1. Текст.
«Беккер пишет, что расскажет Вам об интригах Бакунина, но я не полагаюсь на это и сообщаю Вам вкратце самое необходимое. Бакунин, который до 1868 г. интриговал против Интернационала, вступил затем, потерпев фиаско на Бернском конгрессе мира, в Интернационал и тотчас же начал внутри него устраивать заговоры против Генерального Совета. У Бакунина своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причём самым существенным является прежде всего то, что [327 — 328] главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал и, следовательно, не возникшую в результате общественного развития классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, а государство. В то время как основная масса социал-демократических рабочих вместе с нами считает, что государственная власть есть не что иное, как организация, которую создали себе господствующие классы — землевладельцы и капиталисты — для защиты своих общественных привилегий, Бакунин утверждает, что государство создало капитал, что капиталист обладает своим капиталом только по милости государства. Так как, следовательно, государство является главным злом, то необходимо прежде всего упразднить государство, и тогда капитал сам собой полетит к чёрту. Мы же говорим обратное: упраздните капитал — присвоение немногими всех средств производства, — и тогда государство падёт само собой. Разница существенная: упразднение государства без осуществления прежде социального переворота — бессмыслица; упразднение же капитала — это и есть социальный переворот и заключает в себе преобразование всего способа производства. Но так как для Бакунина государство есть главное зло, то не следует делать ничего, что могло бы сохранить государство, то есть всё равно какое государство — республику, монархию или любое другое. Отсюда — полное воздержание от всякой политики. Совершать политический акт, в особенности же принимать участие в выборах, — это измена принципу. Надо вести пропаганду, поносить государство, организовываться, и когда, наконец, на твоей стороне окажутся все рабочие, следовательно, большинство, тогда ликвидируются, наконец, все органы власти, отменяется государство и на его место ставится организация Интернационала. Этот великий акт, которым начинается тысячелетнее царство, называется социальной ликвидацией.
Всё это звучит крайне радикально и так просто, что это можно выучить наизусть в пять минут, — вот почему бакунистская теория быстро встретила сочувствие и в Италии и Испании среди молодых адвокатов, докторов и других доктринёров. Но рабочие массы никогда не дадут убедить себя в том, что общественные дела их страны не являются в то же время их собственными делами; они по природе своей политически активны, и всякого, кто убеждает их отказаться от политики, они в конце концов покидают. Проповедовать рабочим воздержание от политики при любых обстоятельствах — значит толкать их в объятия попов или буржуазных республиканцев. [328 — 329]
Так как, по Бакунину, Интернационал создан не для политической борьбы, а для того чтобы при социальной ликвидации немедленно занять место старой государственной организации, то он должен быть возможно более похожим на бакунистский идеал будущего общества. В этом обществе, прежде всего, не существует никакого авторитета, так как авторитет — государство — абсолютное зло. (Каким образом люди будут пускать в ход фабрики, пользоваться железными дорогами, управлять кораблём без единой, решающей в последней инстанции воли, без единого руководства, — этого нам, конечно, не говорят.) Прекращает также существовать и авторитет большинства по отношению к меньшинству. Каждая личность, каждая община автономны, но каким образом общество, состоящее хотя бы из двух человек, возможно без того, чтобы каждый из них не поступился чем-нибудь из своей автономии, — об этом Бакунин снова умалчивает.
Итак, Интернационал тоже должен быть построен по такому образцу. Автономна каждая секция и внутри неё — каждая личность. К чёрту базельские решения, которые дают Генеральному Совету пагубный и его самого деморализующий авторитет! Даже если этот авторитет предоставлен добровольно, он должен быть уничтожен — именно потому, что это авторитет!»
Энгельс, Ф. 150. Фридрих Энгельс — Теодору Куно. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 33. М.: Государственное издательство политической литературы, 1964. Сс. 327 — 329.
2. Фридрих Энгельс полагает, что государство — управленческая структура господствующего класса, работающая в интересах этого господствующего класса. Слом государственной машины — бессмыслица, а разрушать надо власть капитала, то есть отбирать средства производства, находящиеся в частной собственности у капиталистов, и формировать из отобранных фондов общественную собственность. Это и будет социальным переворотом, вслед за каковым неизбежно капиталистическое государство перестанет существовать.
По Михаилу Александровичу Бакунину, в изложении Ф. Энгельса, первично государство, его, государства, милостью существует капитал и капиталисты. Именно поэтому следует разрушить государство, а преобразование хозяйства страны и социальной жизни последуют за смертью этого монстра, этого левиафана — государства.
3. Предельно ясное изложение различий позиций марксо-энгельсовского Интернационала и бакунинского Альянса Социалистической Демократии, Альянса внутри Интернационала и вне его, показывает, насколько бакунистом и анархистом, а вовсе не марксистом и интернационалистом был Владимир Ильич Ульянов (Н. Ленин)!
Будучи аристократом по рождению, обладая статусом потомственного дворянина, В. И. Ульянов (Н. Ленин) с гимназических лет и до самой смерти боролся вовсе не с капиталом, а именно с государством. И в отличие от тех рабочих, о которых пишет Фридрих Энгельс Теодору Куно, рабочие Российской Империи пошли за В. И. Ульяновым (Н. Лениным) громить государство, а не преобразовывать хозяйство. Это уж потом Иосиф Виссарионович Джугашвили (И. В. Сталин) взялся за такие преобразования сперва в сельском хозяйстве, допреобразовав его до головокрушения от успехов, а потом и в промышленности, понастроив всякого с помощью иностранных инженеров и русских рабочих. Но первично-то разрушение государства, путь анархизма и М. А. Бакунина.
Сказанным не оправдываются политические биографии ни В. И. Ульянова (Н. Ленина), ни И. В. Джугашвили (И. В. Сталина), не взвешивается на весах истории та кровавая цена, которая заплачена русским народом за их политические эксперименты. Речь лишь об успешности политической карьеры обоих политиков. Они ставили перед собой цели и добивались их достижения, управляя массами народа, решая задачи их руками и принося их массово в жертву. В отличие от К. Г. Маркса, Ф. Энгельса и их подопечных, «просвещённых пролетариев развитых стран», не добившихся ничего, кроме привода к власти Национальной фашистской партии в Италии и Национал-социалистической рабочей партии Германии.
4. Да, пролетарии Ф. Энгельса и К. Г. Маркса с их Международным Товариществом Рабочих по существу так ничего и не достигли. Организационная работа и различные выступления рабочих ничего не стоят, если не ведут к значимым результатам. А поведение рабочего класса Германии и прочих государств и в Первую Мировую войну, и во Вторую Мировую войну предельно ясно доказало смысловую ничтожность политически всё провалившей марксистской мысли.
Напротив, политическая стратегия и тактика В. И. Ульянова (Н. Ленина) и большевиков в России привели их к успеху анархистской доктрины. Более того, доктрины революционного заговорщичества Луи Огюста Бланки и Петра Никитича Ткачёва. Тактически это именно заговорщическая политика большевиков.
5. С позиции материалистического понимания истории эпистолярные рассуждения Ф. Энгельса совершенно логичны. Если вся жизнь детерминирована хозяйственным механизмом и отношениями в нём возникающими, направлять преобразующую энергию следует именно на них, механизм хозяйствования и отношения людей, в хозяйстве участвующих.
Но разве чего-либо результативного можно достигнуть в этой деятельности, не расправившись с такой надстройкой, как государство, в которую входят, напоминаем, армия, полиция, суды, тюрьмы, законодательство и вся юридическая практика, а также дивизии чиновников...
А в иные надстройки, также детерминируемые экономикой, входят периодическая печать и другие средства массовой информации и пропаганды, искусство, наука, религия, философия...
И тут Ф. Энгельс предлагает: не «Займись музыкой, Сократ!», а «Займись экономикой, Платон!» Немецкие социал-демократы, выпестованные К. Г. Марксом и Ф. Энгельсом, до десяти лет выпаиваемые топлёным молоком материалистического понимания истории и выкармливаемые жирным жареным жмыхом из «Капитала», показали себя во всей красе в обеих мировых войнах. А чего стоит материалистическое понимание истории, показал приход к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии.
2022.11.27.