Их осталось четверо. Самый загадочный и малочисленный народ России. Кереки – кто они?
Из последних данных, кереков осталось всего четыре человека, причем только двое из них знают свой родной язык. Они живут на Крайнем Севере в Беринговском районе Чукотского автономного округа.
Язык
Кереки называют себя анкалгакку или аракыкку, что означает «приморские люди».
В основном они используют русский и чукотский языки. Национальный керекский язык, относящийся к чукотско-камчатской семье, сохранился лишь пассивно: в трудах исследователей народа и в памяти оставшихся его представителей.
Ряд ученых относит его к числу диалектов корякского языка. В лексике зафиксированы также элементы эскимосского.
Впервые научное описание керекского выполнил советский ученый Петр Яковлевич Скорик. Серьезный вклад в изучение традиций, культуры, верований, фольклора, языка внес историк-этнограф Владилен Леонтьев после исследовательских экспедиций семидесятых годов прошлого столетия. Известно порядка 4-5 тысяч керекских слов, несколько десятков фольклорных текстов.
История
Когда-то кереки были крупным народом, но из-за постоянных набегов чукчей и коряков они почти исчезли. На протяжении веков их земли были ареной военных столкновений чукчей и коряков. Оказавшиеся между двух огней кереки страдали от постоянных набегов и тех и других. Они не отличались особой воинственностью, не были обучены военному делу как их более многочисленные соседи, поэтому не могли оказать серьезного сопротивления. Вдобавок ко всему, многие кереки погибли от различных эпидемий. Этнографы называют этот народ «самым несчастным на всём Северо-Востоке».
В результате войн и эпидемий численность кереков сократилась в несколько раз, а постепенная ассимиляция с чукчами привела к практически полному исчезновению народа.
Традиции и особенности
Традиционным семейным укладом кереков был матриархат. Главой семьи выступала женщина, принимавшая все важные общественные, хозяйственные решения, занимавшаяся торговлей. Старшая женщина или жена любое действие мужчины предваряла советом, могла запретить совершение какого-либо поступка.
Главенствующая роль женщины отразилась в народном фольклоре. Перед совершением какого-либо поступка или началом дела герои обязательно спрашивали совета у бабушки или другой женщины. Например, такой сюжет есть в сказке про мужчину-зайца по имени Милуткалик.
Род вели по линии матери, живя большими семьями, управляла которыми старшая женщина. Летом род разбивался на малые семьи, отправляясь на промыслы. Орудия труда, добыча, запасы, скарб при этом оставались в общем пользовании. Детей с ранних лет приучали в игровой форме к труду: мальчиков учили охотничьим приемам, обращению с собаками, девочек — хозяйственным домашним делам, изучению съедобных растений, трав, ягод.
Детей любили и баловали, верили, что в телах младенцев в мир живых возвращаются души предков. Появившегося на свет сына считали умершим отцом его матери. Рождение дочери означало реинкарнацию матери отца ребенка. Верование в возвращение душ предков нашло отражение в эпосе: в сказках дети всегда оказываются умнее взрослых людей.
Как найти керека в толпе?
худощавое, сухое телосложение;
темные глаза с суженным горизонтальным разрезом;
смуглая кожа;
жесткие черные прямые волосы;
толстые губы;
острые высокие скулы;
нос, узкий в переносице.