Найти в Дзене

Что должен уметь гитарист в четвёртом классе ДШИ?

Оглавление

1. Работа над исполнительским аппаратом:

- работа над специальными упражнениями на развитие и укрепление исполнительского аппарата;

- дальнейшая работа над организацией игрового аппарата, оптимальный вариант посадки и постановки, развитие самоконтроля посадки и постановки;

- работа над качеством звука, ногтевой способ звукоизвлечения;

- усложнение аппликатурных формул, варианты аппликатуры (поиск оптимального варианта аппликатуры).

2. Освоение исполнительских навыков:

- ознакомление учащегося с техникой (приёмом) баррэ;

- ознакомление учащегося с техникой исполнения искусственных

(октавных) флажолетов.

3. Развитие музыкально-творческих способностей:

- изучение произведений с более сложной фактурой и ритмом;

- работа над художественным образом в произведении;

- изучение произведений гомофонно-гармонического склада, усложнение фактуры;

- освоение полифонии.

В течение учебного года учащийся проходит 2-4 классические пьесы, 4-6 разнохарактерных пьес.

4. Техническое и музыкальное развитие учащегося:

- гамма в диапазоне 2-3 октавы в аппликатуре А.Сеговия, гамма двойными нотами в изучаемой тональности, тоническое трезвучие изучаемой тональности в гармоническом виде с обращениями, тональности: e-moll, F-dur, d-moll;

- в течение учебного года учащийся проходит 6-8 этюдов на различные виды техники;

- работа над упражнениями, укрепляющими и развивающими игровой аппарат учащегося.

5. Чтение с листа:

- чтение с листа лёгких музыкальных произведений;

- развитие навыков по воспитанию слухового контроля.

В течении четвертого года обучения обучающийся совершенствует приемы игры пиццикато, тремоло, пиццикато, глиссандо, натуральные флажолеты, а также технику игры интервалов, аккордов и арпеджио. Свободно перемещать левую руку по грифу во всех позициях. Вводятся новые приемы игры: вибрато, искусственные флажолеты; тремоло (дополнительно). За год учащийся должен выучить: мажорные и минорные гаммы (3 вида) двухоктавные до 3 знаков в ключе (штрихами: стаккато, нон легато, легато; и в метроритмической системе: дуоли, триоли, квартоли, квинтоли). Тоническое трезвучие, аккорды, арпеджио (короткие). Хроматическая гамма в 2 октавы. Совершенствование техники исполнения штрихов. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем индивидуально.

Знакомство с крупной формой (вариации, рондо, сонатина). Знакомство с обработками народных песен и танцев.

Чтение нот с листа постоянно усложняющихся произведений различных жанров (на 1-2 класса ниже).

Подбор по слуху знакомых произведений. Транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.

Игра оригинальных произведений для ансамбля. Продолжаем работу по самостоятельному разбору пьес. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, форм.

В течение года преподаватель должен проработать с учеником 14-16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

- 1-2 полифонических произведения; - 1-2 произведения крупной формы; - 4-5 пьес;

- 1-2 обработки народных песен и танцев; - 2-3 этюда на различные виды техники;

- 1-2 пьеса, подготовленная самостоятельно (по трудности на 2-3 класса ниже).

По окончании четвёртого года обучения учащиеся должны

знать:

· строение и особенности крупной формы;

· особенности обработок народных песен и танцев;

· приемы игры на инструменте;

· штрихи;

· основные средства выразительности,

· терминологию на данном этапе обучения;

уметь:

· свободно владеть инструментом в пределах всех позиции;

· свободно использовать технические приёмы при игре на инструменте на данном этапе обучения;

· грамотно, осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения;

· читать с листа несложные музыкальные произведения;

· самостоятельно разучивать музыкальные произведения;

· самостоятельно преодолевать определённые технические трудности;

· самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; владеть навыками:

· по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;

· игры двойных нот, аккордовой техники;

· работы над произведениями полифонического склада;

· работы над произведениями крупной формой;

· работы над обработками народных песен и танцев;

· по воспитанию слухового контроля, управлению процессом исполнения музыкального произведения;

· в области теоретического анализа исполняемого произведения;

· публичных выступлений.

Примерный репертуарный список

Упражнение и этюды

1. Агуадо Д. Этюд

2. Александров Н. Этюд №10

3. Березовский Д. Этюд №9

4. Вилла-Лобос Э. Этюд № 3

5. Виницкий А. Этюд

6. Джулиани М. Этюд «Ручеек»

7. Джулиани М. Этюд ми минор, ор.48, №5

8. Кост Н. Этюд ля мажор, ор. 38, № 22

9. Назаров Г. Этюд

10. Сор Ф. Этюд

11. Таррега Ф. Этюд в форме менуэта

12. Ферре Ж. Этюд

Полифонические произведения

1. Бах И.-С. Менуэт

2. Бах И.С. Прелюдия ре минор

3. Бах И.-С. Сарабанда

4. Визе Р. Пассакалия

5. Гендель Г. Чакона

Произведения крупной формы

1. Альберт Г. Соната ми минор, №1,3 ч. (Рондо)

2. Джулиани М. Соната до мажор, ор.15, 3 ч.

3. Джулиани М. Сонатина

4. Джулиани М. Сонатина до мажор, ор.71. №1,1ч.

5. Диабелли А. Соната до мажор 1 ч.

6. Диабелли А. Соната фа мажор, №3, 1ч.

7. Карулли Ф. Рондо

8. Кост Н. Рондо соль мажор

9. Паганини Н. Сонатина до мажор

10. Сор Ф. Рондо

Пьесы

1. Иванов-Крамской А. Тарантелла

2. Таррега Ф. Слеза

3. «Аргентинская народная мелодия», обр. М.Л.Анидо

4. Абреу С. Тико-тико

5. Брешанелло Д. Каприччио

6. Вила-Лобос Э. Прелюдия №3

7. Вила-Лобос Э. Шоро №1

8. Винницкий А. Любопытный

9. Высотский М. Мазурка

10. Галилей В. Канцона

11. Галилией В. Гальярда

12. Гомес В. Маленький романс

13. Джулиани М. Тарантелла

14. Зубченко О. Размышление

15. Иванов-Крамской А. Грезы

16. Иванов-Крамской А. Грёзы

17. Калатауд Б. Болеро

18. Калинин В. Прелюдия

19. Квинтон_ Х. Лягушонок

20. Козлов В. Баллада о Елене

21. Козлов В. Бурлеска

22. Лауро А. Венесуэльский вальс №2

23. Линнеман М. Наше время

24. Линнеман М. Ночной шепот

25. Мерц Й. Адажио

26. Нарваэс Л. Песня для императора

27. Петров А. Я спросил у ясеня

28. Рота Н. Мелодия из к/ф «Крестный отец»

29. Савио И. Музыкальная шкатулка

30. Санз Г. Канариос

31. Санз Г.Канариос

32. Таерс Б. Вальсирующая Матильда

33. Таррега Ф. Аделита

Обработки народных песен и танцев

1. Итальянская народная песня «Мое солнце»,обр. Зубченко О.

2. Польский народный танец «Мазурка», обр. Зубченко О.

3. Русская народная песня «Ах ты, душечка», обр. Иванова-Крамского А.

4. Русская народная песня «Ивушка», обр. Ларичева Е.

5. Русская народная песня «Разжигаю я костер», обр. Орехова С.

6. Русская народная песня «Среди долины ровныя», обр. Мелешко Р.

7. Русская народная песня «Эй, ухнем», обр.Иванова М.

8. Русская народная песня «Я на камушке сижу», обр. Иванова-Крамского

Произведения для чтения нот с листа

1. Бах И.С. Менуэт ре минор

2. Джулиани М. Аллегро

3. Джулиани М. Этюд

4. Диабелли А. Этюд

5. Зубченко О. Этюд- упражнение

6. Иванов- Крамской А. «Утушка луговая»

7. Иванов- Крамской А. Прелюдия

8. Каркасси М. Аллегретто

9. Каркасси М. Этюд

10. Каркасси М. Этюд ля минор

11. Карулли Ф. Аллегретто

12. Карулли Ф. Контрданс

13. Карулли Ф. Рондо

14. Кошкин Н. Карусель из сюиты «С днем рожденья»

15. Польский народный танец «Мазурка»

16. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. Кочетова С.

17. Русская народная песня «Ой ты, девица обрученная», обр. Яшнева В.

18. Русская народная песня «Под окном черемуха колышеться», обр. Иванова – Крамского А.

19. Сор Ф. Анданте

20. Фортеа Д. Вальс

Произведения для самостоятельной работы

1. Иванова Л. Тётушка тыква

2. Каркасси М. Этюд (op.60 №16)

3. Козлов В. Хоровод

4. Марышев С. Три сестры ночного неба

5. Назаров Г. Тарантелла

6. Русская народная песня «Вдоль да по речке», обр. Колосова В.