Найти тему
Заметки логопеда

Когда бить тревогу?

Мой ответ-никогда! Ну серьезно! Тревогой, переживаниями и страхами наладить речь не удастся. Только адекватной оценкой ситуации, обращением к специалистам и упорной работой. 

Итак, в каком же возрасте и с какими показаниями стоит вести ребёнка к логопеду? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать , какие есть этапы развития речи. Более подробно я ещё буду об этом писать, а сейчас кратко: 

  • 0 – 3 мес.

Период крика. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам интонация крика меняется. Например, голодный крик пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте менее выразительный.

  • 3 – 6 мес.

К третьему месяцу (иногда раньше) появляется гуление. Это протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-гм", и т.д. Малыш гулит, когда ему хорошо: он весел, сух и сыт. К 4– 5 месяцем гуление плавно переходит в лепет.

  • 7 – 10 мес.

Появляются лепетные слова, которые ребёнок соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» – обращается к маме, «мууу»-показывает на корову и тд. Интересно, что малыш пытается подражать интонации, и ритму звучащей речи. В этот период формируется понимание речи окружающих. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где мама? Папа?». Реагирует на своё имя.

  • 10 мес. – 1 год

Появляются первые слова, состоящие, в основном, из парных одинаковых слогов. «Дя-дя», «ку-ку» и тд. К году количество произносимых слов доходит до 10. 

  • 1 -3 года. 

Это период становления активной речи.

К 2 годам формируется элементарная фразовая речь, и малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай ка» (дай кашу), «папа пи» (папа спит) и т.д.

К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет простые грамматические конструкции.

Конечно, это усреднённые рамки, так как формирование речи, как и другие параметры, очень индивидуально. Но если вас что-то смущает, то не лишним будет показать ребёнка логопеду.

-2

Совершенно точно стоит обратиться к специалисту, если :

  • в 2 года ребёнок молчит, 
  • в 3 года он не выстраивает фразы, 
  • в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова,
  • в 5 лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая, нечеткая, проглатывает части слов.
  • у ребенка была травма, после которой ухудшилась речь.

Расскажите, как обстоят (обстояли) дела с речью у ваших деток?