Найти тему
Правила жизни

Не только Джеки Чан: 10 лучших азиатских фильмов, которые вы должны посмотреть

Оглавление

Восток хранит в себе множество загадок даже для русского человека, живущего на стыке европейской и азиатской культур. Кино — один из проверенных способов познакомиться с особенностями отдельных цивилизаций. Если вы плохо представляете себе, чем живут азиаты, но чувствуете, что Восток манит вас своей загадочностью, эти фильмы помогут вам восполнить некоторые пробелы и погрузиться в атмосферу столь непохожего на наш мира.

«История Хатико» (1987)

Режиссер: Сейдзиро Кояма

Драма о профессоре Токийского университета и его собаке. Зная любовь преподавателя к собакам, друзья подарили ему щенка акита-ину, которого тот назвал Хатико (хати — восьмой по счету пес). Собака всюду следовала за хозяином и даже стала ждать его у железнодорожной станции каждый день, когда он уезжал на работу. После внезапной смерти профессора Хатико по-прежнему приходил на остановку и ждал его всю свою жизнь. Эта история действительно произошла в 1920–1930-х годах в Японии. Хатико считается олицетворением верности и беззаветной любви. В честь него даже установили памятник, у которого собираются влюбленные.

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), Энг Ли

-2

Исторический экшен о мастере боевых искусств, преследующем вора в Китае XVIII века. Это классическое китайское уся (жанр фэнтези, в котором упор делается на восточные единоборства) про легендарных воинов, которые бегают по воздуху, искусно сражаются на мечах и играючи разбрасывают целую толпу противников. Энг Ли доводит зрелищность боев до запредельного уровня, на котором хореография поединков и поставленные трюки кажутся нереальными. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» не зря получил «Оскара» за операторскую работу, музыку, декорации и как лучший фильм на иностранном языке.

«Семь самураев» (1954)

Режиссер: Акира Куросава

-3

Критики единогласно называют «Семь самураев» одним из самых значительных и влиятельных японских фильмов в истории кино. Он породил несметное количество ремейков и подражаний, которые продолжают появляться. Например, в сериале «Мандалорец» есть эпизод (глава четыре: «Убежище»), поставленный точно по сюжету Куросавы. Фильм идеально подойдет для просмотра тем, кто считает старое кино скучным. Уже в первой трети наблюдать за сюжетом и героями невероятно интересно, в процессе забываешь про черно-белую пленку и японскую речь, которые в начале могут оттолкнуть.

«Паразиты» (2019)

Режиссер: Пон Джун-хо

-4

Пон Джун-хо отходит от метафор и максимально наглядно показывает деление общества Южной Кореи на касты. Место рождения и принадлежность к роду навсегда определяют судьбу человека. Бедным никогда не дотянуться до престижных работ с высокой оплатой, а богатые с презрением относятся к неимущим и никогда не допускают недостойных в свой круг общения. В «Паразитах» много от западного кино, и в этом кроется причина успеха фильма на международных фестивалях. Четыре «Оскара» (в том числе за лучший фильм), «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой глобус», премии BAFTA и «Сезар» стали признанием в любви к корейскому кинематографу, интерес к которому не ослабевает до сих пор.

«Любовное настроение» (2000)

Режиссер: Вонг Кар-Вай

-5

Мелодрама о роковой встрече женатого мужчины и замужней женщины в Гонконге 1960-х. Оказавшись в соседних комнатах одного доходного дома, они сперва становятся друзьями, а потом и любовниками. На Каннском кинофестивале в 2000 году «Любовное настроение» было отмечено наградой за лучшую мужскую роль и техническим Гран-при. Фильм довольно точно изображает суровую действительность Гонконга того времени, когда люди находились под невероятным общественным давлением. Но даже в таких условиях была возможна утонченная и такая нежная любовь.

«Токийская повесть» (1953)

Режиссер: Ясудзиро Одзу

-6

Социальная драма о пожилой паре, которая отправляется из небольшого городка в столичный Токио проведать своих детей. Вместо радушного приема стариков ждет лишь показная радость — у молодых так много дел и так мало времени. В своем, пожалуй, самом известном западному зрителю фильме Одзу показывает единение с семьей как высшую ценность повседневной жизни. Кроме этого, фильм стоит посмотреть еще и для того, чтобы познакомиться с особенностями операторской работы, характерной для японского кинематографа. Режиссер помещает зрителя на уровень своих героев: камера располагается на высоте 60–80 сантиметров от пола. Это высота обзора человека, сидящего в традиционной позе сэйдза.

«Воспоминания об убийстве» (2003)

Режиссер: Пон Джун-хо

-7

Детективный триллер о поисках серийного убийцы в провинциальном городке. Следователь Со Тхэ-юн прибывает из Сеула в Хвасон, чтобы помочь двум местным полицейским выследить убийцу женщин. «Воспоминания об убийстве» не похожи на другие процедуралы. Вместо достоверного изображения следственного процесса Пон Джун-хо больше рассказывает о социальном положении в Южной Корее конца 1980-х. То, на какие зверства готовы пойти провинциальные полицейские, лишь бы выбить признание из первого встречного, показывает уровень нравов в стране в то время. Но причина их состояния — в тех потрясениях, которые год за годом обрушивались на государство и общество. «Воспоминания об убийстве» входят в двадцатку лучших фильмов с 1992 года по версии Квентина Тарантино.

«Куклы» (2002)

Режиссер: Такэси Китано

-8

Сборник из трех драматических новелл, сюжеты которых не пересекаются, но подчинены теме любви. Под давлением родителей парень уходит от своей девушки, чтобы заключить выгодный брак. Босс якудза вспоминает о своей первой любви и возвращается в родной город. Знаменитая певица теряет свою красоту и заканчивает карьеру, но у нее остается один верный поклонник. Каждая из трех историй — срез японского общества на момент съемок: жесткая система каст и традиций, власть мафии на местах и тотальная одержимость поп-идолами. На медитативных и красивых кадрах Китано показывает, что любовь одинаково волнует и молодых, и старых, и бедных, и богатых.

«Служанка» (2016)

Режиссер: Пак Чхан-ук

-9

Девушка Ок Чу пытается выжить в оккупированной Корее начала XX века и использует все доступные средства. Ей удается стать прислугой в престижном доме госпожи Хидэко, стены которого хранят множество тайн. Следить за повествованием не только интересно, но и приятно: костюмы, декорации, грим и хитроумные приспособления в старинном доме — украшение фильма. Критики по всему миру высоко оценили картину Пак Чхан-ука: BAFTA, Saturn, Vulcan и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

«Мой сосед Тоторо» (1988)

Режиссер: Хаяо Миядзаки

-10

В этом мультфильме Миядзаки рассказывает историю не о вымышленном и неизвестном мире, а о Японии 1950-х. Ему было важно доказать, что мультфильм о детских приключениях может быть не менее успешен, чем сражения роботов или монстров. У Миядзаки получилось, но не сразу. «Тоторо» провалился в прокате, но после демонстрации на ТВ популярность фильма и персонажей начала зашкаливать. Сегодня это официальный талисман города Токородзава (да и всей страны).

А вы любите азиатский кинематограф? Чувствуете ли вы его отличие от западного? Как это отражается на эмоциях от просмотра фильмов?