Тема работы в Африке, работы африканцев оказалась довольно интересной и знакомство мое с некоторыми нюансами этой сферы жизни местного населения явилось для меня если и не шоком, то сильным удивлением.
У многих моих соотечественников имеется такое мнение, что африканцы чрезвычайно ленивы, работать не хотят и все ждут когда им кто-то что-то поднесет на блюдечке с голубой каемочкой. Очень сильно способствуют этому видеоролики всяких блогеров-шмогеров, где они показывают нам парней, сидящих на скамейках, на земле, на асфальте и ничего не делающих, говоря – вот, посмотрите на них – какие они лодыри. Сидят день-деньской и ничего не делают, а потом плачутся, что они такие разнесчастные. Такое действительно присутствует и в немалых количествах. А вы посмотрите внимательно вокруг себя и увидите, что в России таких сидящих на скамейках или праздно шатающихся ничуть не меньше.
Чаще всего, даже не чаще всего, а почти исключительно, такую картину можно наблюдать только в городах. Численность населения африканских городов значительно превосходит возможности предоставления работы всем желающим. Город всегда и во всех странах притягивает к себе людей, надеющихся хорошо заработать или устроиться в жизни. Африка не исключение. И если во времена колонизаторов население городов более-менее жестко лимитировалось, то после обретения независимости в города хлынул мощный поток из деревень, который не очень сильно ослабел и сегодня. Но действительность как всегда не соответствует представлениям человека о жизни, и большая часть новых горожан не может найти себе достойного занятия. Поэтому мы и можем наблюдать множество молодых, и не очень, людей, пребывающих в безделье в разгар рабочего дня. В сельской местности вы сможете увидеть сидящими и ничего не делающими лишь стариков. Все остальные при деле. На селе - что в Африке, что у нас, всегда есть чем заняться.
Но и в городе они сидят не просто так, а ждут работу. Если вы предложите им какую нибудь работу, то отказа не будет. Можете быть уверены. В то же время, я в России в 2008 году, когда занялся строительством дома, не смог найти желающих на разгрузку машины кирпича. Пришлось разгружать самому. И дело не в том, что не было людей. Люди были. Толпы мужиков толкались возле магазинов и «шакалили» на выпивку. Но ни один не согласился поработать полчаса ни за бутылку, ни за две, ни даже за живые деньги! Так кто тунеядец и лодырь? Черный африканец, который не может найти работу, хотя готов схватиться за любую? Или наш синий россиянин, который не хочет напрягаться за любые деньги?
Ну, это была присказка, не сказка. Теперь по делу. По роду своей деятельности мне часто приходится проводить собеседования с кандидатами на работу и на стажировку. И в ходе этих собеседований я узнал много интересного.
Как оказалось, стажировка в России и стажировка в Африке не имеют ничего общего. Абсолютно. У нас стажировка означает практическую работу человека в течение определенного периода времени с целью закрепления на практике знаний, полученных в теории, ну и в целях показать годен ли человек уже к самостоятельной работе или нет. То есть –это как бы проверочный период кандидата. Здесь все по-другому.
Как я уже сказал работы для всех в Африке нет. Я буду говорить конкретно про Гвинею. Основная промышленность в Гвинее – горнодобывающая. Добывают бокситы, железо, золото. Естественно 99% горнодобывающих и перерабатывающих компаний являются иностранными. Специалисты почти все экспаты, рабочие и средний инженерный персонал - местные. Для местных попасть на работу в Компанию по степени счастья – это как для нас выиграть в лотерею миллиард. А может и больше. Естественно компаниям нужна не просто рабочая сила, а более-менее квалифицированная. Водители, операторы погрузчиков, грейдеров, горных комбайнов, шиномонтажники, механики, электрики и так далее. Африканцев, обладающих такими специальностями не очень много, а имеющих документы о том, что они обладают этой специальностью еще меньше. В сельской местности, а именно там располагается значительная часть месторождений, это количество стремится к нулю. В сельской местности не то что грамотных почти нет, несмотря на наличие школ, но там почти 80% не говорят на французском языке, который является государственным. Поэтому для них устроиться на работу в Компанию – заветная, но почти недостижимая мечта. В связи с этим правительство принуждает Компании брать местных на стажировку, чтобы те могли практически освоить ту или иную профессию. При этом обращают внимание на то, чтобы брали на стажировку преимущественно представителей общин, то есть населения, проживающего непосредственно в границах работы Компании. Сами общины тоже на этом настаивают, так как понимают, что другого пути у их детей выбиться в люди нет. И вот тут начинается самое интересное.
Итак, Компания предусматривает определенный лимит стажеров. Кандидат должен представить пакет документов, включающий сведения о его личности (идентификационная карточка), водительское удостоверение (покупается за 14-20 долларов, при этом умение водить не обязательно – я писал уже об этом), сведения о полученном образовании, свидетельство о регистрации, четыре фотографии. Счастливчику, которого взяли стажером, выдают сигнальный жилет и пару перчаток. Срок стажировки два месяца. Никакой зарплаты не предусмотрено. Стажер поступает в распоряжение мэтра (механика, шофера, бульдозериста и т.д.) и выполняет все его поручения – бегает за водой, сигаретами, дает прикурить и т.д. В остальных случаях, если речь идет об управлении техникой, сидит в кабине рядом с шофером и смотрит как происходит управление. Если стажировка проходит у механиков, шиномонтажников и т.д., то стажер выполняет всю самую тяжелую и грязную работу, следуя указаниям механика, который с важным видом руководит процессом. То есть они фактически выполняют за рабочего-наставника его обязанности. По окончании стажировки проходит сертификация. Стажеру выдается сертификат, в котором указывается срок стажировки и каких успехов он достиг. В последующем этот сертификат может иметь значение, когда будет решаться вопрос приема стажера на работу по контракту. Поэтому стажеры беспрекословно выполняют все указания своего мэтра. Без оплаты, просто так. И при этом, прохождение стажировки вовсе не означает, что стажера возьмут на контракт. Он может пройти три стажировки (это если повезет), может ждать четыре-пять лет, но работу так и не получит. Вы уже прониклись жалостью и негодуете по поводу такой несправедливости? Погодите. Это только цветочки. А вот теперь ягодки.
Помимо стажерства есть еще такое понятие как «аппрантисаж», от французского слова apprenti – означающего «ученик». В качестве «аппранти» выступают все те, кто хочет чему ни будь научиться, освоить профессию, с тем, чтобы их потом взяли на работу. Они очень сильно надеются получить работу. Но если стажеры получают жилет и перчатки, а также личный бэйдж, на котором указано их имя, должность и срок стажировки, то «аппранти» не получают ничего. Они вообще на территории объекта находятся незаконно и в любой момент могут быть вышвырнуты с объекта охраной. Поэтому ведут они себя тише воды, ниже травы. Выполняют даже ту работу, которую не возьмется выполнять стажер. При этом они работают. Именно они работают за того дядю, который находится на контракте и должен бы сам выполнять эту работу. Работают они бесплатно. Никакой спецодежды нет. Более того, многие из них сами платят своему мэтру за то, чтобы он не прогонял их. Эти люди работают в свое свободное время. Отработав смену в качестве ученика, они бегут на свои поля, скудный урожай которых позволяет им не умереть с голоду. Да, да, жизнь свою они обеспечивают земледелием и скотоводством, а аппрантисаж в свободное от основной работы время. Вы сможете так? И что самое главное, такой аппрантисаж длится по 4-5 лет, потому что люди надеются, что когда нибудь их возьмут на контракт. Многие из них в профессии уже ничуть не хуже мэтра, который ходит руки в брюки, но получается лишь у одного из сотни. Многим из этих учеников за 40, и у них есть свои жены и дети.
Довольно часто бывает так, особенно в ночную смену, что мэтр уходит домой спать, а его аппранти всю ночь работает за него. И заметьте, опять же бесплатно. И они рады этому, поскольку это дает им возможность повышать свой профессиональный уровень.
В Африке очень сильны родственные связи. Отчасти именно поэтому они никак не могут разбогатеть. Но об этом позже. Средний инженерный персонал из местных старается протащить на место стажеров и даже аппранти своих родственников. Тем самым они во-первых, дают своим родственникам возможность получить профессию, когда нибудь устроиться на работу и начать зарабатывать себе на жизнь. И тем самым облегчают себе ярмо обязательств по содержанию родни. Во-вторых, они приобретают очень большой авторитет среди своих родственников, а это тоже очень даже немаловажный момент. Ну и в-третьих, для жителей соседних деревень остается меньше шансов попасть на стажировку или в аппранти, а потому возрастает размер бакшиша для инженера, соглашающегося помочь бедному деревенскому пареньку в устройстве в качестве аппранти.
Так что если вы тоже считали, что африканцы страшные лодыри, то крепко подумайте, прежде чем в следующий раз высказывать свое мнение на этот счет.
Уважаемые читатели, очень прошу после прочтения дать знать о вашем отношении к статье. ежели понравилось поставьте лайк - это ведь не требует особых усилий. Вам не трудно а мне приятно. Ну а если не понравилось, то дизлайк ставить не надо. Просто черкните пару строк - что именно не понравилось. это ведь тоже не тяжело. И я постараюсь исправиться. спасибо за внимание.
предыдущая часть здесь, а начало здесь
# африка #гвинея #работа в африке #путешествия #приключения в африке #путешествия по африке #работа в африке #