Я предлагаю очень необычный ответ на этот вопрос.
К нему вы придете сами, прочитав мой “женский” анализ неоконченного романа Н.М. Карамзина “Рыцарь нашего времени”.
Давайте поближе познакомимся с его героями.
Нас интересует 10-летний мальчик Леон, который в возрасте 6 лет остался без матери, и жена графа Мирова Эмилия, которая живет с мужем в глубинке и мечтает иметь детей.
Что значит граф? Это титул, который ввёл Пётр I. Его получали люди, в роду которых обычно не было “голубой крови”, однако они заслуживали его своим трудом, поступая на государственную службу. Это было новое поколение дворянства. У таких людей обычно не было примеров аристократического поведения в роду, и они больше ориентировались не на то, что заложено семейной традицией, а на то, что было модно в светском обществе.
Но как ведет себя Эмилия? - Отнюдь не так, как было принято в свете ее эпохи.
Она верит, “что пылкие страсти имеют райские минуты, но минуты, а я хотела бы жить в раю."
Н.М. Карамзин также говорит о том, что "Московские летописи злословия” практически не упоминали Эмилию, а если и упоминали, то мимоходом, “приписывая ей одно кокетство минутное или — (техническое слово, неизвестное профанам!) — кокетство от рассеяния, исчезавшее от первого движения рассудка и не имевшее никогда следствий”.
Это очень важная ремарка. Ю.М. Лотман в своей книге “Беседы о русской культуре” подробно описывает светское общество эпохи Просвещения. Уже при Петре I постепенно входит в моду неестественность: парики, корсеты, белила для лица. Это хорошо изображено на картинах. (Картина Рокотова “Коронационный портрет Екатерины II”, Рослин Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы).
Чуть позже появляется особый язык кокетства. То, как женщина держит веер, как вертит его в руке, смотрит из-за него - во всем этом передавались невербальные сообщения о ее намерениях. Кавалеры очень хорошо умели “читать” этот язык.
Эмилия же, несмотря на то, что была воспитана в этом обществе, так и не смогла освоить этот язык – сами ценности, которые скрывались за этими маленькими действиями, были чужды для нее.
Кроме того, в эпоху Просвещения среди светских женщин становится модным заводить любовников. Эмилия же отвергает даже письменное предложение одного из кавалеров, и делает это, как говорит Н.М. Карамзин, старомодно.
Почему? – Вероятно, она остается верна своему глубокому убеждению: "верю, что пылкие страсти имеют райские минуты, но минуты, а я хотела бы жить в раю."
Так наша героиня покидает светскую столицу и уезжает в деревню со своим мужем.
Но была ли она счастлива?
“Замужняя женщина должна или находить счастие дома, или великодушно от него отказаться: судьба не дала мне первого — итак, надобно утешиться великодушием”, – говорит про себя сама героиня.
Как видно, на первый взгляд, семейная жизнь не дает Эмилии ощущения счастья. Однако это вовсе не означает, что она не чувствует Любви. Н.М. Карамзин утверждает, что “рифма: «жить — любить» есть для женщин математическая истина”.
Какова же формула Любви нашей героини?
“Но граф мой совершенный стоик; не привязывается душою ни к чему тленному… Такой муж, оставляя сердце без дела, дает много труда уму и правилам. В первые два года я была с ним несчастлива; испытала без успеха все способы вывести его из убийственного равнодушия — даже самую ревность — и наконец успокоилась”.
Видно, что прежде всего, она не пытается переделать своего мужа, а значит принимает его. Понимание и принятие – одни из самых ярких проявлений Любви.
Хотя Эмилия об этом не догадывается и считает, что если бы у нее был ребенок, она была бы абсолютно счастлива.
Своих детей Бог Мировым не посылает, однако по воле случая в их имение приезжает 10-летний Леон с отцом. Маленький сирота и Эмилия полюбили друг друга с первого взгляда.
Сердце героини столь велико, что она уже не думает о своем собственном ребенке. Она проникается болью этого мальчика и заботится о нем как о своем собственном.
И снова она проявляет совершенное принятие и глубочайшее сострадание другому человеку. Это ли не Любовь?
И именно эта Любовь делает ее счастливой. Не то чувство, которое она получает от человека, но то, которое отдает ему из своего сердца, приучая его любить больше и больше.
Эмилия является праобразом женщины эпохи Романтизма. Она полна нежности, чуткости и веры в Прекрасное. Любовь для женщины предшествующей эпохи – эпохи Просвещения и флирта – любовь “от скуки”, “напоказ”. Когда есть муж, но можно завести любовника, есть дети, но их можно не кормить грудью.
И сегодня, порой бывает так, что женщина думая, что несчастна в семье, начинает уходить из нее в свет. Эмилия же понимала, что в этом не будет большого счастья. Ее любовь жертвенна. Но жертва это – не рабская, а великодушная – как говорила сама героиня.
Есть два вида жертвы: в первом случае женщина приносить на заклание свои глубинные убеждения, настоящие ценности и разменивает их на минутные наслаждения. Жертва второго рода – это жертва мгновенных утех в угоду своему настоящему счастью. Она и открывает человеку дорогу к нему.
Однако для того, чтобы суметь выбрать этот путь, нужно суметь видеть свою глобальную цель. В моменты соблазнов Эмилия помнила о том, что “хотела бы жить в Раю”. Именно это убеждение помогало ей принести в жертву минутные радости и выбрать большое счастье.
Выбор этот она делала ежедневно. Тогда когда, можно было бы ворчать на мужа, она принимала его. Тогда, когда можно было утешиться романом на стороне, она оставалась верна супругу. Тогда, когда можно было досадовать на отсутствие своих детей, она заботилась о чужом ребенке.
Эта жертва во имя Любви – и есть праобраз рая на Земле. И Эмилия показала нам дорожку к нему и своему счастью.