1.Работа над исполнительским аппаратом:
- дальнейшая работа над организацией игрового аппарата и координацией;
- развитие гибкости и ловкости игрового аппарата, аккордовая
техника;
- совершенствование ногтевого способа звукоизвлечения, работа над качеством звука;
- оптимизация игровых движений, работа над сменой позиций, работа над арпеджио.
2. Освоение исполнительских навыков:
- ознакомление учащегося с приёмами vibrato, glissando, грамотное применение данных приёмов;
- ознакомления учащегося с приёмами tamboro, pizzicato.
3. Развитие музыкально-творческих способностей:
- работа над динамикой, развитие творческого подхода и самостоятельности в выборе динамических оттенков;
- работа над художественной выразительностью исполняемых произведений и средствами музыкальной выразительности;
-. развитие ладогармонического мышления, усложнение ритмической и ладогармонической стороны изучаемых произведений;
- углублённая работа над созданием художественного образа, расширение музыкального кругозора.
В течение учебного года учащийся проходит 2-4 классические пьесы, 4-6 разнохарактерных пьес.
4. Техническое и музыкальное развитие учащегося:
- гамма в диапазоне 2-3 октавы в аппликатуре А.Сеговия, гамма двойными нотами в изучаемой тональностит, тоническое трезвучие изучаемой тональности в гармоническом виде с обращениями, тональности: D-dur, h-moll, A-dur;
- в течение учебного года учащийся проходит 6-8 этюдов на различные виды техники;
- работа над упражнениями, укрепляющими и развивающими игровой аппарат учащегося;
5. Чтение с листа:
- чтение с листа несложных пьес с соблюдением предложенной
аппликатуры, совершенствование навыков чтения с листа, чтение с листа с самостоятельным подбором аппликатуры;
- развитие навыков по воспитанию слухового контроля;
- умение управлять процессом исполнения музыкального произведения. Опираясь на знания, навыки и умения, полученные в предыдущие годы обучения, обучающиеся должен совершенствовать основные приемы игры, штрихи, различные виды аппликатуры и смену позиций. Владеть навыками исполнения двойных нот и аккордов, красочными приемами игры, уметь исполнять несложные мелизмы. За данный период обучения учащемуся необходимо накопить определенный технический багаж, беглость, а также знать музыкальные термины, анализировать исполняемую музыку, уметь самостоятельно расставить аппликатуру, наметить примерный исполнительский план, эмоционально и осмысленно исполнить музыкальное произведение. В пятом классе учащийся должен выучить: мажорные и минорные гаммы (3 вида) двухоктавные до 4 знаков в ключе (штрихами: стаккато, нон легато, легато; и в метроритмической системе: дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, секстоли). Тоническое трезвучие, аккорды, арпеджио (короткие). Хроматическая гамма в 2 октавы.
Знакомство с крупной формой (концерт). Чтение нот с листа постоянно усложняющихся произведений различных жанров (на 1-2 класса ниже).
Подбор по слуху знакомых произведений. Транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.
Игра оригинальных произведений для ансамбля. Продолжаем работу по самостоятельному разбору пьес. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, форм.
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 14-16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1-2 полифонических произведения; - 1-2 произведения крупной формы; - 4-5 пьес;
- 1-2 обработки народных песен и танцев; - 2-3 этюда на различные виды техники;
- 1-2 пьеса, подготовленная самостоятельно (по трудности на 2-3 класса ниже).
По окончании пятого года обучения учащиеся должны
знать:
· строение и особенности крупной формы;
· приемы игры на инструменте;
· штрихи;
· основные средства выразительности,
· терминологию на данном этапе обучения;
уметь:
· свободно владеть инструментом в пределах всех позиции;
· свободно использовать технические приёмы при игре на инструменте на данном этапе обучения;
· грамотно, осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
· читать с листа несложные музыкальные произведения;
· самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
· самостоятельно преодолевать определённые технические трудности;
· самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; владеть навыками:
· по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
· игры двойных нот, аккордовой техники;
· работы над произведениями полифонического склада;
· работы над произведениями крупной формой;
· работы над обработками народных песен и танцев;
· по воспитанию слухового контроля, управлению процессом исполнения музыкального произведения;
· в области теоретического анализа исполняемого произведения;
· публичных выступлений.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
1. Готц В. Этюд
2. Джулиани М. Этюд ми мажор
3. Каркасси М. Этюд a-moll
4. Каркасси М. Этюд D-dur. Ор.60
5. Каркасси М. Этюд e-moll
6. Кост Н. Этюд
7. Мелешко Р. Этюд до мажор
8. Сор Ф. Этюд
9. Тарега Ф. Этюд-скерцо ля мажор
Полифонические произведения
1. Бах И.С. Гавот ми мажор
2. Бах И.С. Куранта
3. Бах И.С. Менуэт
4. Бах И.-С. Менуэт
5. Бах И.С. Прелюдия ре мажор
6. Вайс С. Л. Чакона. Редакция П. Иванникова
7. Гендель Г. Сарабанда
8. Морков В. Адажио
9. Персел А. Ария
10. Рак Ш. Токката
11. Рак Ш. Токката
12. Санз Г. Павана
13. Санз Т. Канариос
Произведения крупной формы
1. Альберт Х. Рондо
2. Джулиани М. Соната № 2
3. Калль Л. Соната a-moll
4. Карулли Ф. Тема с вариациями
5. Кельнер Д. Рондо
6. Киндле Ю. Сонатина
7. Паганини Н. Сонатина
8. Сор Ф. Рондо
9. Сор Ф. Рондо ре мажор
Пьесы
1. Анидо М. Аргентинская мелодия
2. Аспиазу Х. «El Vito»
3. Беренд З. Танец священной горы
4. Брауэр Л. День в ноябре
5. Вайс С.Л. Фантазия
6. Валькер Л. Маленький романс
7. Вила-Лобос Э. Прелюдия №1
8. Вила-Лобос Э. Прелюдия №4
9. Вилардо А. Не оставляй меня (аргентинское танго)
10. Виницкий А. Что-то случилось в волшебном лесу
11. Винницкий А. Самба
12. Высотский М. Мазурка
13. Гомес А. Маленький романс
14. Иванов-Крамской А. Грезы
15. Кардосо Х. Милонга
16. Кошкин Н. Галоп
17. Лауро А. Венесуальский вальс №2
18. Ли Рума River flows in you
19. Морель Х. Миссионера
20. Морель Х. Романс
21. Морено-Торроба Ф. Сегидилья
22. Морено-Торроба Ф. Фандангильо
23. Понсе М. Звездочка
24. Рак Ш. Токката
25. Роч П. Хабанера
26. Тепляков Е. Вальс
27. Шилин Ю. Испанский танец
28. Шуберт Ф. Вальс Обработки народных песен и танцев
1. Александрова М. Вариации на тему русской народной песни «У нас нынче суботея»
2. Калинин В. Вариации на тему украинской народной песни «Нiч яка мiсячна»
3. Русская народная песня «Как при лужку»
4. Русская народная песня «Ох, болт, что болит», обр. М. Высоцкого
5. Русская народная песня «Степь да степь кругом», обр. Сазонов В.
6. Русская народная песня «Тонкая рябина», обр. Е. Ларичева
7. Украинская народная песня «Ой, ти дiвчина зарученая», обр. В. Стеценко
Произведения для чтения нот с листа
1. Иванов-Крамской А. Прелюдия
2. Кепитис Ю. Канон
1. Лоретти А. Мелодия
2. Новиков А. Эх, дороги
3. Санс Г. Гальярда
Произведения для самостоятельной работы
1.Бах И. С. Волынка
2.Гомес А. Романс
3.Граньяни Ф. Сонатина
4.Джулиани М. Этюд, соч.100 № 11
5.Зябликов Н. Прелюдия
1. Каркасси М. Тема с вариациями
2. Карулли Ф. Аллегретто
3. Киселев О. Капли дождя
4. Киселев О. Старинная монета
5. Козлов В. Ноктюрн
6. Кост Н. Меланхолия
7. Ларичев Е. Вариации на тему русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза»
8. Молино Ф. Рондо
9. Русская народная песня «Эх, да ты, калинушка», обр. П.Агафошина
10. Украинская народная песня «Вечер на дворе», обр. Михайленко