Всегда мечтал попробовать — каково это — жить на берегу тёплого океана? Индийского, Тихого или Атлантического. Где-нибудь в районе экватора. В идеале на необитаемом острове. Но где сейчас такой найдёшь?
Остров Цейлон густо населён. Название ему дали португальцы, когда "открыли" его для себя в 1505 году. Потом Цейлон был английской колонией, так же, как и Индия. Частичной независимости добился в 1948-м году, а полной только в 1972-м.
После этого коренные жители — сингалы и тамилы переименовали свой остров в Шри Ланку, что в переводе с санскрита означает «благословенная земля». Или остров, так как "ланка" это остров.
Прежде всего меня, как сибиряка, поразил воздух. Он тёплый, влажный, густой, насыщенный множеством запахов. Первые минуты вызывает какую-то радостную эйфорию. Возможно из-за цепочки ассоциаций: жара — лето, лето — каникулы, каникулы — ура!
Но, к сожалению, это быстро проходит. Наваливается жара, духота и всё чаще начинает хотеться вдохнуть свежего морозного воздуха. Но вдохнуть его тут негде. Разве что под кондиционером, если выкрутить его на минимум.
Второе яркое впечатление — люди. Их много. Трудно найти место, где их нет. Но они научились уживаться и друг с другом и с приезжими. Солнца, моря и фруктов хватит на всех.
Неконфликтные, улыбчивые, вежливые. Вот несколько примеров. Иду по пляжу. Сидит компания местных, жгут небольшой костерок, негромко о чем-то говорят. Увидели меня, машут руками, кричат "хело", улыбаются.
В магазине на кассе местные часто пропускают вперед. Тоже такой знак уважения и приветливости.
А вчера я поздно вернулся, аж в 21-30, магазин у гостиницы уже закрылся. В 22-00 вообще все уже закрыто и можно идти спать. Но хотелось что-нибудь к чаю. Возле магазина передвижная лавка на колёсах. Жарят лепёшки роти из кокосовой муки, делают котту, которая состоит из той же рубленой роти, смешанной с жареными овощами, яйцом, кусочками курицы. Все острое с чили перцем, но можно попросить добавлять его поменьше. Все равно будет остро, но терпимо.
Так вот, они тоже закрывались, уже потушили плиту. Но ради запоздалого клиента, зажгли её снова и приготовили котту. Основной повар — пожилой мужчина. Помогает ему девушка и парень, возможно это его дети.
Пожилые ланкийцы часто совсем не знают английского, хотя бывают исключения. Так вот, эта девушка, которая продаёт уличную еду, удивила знанием не только английского, но и русского!
Причем это не пара слов, как я выучил на сингальском, а целые предложения. Причем было впечатление, что она понимает, вообще, всё, что я говорю на русском. Оказалось, что она училась и работала в Санкт-Петербурге почти два года. Вот так деревенская девушка!
Ну и третье, что поражает и влюбляет в себя, это океан. Не зря его называют колыбелью человечества. Такое ощущение и возникает, когда он начинает качать тебя на волнах.
Он здесь чистый, местами, кажется, что, вообще, первозданный. Прозрачная вода, сквозь которую видно рыбок и морских ежей. Шустрые крабы на камнях, желтый песок, белая морская пена. Ничего лишнего.
Мусор создает человек. Местами тут он есть. Местами много. Активное солнце, морская вода и микроорганизмы стараются изо всех сил, чтобы поглотить и разложить следы деятельности человека.
Уже в конце первой недели я начал вспоминать снег. В Новосибирске как раз сейчас стоят лютые морозы. Нет, мне пока не хочется обратно. Но, думаю, что очень скоро захочется.
Есть какая-то магия в смене времен года, чего тут нет. А ещё говорят, что человек, проживший в одном климате более семи лет, с большим трудом адаптируется к новому климату.