Эльвира обратилась в суд с иском к Игнатию об изменении имени, фамилии и отчества несовершеннолетних детей, указав, что с 2009 по 2015г. состояла с ответчиком в зарегистрированном браке, в период которого родилось двое детей – Ира и Алексей.
Эльвира указала, что на протяжении длительного времени бывший муж в присутствии несовершеннолетних детей устраивает скандалы, допускает рукоприкладство, жизнью, содержанием и воспитанием детей не интересуется и в них не участвует.
Из-за неправомерного поведения Игнатия дети боятся отца, не желают с ним общаться. Дети представляются фамилией матери Кузнецова, сына в семье называют Фёдор.
В интересах несовершеннолетних детей мать, просила суд изменить фамилии детей с Фамилии отца Тараба на Кузнецовых, отчества детей на Владимирович и Владимировна, имя сына - с Алексея на Фёдор.
Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования, изменил фамилию детей и имя сына. Апелляция согласилась, а вот кассация коллег поправила, указав следующее.
Пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) предусмотрено равенство прав и обязанностей в отношении своих детей (родительские права). В силу пункта 2 статьи 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Согласно пункту 1 статьи 58 СК РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. В соответствии с пунктом 1 статьи 59 СК РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка (пункт 2 статьи 59 СКРФ).
По смыслу данных норм права, изменение фамилии ребенку на основании заявления одного из родителей без учета мнения другого, возможно лишь в предусмотренных законом случаях, а именно: при невозможности установления места нахождения родителя, что подтверждается справкой из органов внутренних дел о розыске гражданина; при лишении его родительских прав (на основании решения суда); при признании его недееспособным (на основании решения суда); в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка, что может быть подтверждено заявлениями о розыске алиментоплателыцика, документами органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении от уплаты алиментов, приговором суда по такому делу и другими доказательствами, а перемена имени ребенку до достижения им возраста четырнадцати лет - только по совместному решению обоих родителей.
Таким образом, учет мнения второго родителя обязателен, а для преодоления его возражения об изменении фамилии и имени несовершеннолетнего ребенка, необходимо привести такие аргументы, которые будут свидетельствовать о необходимости совершения указанных действий в интересах детей, которым в силу пункта 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка уделяется первоочередное внимание. Между тем, материалы данного гражданского дела не содержат сведений, позволяющих не учитывать мнение второго родителя (ответчика по делу) при перемене несовершеннолетним детям фамилии и имени.
Напротив, как видно из дела, ответчик несет бремя содержания своих несовершеннолетних детей, ежемесячно производит оплату алиментов на их содержание и несет дополнительные расходы на лечение, отдых и обучение детей. Место жительство отца известно, родительских прав в отношении несовершеннолетних детей он не лишен, недееспособным не признан.
Обращаясь в суд с иском, мать детей в качестве основания для перемены несовершеннолетним детям - дочери фамилии и отчества, а сыну фамилии и имени, ссылалась на то, что это позволит детям справиться с психологическим кризисом, а воспрепятствование в этом со стороны их отца вредит несовершеннолетним. Возражая против удовлетворения исковых требований,
Отец указывал на то, что изменение детям фамилии, имени и отчества происходит по инициативе истца без учета мнения второго родителя, вызвано личностным отношением к ответчику, сложившимся в ходе конфликтных ситуаций между бывшими супругами, и не отвечает интересам несовершеннолетних.
По делу даже была назначена судебная психологическая экспертиза. Которая указала, что дети не имеют понимания чье отчество «Владимирович». «Владимировна» называется и присваивается к их имени (отца, дедушки, дяди), проговорить это самостоятельно не смогли.
В заключении также указано, что несовершеннолетние в силу возрастных особенностей не могут выработать какое-либо отношение к смене фамилии, отчества, имени, поэтому полностью перенимают позицию матери, полагаясь на ее мнение. Дети не способны осознанно сделать выбор в пользу смены фамилии, имени, отчества и тем более прогнозировать последствия этого выбора.
Далее суд указал: более того, судом не учтено, что постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации западного внутригородского округа г. Краснодара от 26 октября 2017 г. Кузнецова Э.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения за неисполнение решения суда по порядку общения несовершеннолетних детей с отцом.
Судебной коллегией приведено еще несколько ссылок на документы, которые явно трактовались не в пользу матери. Дело направлено на пересмотр.
Видите как много нюансов в данном деле. Важно все учесть, обосновать исковые требования и подготовить документы, подтверждающие ваши доводы.