Найти тему
СМОГъ

Ты не поверишь! Все университеты скрывают ЭТО

Университет – место концентрации великих умов, передовых идей и безудержной энергии. Именно там рождаются и развиваются новые звезды, творящие историю. Мы пообщались с ректором НИУ «БелГУ», доктором политических наук, профессором Олегом Николаевичем Полухиным об истории и героях-ученых, имена которых не всегда появляются в топах новостей и умных лентах.

– Олег Николаевич, считаете ли Вы учёных героями нашего времени?

Конечно, среди учёных есть настоящие герои, так как нередко сами исследования сопряжены с риском для жизни, например у физиков-ядерщиков, микробиологов, геологов и многих других. Даже просто отстаивать свою научную позицию иногда является подвигом. Вспомним хотя бы Джордано Бруно и Галилео Галилея. Например, моё поколение зачитывалось романом Даниила Гранина «Иду на грозу» о молодых учёных, для которых наука была смыслом жизни. На таких примерах и надо воспитывать будущие поколения.

- Историю каких героев прошлого и современности Вы считаете обязательными для изучения?

В России много героев, о которых должен знать хотя бы мало-мальски образованный человек. А уж выпускник университета тем более. Надо изучать историю создателей нашего государства; российских и советских военачальников, под руководством которых были одержаны наши славные победы; учёных, сделавших выдающиеся открытия. Формирование патриотизма невозможно без создания пантеона героев Отечества.

К сожалению, в последние годы из школьных учебников истории была практически вычеркнута эта страница с биографиями выдающихся людей страны, героев, отдавших жизнь за её освобождение. Поэтому приветствую решение Министерства просвещения о возвращении в школьную программу изучение романа Фадеева «Молодая гвардия» о подвиге молодых ребят-краснодонцев в годы Великой Отечественной войны.

- Как Вы относитесь к предложению пригласить в университет выдающихся историков для обмена опытом со студентами?

Конечно, надо приглашать историков писателей, общественных деятелей. Студенты должны иметь возможность получать знания от самых лучших специалистов в своем деле. Тем более, что сегодня есть возможность встречаться и в формате видеосвязи. Такой проект наш Центр общественно-политического просвещения реализует сегодня совместно с МИА "Россия сегодня".

- Во многих странах исторические события фальсифицируются. Как Вам кажется, какие действия нужно предпринять, чтобы избежать этого в нашей стране?

Единственно возможный путь не допускать фальсификаций – это распространять истинные исторические знания, основанные на фактах. Мы публикуем архивные документы, в том числе, о зверствах фашистов, рассказываем об истинных причинах возникновения конфликтов, эпидемий, войн. Здесь очень важна позиция нашей молодёжи, её стремление разобраться в ситуации и поддержать свою страну в борьбе за истинные человеческие ценности.

– Что на сегодняшний день делается вузом для сохранения исторической памяти? Какова роль в этом студентов?

Университеты в России всегда брали на себя ответственность не только за обучение, но и за воспитание молодых людей. Национальный исследовательский университет БелГУ – это прежде всего классический университет, а потому образование студента дополняется системно выстроенной воспитательной работой. Мы создали Центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся, который стал площадкой для обсуждения самых важных вопросов политической, исторической, гражданской тематики, интересующих, в первую очередь, самих студентов.

Помогают разобраться в сложных вопросах наши историки, социологи, политологи, общественные деятели региона и страны. Миссию приобщения к культурно-историческому наследию России выполняет наш Центр межкультурной коммуникации. Важную задачу сохранения исторической памяти выполняют и наши «Волонтёры Победы», входящие в состав университетского волонтёрского движения БелГУ.

Большую работу по сохранению исторической памяти проводит Белгородское отделение Российского исторического общества, которое создано год назад под моим руководством. Мы приглашаем известных авторитетных в своей области знаний историков, философов, писателей для выступлений с публичным лекциями. И студент здесь главный участник живого диалога, дискуссий.