Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
В самом разгаре Чемпионат мира по футболу 2022, благодаря которому одни узнали впервые, а другие лишний раз вспомнили о небольшом Катаре, еще одной нефтяной монархии Персидского залива, не столь растиражированной, как Арабские Эмираты, не столь влиятельной, как Саудовская Аравия, но вместе с тем весьма самобытной, в меру интересной, да и к тому же развивающейся гигантскими темпами [благо, доходы от нефти и газа позволяют сполна]. А еще исключительно НЕфутбольной. Да и какой тут футбол, когда среднегодовая температура воздуха достигает без малого +30°C градусов, а любимые виды спорта у местных жителей – соколиная охота и гонки по пустыне на внедорожниках? Отсюда и перенос традиционно проводимого летом чемпионата на ноябрь-декабрь.
Кажется, что Катар был выбран в качестве организатора Чемпионата вопреки здравой логике. Тактично умолчим насчет того, благодаря чему. К тому же Катар – самая маленькая по территории страна-хозяйка Чемпионата мира и одна из самых маленьких по населению. Разве что в Уругвае в 1930 году, когда проводился первый в истории Чемпионат мира, проживало меньше народу. Кроме того, во всей стране, помимо собственно Дохи, и населенных пунктов-то толком нет. И пусть назвать Катар городом-государством будет в корне неверно [все-таки одной только Дохой территория страны не ограничивается], но именно в столице (плюс в ее пригородах) проживает до 90% населения страны. Так что, увидели Доху, считайте, посмотрели весь Катар. И в рамках сегодняшней статьи мы и займемся тем, что посмотрим, что из себя представляет страна-организатор футбольного мундиаля и ее столица.
Побывать в Дохе мне довелось в начале 2018 года в рамках однодневной пересадки между авиарейсами. Для Дубая или Стамбула этого времени однозначно оказалось бы мало, а вот для Дохи – в самый раз. Количество достопримечательностей здесь весьма невелико, и если целью вашей поездки является их осмотр, а не пляжный отдых или приобщение к быту живущих в пустыне бедуинов, одного дня вполне должно хватить для неспешной прогулки.
Буквально с первых шагов по Дохе становится очевидно: денег здесь невероятно много. Там где еще вчера была безжизненная пустыня, сегодня огромные и никому не нужные благоустроенные общественные пространства. Небоскребы растут в Дохе, как грибы после дождя. Растут, правда, компактно: почти все высочайшие здания в городе расположены в районе Вест-Бэй. Впрочем, в том же Дубае небоскребы преимущественно расположены лишь в двух городских районах, тогда как на десятки километров вокруг строятся здания средней этажности, а то и вовсе частный сектор, состоящих из одно/двухэтажных зданий. В Дохе ситуация аналогичная.
За исключением 5-7 небоскребов архитектура [на мой взгляд] довольно безвкусная, в целом типичная для всех монархий Персидского залива, резко обогатившихся за счет нефти и газа. Будь здесь какое-нибудь одно из построенных здание на фоне малоэтажных строений, оно, наверное, выделялось бы, привлекая внимание на контрасте. А так, небоскребы Дохи смотрятся каким-то нагромождением вытянутых коробок из стекла и бетона. Кстати, на переднем плане на фото ниже – строительство метро Дохи, открытого совсем недавно, в 2019 году.
За безудержным строительством с многочисленных плакатов и билбордов внимательно наблюдает эмир Катара Тамим ибн Хамад Аль Тани, самый молодой правитель в государствах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Правит, вроде бы, хорошо, по крайней мере из числа местных никто не жалуется. А что до мигрантов, кто не доволен, тот едет домой. Желающих поработать в богатейшей стране мира всегда найдется в избытке.
Да и потом культ личности местных шейхов – история довольно типичная для всех ближневосточных (и не только) монархий. Портретами правителей обильно украшают новенькие блестящие небоскребы, будь то Катар, Бахрейн или Арабские Эмираты.
Невооруженным глазом видны темпы строительства: катарцы с неимоверной скоростью восполняют недостаток исторической архитектуры постройкой современных зданий. За рекордами высотности тут, как в Дубае, похоже, не гонятся, но количество зданий выше 100 метров в Дохе уже перевалило за пятьдесят и продолжает постепенно увеличиваться.
Да и в отличие от тех же Эмиратов Катар, кажется, не слишком-то гонится за туристами, хотя проведение Чемпионата мира 2022, очевидно, призвано исправить данную ситуацию. Туризм тут, правда, преимущественно элитный: 85% всех отелей в городе – 4 и 5 звезд. Хотя цены в супермаркетах довольно вменяемые, да и бюджетные кафешки найти тоже можно. Должны же мигранты где-то питаться...
Однако, за счет чего Катар может переманить туристов в Дубая, сказать довольно сложно. На месяц-полтора – за счет чемпионата. А что дальше?
Так что будь в моем распоряжении времени чуть больше, чем один световой день, даже не знаю, на что я бы его потратил. А так, вполне себе с интересом прогулялся среди многочисленных высоток, дождем пролившихся на катарскую пустыню. «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой...»
Одно плохо в деловом центре Дохи: тротуары вдоль широченных автострад, прорезающих лес небоскребов, зачастую отсутствуют. С учетом того, как летают местные водители (а асфальт тут, разумеется, идеальный), ходить вдоль дорог не только крайне некомфортно, но и попросту опасно. Допускаю, что в наши дни к Чемпионату мира бо́льшая часть стройки уже завершена, а вместе с этим проложили и тротуары, но по состоянию на начало 2018 года ситуация обстояла именно так.
Радует лишь то, что расположена современная Доха вдоль одноименной округлой бухты. Историческая часть города располагается в южной части, а деловой район, показанный выше, в северной. Между ними пролегает отличный пятикилометровый променад, излюбленное место для прогулок среди местных жителей. Впрочем, отличным он был в январе, во время моего посещения катарской столицы, когда на улице установились комфортные +25 градусов. Летом, когда температура переваливает за +40, а то и +50 градусов, желающих прогуляться под нещадно палящим солнцем, надо полагать, немного.
Чем дальше от небоскребов, тем более цельным выглядит деловой район города. Практически все здания на фото были построены уже в 2000-е годы. До того северная часть бухты была практически не обжита.
Сбоку от однотипных высоток можно заметить примечательно здание пирамидальной формы. Это пятизвездочный отель Шератон, считающийся одним из лучших в городе.
Но если сегодня Шератон теряется на фоне десятков небоскребов Дохи, привлекая внимание разве что благодаря своей необычной форме, то каких-то 40 лет тому назад здание стало фактически первой масштабной стройкой в молодом катарском государстве. Независимость Катара была провозглашена в 1971 году, а отель открыл свои двери для первых посетителей спустя восемь лет.
Примерно на полпути от делового центра Дохи к старому городу установлена статуя Орри, талисмана Летних Азиатских игр 2006, которые также состоялись в Катаре. Игры хотя и были летними, прошли тоже зимой, с 1 по 15 декабря. Орри − белый (аравийский) орикс, антилопа с длиннющими рогами, обитающая в Азии, в том числе и на Аравийском полуострове. Считается национальным животным Катара. Видимо, чтобы не повторяться к Чемпионату мира 2022 катарцы представили нового маскота, им стал ковер-самолет по имени Ла'иб.
А уже ближе к старому городу набережную Дохи украшает фонтан-памятник «Жемчужина». Выбор, кстати, неслучаен: до открытия нефтегазовых месторождений в середине XX века одним из главных источников дохода катарцев была добыча жемчуга, а главными «богачами» являлись вовсе не владельцы вышек, а ныряльщики.
Дальнюю (относительно делового центра) оконечность бухты Дохи венчает Музей исламского искусства, открытый в 2008 году. Строгое здание музея выполнено в стиле древней исламской архитектуры. Посещение, что примечательно, бесплатное.
Внутри представлена одна из самых полных коллекций исламских артефактов в мире, найденных или ведущих свое происхождение из различных стран Азии и Ближнего Востока. Не могу сказать, что в музее представлены какие-то невероятные экспонаты [допускаю, что я не во всем разобрался или что-то упустил], но то, как организована экспозиция, по-настоящему впечатляет. Большинство предметов искусства показываются в темных залах без общего освещения с направленными лучами света на каждый отдельный экспонат. Катарский музей − однозначно самый роскошный среди тех, где мне довелось побывать.
Вид от музея в сторону делового района. По бухте постоянно курсируют традиционные катарские лодки доу, на которых ранее ходили за рыбой и все тем же жемчугом, а сегодня преимущественно катают состоятельных туристов.
Но, что лично меня удивило в Дохе едва ли не больше всего, так это наличие верблюжьего рынка. Десятки верблюдов мирно пасутся и отдыхают в загоне, ожидая продажи. И ладно бы, если б подобный рынок находился где-то в глубине страны, в пустыне, но в Дохе он находится в самом центре города. Особенно любопытно на контрасте смотрятся небоскребы на фоне.
Неподалеку от верблюжьего рынка, кстати, есть еще лошадиный и соколиный рынки. Так что катарцам, пожалуй, можно отдать должное: несмотря на невиданный прогресс и сверхдоходы от нефти и газа, свое прошлое они также не забывают, сохраняя и поддерживая отдельные традиции.
Ну, а катарские верблюды исключительно дружелюбны и настроены на позитивное общение с гостями страны:) Интересно, каково им сейчас, во время небывалого наплыва в страну туристов...
Буквально в двух шагах от верблюжьего рынка находится резиденция эмира Катара, его рабочий дворец Амири Диван. Всего же подобных дворцов в крошечном государстве не менее семи. Фотографировать можно спокойно, никакой туристофобии не наблюдается.
Вид от дворца в сторону бухты и небоскребов на ее противоположной стороне. Эмир должен быть доволен, выглядывая из окна собственной резиденции.
Напротив дворца расположен форт Аль-Кут, едва ли не единственное историческое сооружение в Дохе. Форт был построен в 1880 году во время османского господства и первоначально использовался как полицейский участок, а затем внутри располагалась тюрьма. Сегодня в форте организован музей и центр катарских ремесел. Всего в Катаре сохранилось семь традиционных фортов возрастом от 80 до 230 лет. Здания, объективно говоря, совсем молодые, но за неимением чего-то более старого роль исторических построек играют именно они.
Ну, а вокруг форта выстроен огромный рынок Сук-Вакиф, пожалуй, самая самобытная достопримечательность Дохи. По факту рынок состоит из нескольких отдельных торговых павильонов: помимо упомянутых выше верблюжьего, лошадиного и соколиного рынков, здесь находятся золотой базар, продуктовый рынок и рынок специй, несколько торговых павильонов с одеждой и тканями, секция с сувенирами и ряд других.
Рынок Сук-Вакиф существовал на этом месте еще задолго до того, как Доха стала современным мегаполисом, и уже к началу 2000-х постепенно пришел в упадок и выглядел анахронизмом на фоне ультрасовременных зданий. А в 2003 году бо́льшую часть рынка еще и уничтожил пожар. Но уже спустя несколько лет власти страны приняли решения восстановить рынок в его историческом виде.
Сегодня Сук-Вакиф вновь является центром торговой и общественной жизни города, да и в общем-то всей страны, учитывая ее скромные размеры. Пусть почти все рыночные здания и являются абсолютным новоделом, атмосфера традиционного восточного базара с узкими улочками, петляющими между традиционных строений из камня и дерева, ощущается здесь прекрасно. Да и потом, ведь в том же Дубае абсолютно все «исторические» базары тоже были построены в течение последних десятилетий.
Здесь же можно попробовать традиционные ближневосточные блюда и выпить свежевыжатого сока, купить сувениры на память, а еще посмотреть на повседневный быт местного населения: проснуться, проверить банковский счет, выпить чашечку кофе... С катарцами мне, правда, соприкоснуться хоть каким-либо образом за время поездки не удалось, в отличие, например, от оманцев или бахрейнцев, так что, увы, ничего не могу сказать, что это за люди. Разве что выглядят исключительно колоритно!
Да и потом коренного населения в трехмиллионном Катаре не так уж и много, и это мягко говоря. Катар традиционно входит в пятерку стран с самым большим количеством мигрантов в процентном соотношении: приезжих здесь по разным оценкам от 82% до 91%. Так что, разумеется, все торговцы сувенирами, водители такси и официанты, даже если выглядят, как местные, по факту являются приезжими. В лучшем случае из Египта или Ирака (также арабских стран), а то и вовсе из Пакистана или Бангладеш.
Впрочем и экспатов из Европы и Северной Америки в Катаре тоже немало. Большинство заняты, конечно, в нефтегазовой сфере, ну и, разумеется, в процессе подготовки крупных спортивных мероприятий.
А вот и традиционная конная полиция Дохи. Увидеть такую, вроде как, можно только в старом городе. Естественно, среди небоскребов полицейские на лошадях не разъезжают.
Ну, а за пределами старого города и делового района Доха превращается в обычный ближневосточный город. Да, пусть относительно чистый и ухоженный, но все же не имеющий какой-то яркой, впечатляющей внешности. Пожалуй, что даже лишенный индивидуальности.
Катарский исламский культурный центр Фанар с самым высоким в стране минаретом весьма необычной, завивающейся формы:
Чуть поодаль от старого города находится монумент «Сабли», еще одна городская достопримечательность. Идею, кажется, почерпнули в Багдаде, где похожий памятник был установлен еще в конце 1980-х.
Ну, а чего в Дохе делать не стоит, дабы не разочароваться и не испортить впечатления от гигантских небоскребов и тщательно воссозданных восточных базаров, так это сворачивать в подворотни... У катарской столицы, как, наверное, и у любого города в мире, есть своя обратная сторона. Да и не может ее не быть, когда подавляющее большинство жителей страны являются мигрантами, не обладающими особыми правами. Так что за лоском и благополучием центральных многополосных проспектов города с шикарным асфальтом зачастую скрываются лабиринты трущоб и разваливающихся хибар, возведенных из сподручных материалов, где вместо асфальта улицы покрыты слоем мусора. Такова параллельная реальность Дохи, и, к слову, немало похожих мест есть и в том же Дубае. Нефтяных доходов, превративших местных ныряльщиков за жемчугом в нефтяных шейхов, на всех, увы, не хватает...
Но не будем о грустном! Чтобы не заканчивать экскурсию на пессимистичной ноте, на прощание бросим взгляд на аэропорт Дохи, открытый в 2014 году и уже в 2020 году удостоенный международной награды как лучший среди аэропортов мира с годовым пассажиропотоком от 30 до 40 миллионов человек. Откуда их столько в крошечном Катаре? Благодаря Катарским авиалиниям, которые в свою очередь в последние годы также стабильно входят в число лучших авиакомпаний мира.
Последний взгляд на Доху из самолета. Здесь на переднем плане видны искусственные насыпные острова класса люкс под названием «Жемчужина Катара». Посетить их на земле, увы, не хватило времени, так что хотя бы увидел с воздуха. Ну, а те, кто не видели Катар вовсе, полагаю, потеряли не слишком много. Да и потом, судя по новостям, на протяжении последних лет страна стремительно менялась. Здесь и до того размах строительства был сопоставим с дубайским, а уж с началом активной подготовки к проведению Чемпионата мира так и вовсе возрос многократно. Так что, как только туристический ажиотаж спадет, а страна вновь заживет своей размеренной сверхобеспеченной жизнью, будет весьма любопытно взглянуть на Катар вновь...
И на этом о Катаре на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь. Впереди еще много всего интересного!