Автор: Александр Солдатов
Христианский дискурс. Немного теории
Десять заповедей (Декалог) — древнейший и самый авторитетный для авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) свод базовых религиозно-этических норм. Как повествует библейская книга Исход, текст Десяти заповедей вождь еврейского народа Моисей получил от Бога на горе Синай, на каменных скрижалях. Это произошло на 50-й день после бегства еврейского народа из Египта — «из дома рабства».
«Не убий» в Декалоге стоит на 6-м месте, но Иисус Христос поставил эту заповедь на первое место (Матф. 19:18). И если заповедь, данная Моисею, указывала на результат преступления (греха), то Иисус обратил внимание на его причину:
Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Матф. 5:21-22).
Каноны православной церкви относятся к убийцам строго: 22-е правило Анкирского собора лишает их причастия на всю жизнь, а святители Василий Великий и Григорий Нисский — на 15 лет. Василий, правда, делает исключение для воинов, убивавших врага при защите отечества, — они отлучаются от причастия на три года.
Еще ветхозаветный царь Соломон учил эмпатии к врагам:
«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его» (Притч. 24:17–18).
Новозаветная, христианская мораль переворачивает с ног на голову обыденные представления о врагах:
«Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его… Не будь побежден злом, но зло побеждай добром» (Рим. 12:19, 21).
1-я Маккавейская книга осуждает участие в войнах священников, замечая при этом, что тщеславие и гордыня — залог поражения (1Мак. 5:67). К такому же выводу на днях пришел влиятельный иерарх РПЦ митрополит Тихон (Шевкунов), заявивший, что «гордыня рождает падение». «Бог гордым противится», — утверждает и апостол Петр (1 Петра 5:5).
Редукция пацифизма
Пока христианство было гонимой религией в античных империях (Римской и Персидской), христиане скептически воспринимали военную службу.
Один из столпов латинской патристики Тертуллиан (начало III в.) писал:
«Не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа — со знаком дьявола, воинство света — с войском тьмы». Комментируя повеление Христа апостолу Петру («Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» — Матф. 26:52), Тертуллиан заключает: «Воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра».
Учеником Тертуллиана был св. Киприан Карфагенский, который отлучал от причастия христиан, взявших в руки оружие.
Св. Ипполит Римский также не допускал военной службы для христиан: «Желающие стать воинами да будут отвержены, потому что они презрели Бога» («Апостольское предание», гл. 16).
Такой подход представлен в церковном предании житием св. мученика Максимилиана Тебесского, пострадавшего в 18-летнем возрасте во время гонений на христиан императора Диоклетиана (295 г.). Он был казнен после отказа принять военную присягу в императорском войске.
«Не подобает христианину, сражающемуся за Христа, своего Господа, сражаться за войско этого мира, — утверждал Максимилиан. — Мне не позволено служить, так как я христианин».
Но в начале IV в. Римская империя становится христианской, и государственные начала постепенно подчиняют себе религиозные. Блаженный Августин (354‒430), развивая учение о «двух градах» — земном и небесном, допускает участие христиан в войне, но только если они защищаются, а не нападают.
Постепенно церковь начинает толковать слова Христа «Взявшие меч мечом погибнут» как относящиеся только к нападающей стороне, к агрессору. Позже константинопольский игумен Феодор Студит вообще освободит царскую власть от послушания этой заповеди, заявив, что в лице апостола Петра Христос дал ее епископам — преемникам апостолов, которые не должны своими руками мучить и казнить еретиков. Уже русский святой эпохи Ивана III, Иосиф Волоцкий, доведет эту точку зрения до учения о том, что православное государство обязано казнить еретиков, на которых ему указывает церковь.
Адепты РПЦ утверждают, что существует некая особая «ересь украинства», которая богословски оправдывает СВО. Несколько лет назад митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) рассказывал об этой «ереси» на конференции в Москве, посвященной «ложным историческим учениям». 18 ноября СБУ предъявила Ионафану обвинения по четырем статьям УК Украины, в том числе — «разжигание религиозной вражды».
Бывший «народный губернатор Донецка», ныне воюющий в составе ВС РФ, Павел Губарев записал недавно вирусное видео, в котором изложил «христианский взгляд» на украинцев: «Это русские люди, в которых вселился бес… Если вы не хотите, чтобы мы вас переубеждали, то мы вас убьем».
Таков финал исторической эволюции заповеди «Не убий» в заповедь «Убий».
Часто проповеди на военную тему в РПЦ начинаются со слов Христа — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоан. 15:13). Ради искаженного толкования проповедники отрывают эти слова от контекста — на самом деле этими словами Христос предсказывает Свою голгофскую жертву: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» (Иоан. 15:12-15).
Классические отцы эпохи византийской патристики не относят эти слова к воинам. Их нынешнее понимание появляется лишь в поздневизантийскую эпоху.
О смысле бессмысленного, или О природе зла
В своей проповеди 12 сентября, призвав «особенно молиться за Президента нашего, за воинство наше», патриарх Кирилл так определил смысл СВО: «Сохранить свою подлинную независимость от самых могущественных сил, господствующих сегодня над большинством стран мира». Звучит загадочно, конспирологично, но явно более весомо, чем тот же патриарх говорил в марте. Тогда смысл СВО он видел в том, чтобы не допустить гей-парада в Донецке.
На более низких ступенях церковной иерархии картина еще проще. Представитель военного отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ и настоятель храма в Военно-морской академии иеромонах Вениамин (Ковтун) утверждает, что Россия противостоит [Иерарх использовал другое слово, но это осталось без внимания правоохранительных органов] в Украине со всем западным сатанизмом, который, помимо тех же гей-парадов, проявляется в открытии пабов в храмах. На очевидный вопрос «Разве ЛГБТ страшнее убийств?» иеромонах дает неочевидный ответ: «Страшнее». И призывает в условиях нынешнего времени руководствоваться не ветхой заповедью «Не убий», а лозунгом имперского митрополита Филарета (Дроздова): «Поражай врагов отечества, гнушайся врагами Божьими».
Вот и ближайшим союзником православной Украины стала Польша — истово католическая страна, выступающая за весь набор традиционных ценностей, проповедуемых патриархом РПЦ.
Неслучайно именно с председателем Конференции католических епископов Польши Кирилл подписал в 2012 году «совместное послание», в котором стороны осудили «аборты, эвтаназию, однополые союзы» и «потребительский образ жизни». Страстно обличая Запад, патриарх бросает камень и в Польшу.
Его голос утратил за эти 9 месяцев ноты самостоятельности. Еще в начале мая папа Франциск подметил это, так описав свою последнюю беседу с главой РПЦ по Zoom в интервью газете Corriere della sera:
«Первые 20 минут он по бумаге зачитывал мне все обоснования (…) [спецоперации] Я выслушал и сказал ему:
«Я ничего в этом не понимаю. Брат, мы не государственные клерки, мы должны использовать не язык политики, а язык Иисуса… Мы должны искать пути для мира, чтобы положить конец стрельбе из оружия».
Но главе российской православной церкви ближе переживания граждан КНР, погибших в авиакатастрофе, родственников и соратников Жириновского или чиновника российской администрации в Херсоне Стремоусова.
Патриарху в управлении церковью содействует Священный синод. А вторым его членом, после патриарха, является митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Он занимает это место и сегодня, хотя по понятным причинам с февраля в заседаниях синода не участвует. В первый же день СВО Онуфрий призвал прекратить вооруженный конфликт: «Украинский и русский народы, — напомнил он, — вышли из Днепровской купели крещения (…)».
Бежавший из Киева в Москву в 2014 году «любимый проповедник патриарха» протоиерей Андрей Ткачев выражает свою ненависть к исторической родине отнюдь не библейскими формулами:
«Любой подонок и казнокрад, это — как ни крути — духовный украинец… Урод при власти — украинец… Сволочь, отдавшая язык в аренду сатане, это — украинец… Укро-журналист или политик любой партии в любой стране. Лишь бы был подонком. Этого хватит — ты украинец!»
Такой «образ украинца» оправдывает в сознании его носителей любое насилие. Вот и предавшийся мрачному мистицизму бывший президент РФ Дмитрий Медведев не отличает руководство своей страны от Господа Бога . «У нас, — верит он, — есть возможность отправить всех врагов в геенну огненную, но не это наша задача». По Медведеву, задача — «остановить верховного властелина ада, какое бы имя он ни использовал — Сатана, Люцифер или иблис».
Особенно обидно это должно быть патриарху Кириллу — как главному идеологу «симфонии властей». За 9 месяцев с начала спецоперации религиозную мотивацию действий РФ в Украине стал формулировать сам Кремль, уже не пользуясь услугами патриарха.
Подтверждение этому мы могли видеть 4 ноября 2022 года, когда патриарх Кирилл стоя обращался к сидящему Владимиру Путину, в его словах эта обида как раз и звучала:
«Кто такие были патриархи? — спросил он, как бы сомневаясь в своем сане. — Рядом с царем всегда сидели. Царь и патриарх!»
Бог «дискредитирует»
За эти 9 месяцев в России сложилась «правоприменительная практика» по признанию заповеди Божией «дискредитацией ВС РФ». Такое в истории России происходит впервые — даже в самые мрачные годы воинствующего атеизма верующих судили за «участие в контрреволюционных организациях» (пусть и вымышленных), но никак не за заповедь из Библии. Первыми пострадавшими еще в марте этого года стали Анастасия Паршкова и Евгений Бирюков, задержанные у храма Христа Спасителя с плакатами «6-я заповедь Не убий».
Не так давно, 6 сентября, москвич Константин Фокин вышел на Красную площадь с листочком, на котором также была написана эта заповедь. Судья Тверского суда Москвы Денис Иванов наложил на него штраф в размере 50 тысяч рублей по ст. 20.3.3 КоАП РФ (дискредитация Вооруженных сил РФ). Но Фокин не является автором слов, написанных на его листке, а цитаты из Библии по российскому закону 2015 года запрещено признавать экстремистскими. Их положено считать безвредными и неприкосновенными.
Верхотурский районный суд назначил уже 100 тысяч штрафа по уголовной статье ч. 1 ст. 280.3 УК РФ (повторная дискредитация ВС РФ) иеромонаху Русской православной церкви за границей (Синод митрополита Агафангела — РПЦЗ(А)) Никандру (Пинчуку). В самом начале СВО он выступил во «ВКонтакте» с критикой политики властей. Собрат о. Никандра — также иеромонах РПЦЗ(А) Иоанн (Курмояров) из Петербурга — пострадал серьезнее. В конце февраля он разместил в YouTube ролик, где разбирал «фейки кремлевской пропаганды». Сейчас о. Иоанн в СИЗО, следователь предупредил его о перспективе 10-летнего срока.
Еще одна жертва послушания заповедям — монах Иларион (Шатковский), также из «альтернативной» ветви русского православия, не признающей Московский патриархат. Его задержали 18 октября в селе Хохлове Белгородской области за «заявления в социальных сетях». По данным некоторых СМИ, во время задержания монах был подвергнут физическому насилию, сейчас он находится в СИЗО № 3 Белгорода.
…Бессмысленно искать у СВО какое-то библейское основание или какую-то сакральную цель. Попытки «отменить Армагеддон» или «уничтожить дьявола» лишь отвращают истинно верующих от тех, кто позволяет себе такие слова, и зарождают в их душах сомнения по поводу происходящего.