Найти тему

Аккредитация для врачей или диверсия против медицины? Часть 1

Оглавление
Артур Смольянинов- российский актер театра и кино, театральный режиссер
Артур Смольянинов- российский актер театра и кино, театральный режиссер

Мне иногда кажется, что чиновники в высших эшелонах органов власти перед тем, как что-то внедрять в сфере здравоохранения балуются в игру "Морской бой": прокатит или не прокатит очередная реформа в медицине: сколько кораблей (проблем в медицине) будет ликвидировано?
Только кораблики-это мы с вами, пациенты и врачи, которые терпим поражение в этой непонятной политической ситуации. Да, и наше с вами мнение, у пораженных и обездоленных, никогда не спрашивают.
И если ошибка одного врача стоит жизни одного пациента (пару десятков), то просчет законодателя- ставит на кон жизнь и здоровье народа в многонациональном государстве.
Просто потому, что нельзя на медицине ставить эксперименты, принимать необдуманные решения, внедрять законодательные проекты, не взвесив все "за" и "против", не получив поддержку у большинства врачебных сообществ и ассоциаций, у компетентных лиц в сфере здравоохранения.
Но, видимо, российское государство не ищет легких путей в создании великой будущности для последующих поколений.
И получается, как в французской поговорке : "после нас хоть потоп".

До 2017 года в последипломном медицинском образовании существовали 3 направления: интернатура, ординатура и аспирантура (для будущих преподавателей).

Будущему врачу по окончании медицинского института вручали диплом государственного образца, а затем выпускник проходил обязательную последипломную форму обучения в виде интернатуры (1 год) или ординатуры (2 года) с последующим получением сертификата специалиста, с которым мог уже трудоустроиться в любое медицинское учреждение.

Эта система работала на благо медицины много лет ( к примеру, интернатура была введена в СССР с 1982 года как обязательный этап в высшем медицинским последипломном образовании, а попытки сформировать одногодичную специализацию предпринимались аж с 1967 года) давала возможность каждому выпускнику получить хороший практический и теоретический (больше для ординаторов) опыт перед тем, как преступить к профессиональной медицинской деятельности ( потому что "альма матер" в виде 6 лет обучения не способна дать всю полноту знаний и весь необходимый практический объем умений, так необходимых для квалифицированного врача).

За время обучения в интернатуре или в ординатуре студент находился под постоянным контролем опытных врачей и преподавателей медицинских вузов, способных подстраховать будущего врача от ошибок и проконсультировать по любым вопросам в части диагностики, лечения и ведения пациентов и так далее.

Однако, в Минздраве РФ задумались о том, что в здравоохранении слишком много "профильных специалистов" и чрезвычайно мало врачей обшей практики, которых катастрофически не хватает в первичном звене здравоохранения.

Чиновники Минздрава РФ в 2016 году приняли решение упразднить интернатуру, заменив ее на первичную аккредитацию, оставив только ординатуру с весьма ограниченным количеством мест для поступления.

По новым образовательным стандартам выпускники медицинских вузов, еще сырые дилетанты-врачи, имеют право сразу же начинать трудовую деятельность в качестве врачей общей врачебной практики в поликлиниках и центральных районных больницах при условии получения аккредитации специалиста.

Что из себя представляет первичная аккредитация?

Процедура первичной аккредитации специалистов  включает три этапа оценки квалификации лица:
1.Тестирование
2.Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.
3.Решение ситуационных задач.

Вообще, по своей сути, первичная аккредитация -это как ЕГЭ в школе.

Экзаменуемый проходит за определенное время данное мероприятие, заранее подготовившись по трем этапам до автоматизма, все его действия фиксируются на камеру (для аккредитационной комиссии).

Выпускник проходит 1 этап аккредитации в виде тестирования с выбором правильных ответов из всех представленных.

Далее экзаменуемый проходит 2 этап оценки знаний на базе симуляционных центров ВУЗа, где отрабатывает на манекенах свои практические навыки.

А затем- заключительный этап, в виде решения ситуационных задач, которые студент заранее проработал и зазубрил.

После успешного выполнения всех этапов аккредитации выпускник получает свидетельство о прохождении первичной аккредитации сроком на 5 лет.

Видимо Минздрав РФ полагает, что первичная аккредитация заменяет год практики в интернатуре.

С данной "филькиной грамотой" бывший студент-недоучка идет работать в поликлинику, где и нарабатывает практику уже на месте путем проб и ошибок ( набивает шишки пациентам и формирует из них кладбище). И кроме первичного звена здравоохранения такой специалист никуда больше не может быть трудоустроен (так как у него нет последипломного образования, то есть сертификата специалиста).

Теперь немного о существующем постдипломном образовании.

В настоящее время дополнительное профессиональное образование (представляющее возможность получить сертификат специалиста) дает ординатура и профессиональная переподготовка.

Профессиональная переподготовка возможна только при наличии у лица постдипломного образования, таким образом выпускник с "филькиной грамотой" данный этап пройти не может.

А лицо, окончившее ординатуру, может получить вторую специальность, пройдя курсы профессиональной переподготовки (естественно за определенную сумму).

Но количество мест для поступления в ординатуру в медицинских ВУЗах с момента реформирования значительно сократилось ( причем как на коммерческой основе, так и по бюджету), а стоимость обучения достигла космических величин.

Например, в 2022 году 1 год обучения в СЗГМУ им. И.И.Мечникова на большинство специальностей составляет 323 тысяч рублей (по профилю "дерматовенерология"- 400 500 рублей).
За обучение в ординатуре в Первом Московском государственном медицинским университете имени И. М. Сеченова придется отдать около 400 тыс. рублей ( в зависимости от специальности).

Даже все желающие, готовые обучаться в ординатуре на коммерческой основе, поступить не могут, так как места ограничены.

Шансы поступить на обучение, в том числе на бюджетное место, в ординатуру увеличивается, если у выпускника имеются:

  • диплом с отличием медицинского ВУЗа;
  • наличие трудового стажа в области медицины или фармацевтики, особенно в сельской местности;
  • публикации в научных работах;
  • именные стипендии Президента, Правительства РФ и другие;
  • волонтерская деятельность в медицинских организациях.

В настоящее время существует тенденция к увеличению количества мест для обучения в ординатуре в медицинских ВУЗах для лиц, поступающих по целевому направлению.

Эти меры проводятся для того, чтобы гражданин, получивший целевое направление в ординатуру, отработал после обучения 5 лет в своей медицинской организации.

Большинство врачей с "филькиной грамотой", работающих в государственной поликлинике, пытаются набрать стаж (не менее 3 лет) и худо-бедно поступить в ординатуру, так как хотят получить статус "специалиста" и возможность расти (в том числе по карьерной лестнице).

Небольшая часть из которых все-таки остается и проходит периодическую аккредитацию (раз в пять лет) вместе с другими докторами, окончившими медицинский ВУЗ до 2017 года.

Кто не проходит периодическую аккредитацию, тот лишается места работы, а значит возможности продолжать врачебную деятельность.

Оценка профессиональных умений и знаний врача возложена на Федеральный аккредитационный центр в соответствии с Приказами Минздрава РФ от 30 июля 2021 года №807 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения Российской Федерации для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура), от 22 ноября 2021 года № 1081н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов».

Подробно о прохождении периодической аккредитации я напишу в следующей статье.

В настоящее время в большинстве регионов РФ отмечается отток кадров в большие города, в том числе медицинских работников. Первичное звено здравоохранения стремительно пустеет: врачи с "филькиной грамотой" стараются поступить в ординатуру, а потом уехать в более перспективный регион на ПМЖ, лица пенсионного возраста уходят из медицины (многие из них не справляется с цифровизацией рабочих мест и с прохождением периодической аккредитации), кто-то не проходит аккредитацию, кто-то из специалистов заболевает или умирает ( причины: коронавирус, сердечно-сосудистые заболевания, онкопатология и так далее), поэтому выбывает из системы здравоохранения.

В рамках своей трудовой деятельности я часто провожу телефонные разговоры с главными врачами подведомственных медицинских организаций, как центральных районных больниц, так и городских поликлиник, по вопросу кадрового дефицита. Все руководители говорят в один голос: врачей нет, все разбегаются, молодые выпускники не приходят трудоустраиваться, а те медики, кто с опытом, уходят в медицинские организации частной формы собственности (так как меньше пациентов, бумажной волокиты и зарплата выше). Сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, ЦРБ не спасает и целевая федеральная программа :"Земский доктор/Земский фельдшер", подразумевающая улучшение жилищных условий для молодых специалистов ( в виде 1 млн рублей).

Вывод: проведенная реформа в системе медицинского образования в 2016-2017 гг. не способствовала улучшению кадровой ситуации в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения, привело к оттоку ценных и опытных кадров, к ухудшению качества подготовки будущих врачей ( а значит на замену пожилых докторов-корифеев прийти некому).

Кроме того, отмена интернатуры и невозможность получения последипломного образования в виде ординатуры привели к дефициту специалистов узкого профиля!

Таким образом, кадровый голод на местах растет стремительными темпами!

А теперь, внимание: "Как представители Минздрава РФ видят смысл в проводимом реформировании системы образования медиков?"

В 2020 году на конференции «Медицина и качество 2020» заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова выступила по поводу последипломного обучения врачей:

"В отмененной системе подготовки врачей в интернатуре не было широты знаний, мышления, охвата всей специальности, а ординатура была лишена практикоориентированности. Эти недостатки были учтены при формировании новой концепции обучения в ординатуре.

«Создание сегодняшней системы ординатуры – это попытка взять то лучшее, что было в интернатуре, и избавиться от того плохого, что было в ординатуре.

В интернатуре была зацикленность на рабочем месте. Конечно, человек зрел, он формировался, но тем не менее не было комплексного охвата. После ординатуры люди оставались на кафедрах и не шли в практическое здравоохранение"

Продолжение статьи читайте в следующих выпусках.