую связь, чтобы вы сами ее обо всем расспросили. Так я позвоню вам? – пояснил Дейнекин.
Договорились. Дейнекин отключился, а через некоторое время позвонил снова и рассказал:
- Получилось так: как только я сказал, что сейчас позвоню журналисту, чтобы он тоже участвовал в разговоре, она (хозяйка кабинета) сказала, что в этом нет необходимости, потому что на самом деле нет никакого конфликта. Председателю не нужно ни подписывать, ни оплачивать договор с 2019 года, а нужно просто документально показать, что мусор с января 2019 года (тот месяц, когда за вывоз мусора монопольно взялись регоператоры) кем-то вывозился.
Председатель СНТ «Здоровье-2» пояснила, что в офис регоператора она пошла не одна, а с председателем Союза садоводов не просто так. На нее оказывалось довольно активное давление.
- Они показывали какой-то федеральный закон, говорили, что если я не подпишу договор с 2019 года и не заплачу 30 тысяч рублей, то они подадут в суд и тогда будет хуже. Мол, придется оплачивать судебные издержки, штрафы и так далее. 30 тысяч сумма, конечно, небольшая, но эти деньги мне надо еще с садоводов собрать. Общество у нас небольшое, всего 120 участков, – рассказала председатель.
Случаев, когда специалисты регоператора бегают за председателями СНТ и требуют от них подписать договор с 2019 года, на практике оказалось не мало.
- В 2019 году им (регоператорам) дали исчерпывающую, подробную информацию об СНТ: списки, адреса, контакты. Но почему-то вовремя договора они не заключили. Теперь регоператоры пытаются им вот эти суммы (оплату за якобы оказанные услуги) предъявить. Им просто деньги нужны. Но надо ведь доказать, что регоператор услуги оказывал, а поэтому они и настаивают на договоре задним числом! Многие «сады» клюют на такие предложения. Председателям легче собрать деньги с людей, чем тратить нервы, - объяснил председатель Общественного совета садоводов Татарстана .
- Нет договора – нет услуги! А договор подписывается не задним числом, он датируется тем днем, когда подписывается, - жестко комментирует ситуацию адвокат .
Если с этой точки зрения посмотреть на требования регоператоров к СНТ, то закон нарушается дважды. Требуется подписать договор задним числом – это раз. Второе: садоводы обязаны оплачивать вывоз мусора из расчета 0,38 кубометра отходов с человека в год (это, кстати, доказано еще и судебной тяжбой между СНТ «Ромашка-2» и регоператором, где мусорщики пытались получить с садоводов плату сверх норматива, но в итоге отозвали свой иск). А регоператоры много чего еще требуют: норматив плюс плату за дополнительно вывезенный мусор, плюс плату за крупногабаритные отходы и другое. Председатели СНТ, которые соглашаются на незаконные требования регоператора, тоже нарушают закон. Они ведь без всяких на то оснований собирают с людей дополнительные взносы.
- Существуют тарифы, по которым предприниматели должны заплатить регоператору за вывоз мусора с 2019 года даже если не было договора. Но тарифы установлены для предпринимателей. Для садоводов ничего подобного нет, - поясняет Дорофеева.
Тем самым адвокат пытается хоть как-то объяснить наглое поведение «мусорщиков». Воробьев считает, что в этой ситуации явно недорабатывают чиновники министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Работу регоператоров курируют они. Значит, это и их задача тоже – вести разъяснительную работу и среди специалистов по вывозу мусора, и среди садоводов.
- Они бы (чиновники Минстроя) хотя бы совещания проводили! А они провели единственное совещание с нашим участием в 2020 году и все, – сетует Воробьев.
Резон в этом есть. Союз садоводов Татарстана объединяет ведь далеко не все «сады» в республике.