Я так себе комнатный цветовод. Но кое-что у меня растет, и кое-что я прямо люблю. Я тут рассказывала как-то в комментах, как я спасала у одной бабушки растения. Ей сто лет наверное, и растениям у нее наверное все двести. Они ей достались от прежних хозяев квартиры, куда она переехала лет 30 назад. А сама она вообще не цветовод ни разу, и никакого "цветочного мышления" у нее нет. Зато у нее множество "специалистов", которые за этими цветами ухаживали и ей давали рекомендации. А я к ней езжу каждую неделю уже лет семь наверное. И смотрю, как они медленно гибнут. Цветы ее. Но я же не спец, а у нее-то специалисты. Потому молчала в тряпочку. Спорить с бабушками - вообще не вариант.
Но однажды все-таки спросила, почему бы не пересадить старую сансивьерию, которая уже стала из зеленой ровного бежевого цвета. И так как ее "специалист" все не приезжала никак, то она мне ее отдала. Я отвезла на дачу, чтобы там на уличном столе пересадить. Взяла грунт, дренаж... Корневой ком так заполнял горшок, что я его вытащила с очень большим трудом. Он стоял в теплой воде наверное полдня, и так и не промок. Но я его кое-как извлекла. И тут такая вонища! Оказалось, что горшок на две трети снизу забит полиэтиленовыми пакетами, в которых собиралась умудрившаяся протечь вода, и корни там без воздуха и в этой воде загнивали в жутких условиях. Болото по сравнению с этим ужасом пахнет розами. Я обрезала корни, как смогла, и растение практически рассыпалось в руках - осталось штук пять полумертвых ростков. Я их помыла, почистила, посадила в нормальный грунт в нормальный горшок. Оставила на даче на месяц. Сейчас у нее полный горшок прекрасных молодых листьев - и никакого полиэтилена.
Но что-то я не о том. Когда мы только-только познакомились, у нее стояло засохшее дерево до самого верха окна. Ствол сантиметров пять, наверное, мутовчатые ветки одревесневшие и мертвые, а на самой макушке сморщенные зеленые сосисочки. Я такого никогда не видела - хотя то я вообще видела-то кроме хлорофитума и традесканции в своей жизни? В общем, она попросила это дерево унести на помойку. Ну я согласилась, поставила в машину - и оно там сколько-то времени каталось, все забывала его вынести. А когда пошла выбрасывать, показалось, что верхушка не вся мертвая. Я ее стриганула, а там внутри какое-то подобие млечного сока так, намек. Но я макнула в корневин да и поставила в воду. А оно возьми да и оживи! Обрадовалось, корни выпустило. Я его посадила, и оно стало расти у меня.
Сразу стало понятно, что это молочай. Потому что уж тут-то оно молочным соком пулялось - стоило только на него посмотреть. Мне оно сразу понравилось буквально всем. Ну, во-первых, своей волей к жизни. Как оно у меня в рост рванулось! Потом тем, что у него ветвление не такое, как у елочек или там березок, а совсем дикое. Растет-растет палка, а весной выпускает пучок веточек как попало в разные стороны, и на них крохотные листочечки, как заячьи ушки.
Веточки эти растут-растут, потом листочки на них завянут, а к весне из серединки опять как рванется верхушка, а на ней снова пучок веток. И это все такое ажурное и ненапряжное, и никакого солнца мне не закрывает. Потому что я только-только отошла от истории с колеусом, который заполонил у меня вообще все (что и легло в основу рассказа Укрощение строптивых). И зимние сквозняки ему нипочем, и летняя жара. Правда, оно у меня доросло тоже до верха окна и выпустила верхушку не вверх, а в бок. И чуть не опрокинулось из-за нее. Ну я решила отвезти его на работу, как потеплеет. Там окна высокие, ему еще хватит места на много времени. Но лишаться своего любимца я не хотела и отрезала эту боковую верхушку. И она укоренилась, умница моя.
Так что теперь посажу в землю и будет у меня молоденькое сосисочное деревце дома, а взрослое - на работе.
Его зовут молочай тирукалли, Euphоrbia tirucаlli. Но по мне так обычное сосисочное дерево. Хотя есть его, конечно, нельзя. Он очень ядовитый, как и многие домашние растения. У себя на родине его применяют в народной медицине и от паразитов, и от сифилитических язв, и от змей, и от рака кожи, чего только не. Но есть некоторые данные, что при приеме внутрь компоненты его млечного сока подавляют иммунитет и помогают вирусу Эпштейна-Барра (который почти у всех людей тихонечко живет внутри) превращать В-клетки в раковые, провоцируя развитие лимфомы. Может, это и есть причина того, что оно не очень популярно как домашнее растение. Но не пугайтесь, если его не принимать регулярно вовнутрь, ничего оно не сделает. Да и я сильно сомневаюсь, что выращенное в условиях Сибири на подоконнике оно накопит хотя бы десятую долю тех веществ, которые оно вырабатывает у себя на родине, в пустынях Африки и Южной Америки.
Надо сказать, что на картинках в интернете оно какое-то уродское, непонятного роста, развалистое - а у меня стройный красавец - ну разве чуть косоватенький, конечно. Трудно жить на подоконнике в кухне, то присушит, то приморозит. Но он справляется, молодец.
Вот такие у меня опасные комнатные питомцы. Ну, пока дома все взрослые и вменяемые, пусть растет. Опасность - не повод отказывать от дома растению.
А у вас? Подстерегают ли вас опасности повсюду, даже и на кухонном подоконнике? Или же вы за безопасность в собственном доме?