Найти тему

Турбопоезда и аэровагоны: как сложилась судьба симбиоза самолета и поезда

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели! В истории Российских ж/д и остальном мире есть эпизод, и хотя он оброс кучей историй, когда железнодорожные конструкторы пытались совместить самолет и поезд в одно целое. С 1917 года неоднократно появлялись сообщения о появлении так называемых "аэровагонов", хотя первые образцы правильнее было бы назвать дрезинами с винтовым приводом.

Вагоны с пропеллерами

Источник: oldmachinepress.com
Источник: oldmachinepress.com

Какое значение имеет эта комбинация? В начале двадцатого века авиация развивалась стремительными темпами и демонстрировала обществу все новые и новые скорости, одновременно с этим железные дороги тоже менялись, но не так быстро. Поэтому первым, кто предложил увеличить скорость локомотивов с помощью авиационных поршневых двигателей и пропеллеров, был конструктор из Германии. Есть информация, что такой "локомотив" способен разгоняться до небывалых 100 км/ч.

Источник: etoretro.ru
Источник: etoretro.ru

Если немецкая версия была, по крайней мере, основана на платформе вагона, то существовала также версия, основанная почти на обычных деревянных досках - как на фото выше. Мне не удалось найти точное место или дату съемки, но одно можно сказать наверняка: у испытателей этого "изобретения" было много мужества. Хотя я не вижу мощного поршневого двигателя (исторически, других двигателей в то время не было), а значит, о возможностях изобретения мало что можно сказать даже очень приблизительно.

Если вы думаете, что Россия не включилась в мировую гонку по установке различных пропеллеров на поезда, то это конечно же не так. В 1921 году конструктору не только удалось установить двухлопастной пропеллер, но и учесть аэродинамические тенденции - "Авиации". "Корпус изобретения был плоским и напоминал рыбу, что, по мнению инженера-создателя, должно было способствовать хорошему увеличению скорости.

Источник: historical-facts.com
Источник: historical-facts.com

Была ли это форма рыбы или мощный двигатель, но в результате изобретение преодолело отметку в 140 км/ч и надолго установило абсолютный рекорд скорости для российских железных дорог. Только у этого изобретения была печальная судьба: во время тестового пробега из Москвы в Тулу оно на скорости 85 км/ч сошло с рельсов и разбилось, унеся жизни 6 человек, включая его создателя.

В 1930-х годах появился аэродинамический поезд для массового потребителя, построенный не железнодорожниками, а авиастроителем Францем Куккенбергом.

Источник: askdifference.com
Источник: askdifference.com

Этот длинный, аэродинамической формы вагон с гладкой поверхностью был оснащен 600-сильным авиационным двигателем. Вместимостью 40 пассажиров, это был самый массовый авиационный железнодорожный транспорт в истории железных дорог. Не следует забывать, что именно "Keukenberg Zeppelin" установил мировой рекорд скорости на ж/д, который продержался аж до 1954 года и составил 230,2 км/ч.

Эпоха реактивных поездов

Эра реактивного двигателя заставила исследователей отказаться от пропеллера и начать так сказать новую эру экспериментов на железной дороге. В мире появилось несколько поездов с реактивными двигателями, один из которых прибыл из Советского Союза.

Источник: medvejiyugol.ru
Источник: medvejiyugol.ru

В 1971 году советский турбореактивный вагон с двумя турбореактивными двигателями Як-40 был испытан на участке Голутвин - Озеры (Московской ж/д), достигнув скорости 187 км/ч. В начале 1972 года он проехал по участку Новомосковск - Березановка (Приднепровской ж/д). На этом участке его максимальная скорость постепенно увеличивалась. В результате он развил скорость 249 км/ч. Прямо как "Сапсан" прошлого века, вот только на реактивной тяге!"

В чем смысл всего этого?

То кол-во недостатков, которыми обладают вышеупомянутые изобретения, явно немалое. Во-первых, пропеллер или турбина - не самый благоприятный способ преобразования энергии от сгорающего топлива в движение. Если самолет стоит сотни литров парафина в час, чтобы делать что-то, кроме как "отталкиваться от воздуха", то поезду выгоднее найти способ передачи крутящего момента непосредственно на колеса, иначе рентабельность такого транспортного средства будет заключаться в пространстве под базой.

Ну, во-вторых, он невероятно шумный, а еще более шумные реактивные турбины, которые затрудняют работу в городских условиях, ну, а поток пыли и камней, который поднимался с земли воздушными потоками, откровенно говоря, небезопасен для людей, уж точно работа этого двигателя небезопасна на платформах и вокзалах, всех людей пришлось бы выгонять.

А что насчет преимуществ? Их просто не существует, что означает, что эти проекты являются чисто научными исследованиями. В России подобные развлечения давно закончились, и в мировой прессе таких новостей давно нет.

А как вы считаете, был ли шанс у таких изобретений на счастливое будущее?

Спасибо за внимание! Если статья была вам интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!