Найти тему
Ещё один блог о кино

Дочка на продажу

"Держи спинку прямо, он смотрит на тебя!", - прошипела маменька. 17-летняя Катя выпрямилась, как было угодно мамá, но даже не посмотрела в сторону мужчины, который столь пристально ее разглядывал.

Их уже было немало, этих господ, лорнирующих красивую и знатную бесприданницу, но так и не отважившихся сделать решительный шаг. Молодость, красота, свежесть - что сие значит перед всепобеждающим звоном монет?

Маменька, уж на что уверенная в себе женщина, и та в период отчаяния кричала Кате:

"Да чтобы выдать тебя замуж, нужно три деревеньки дать впридачу!".

Но у них не то что трёх, не было и одной деревеньки. Поэтому Кате, конкурирующей с самыми богатыми барышнями Европы, приходилось с тройной упрямостью держать "спинку" прямо. До судорог, до боли... До результата..

В иллюстративных целях.
В иллюстративных целях.

Екатерина Федоровна Тизенгаузен родилась в 1803 году в Петербурге. Ее отцом был Федор Иванович (Фердинанд) Тизенгаузен, адъютант императора Александра I. Мать, Елизавета Михайловна Тизенгаузен (по второму мужу - Хитрово) - одна из самых известных светских дам империи, хозяйка литературного салона в Петербурге, друг А.С. Пушкина и дочь великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

В 1805 году в ходе битвы за Аустерлиц был тяжело ранен 23-летний отец Кати и Дарьи. Через три дня после ранения Федор Иванович скончался в доме кузнеца из деревни Штрасендорф в Моравии, и был похоронен своим верным слугой.

Тизенгаузен получил ранение в тот момент, когда, поднявшись из окопа со знаменем в руках, он повел солдат в атаку. Героическая смерть молодого дворянина стала широко известна в России. Впоследствии эпизод с ранением Тизенгаузена был использован Л.Н. Толстым при создании сцены ранения князя Андрея Болконского в романе-эпопее "Война и мир".

Двухлетняя Катя и ее сестра, годовалая Дарья (Доротея), остались без отца. Их бабушка, Е.И. Тизенгаузен, забрала внучек к себе в Ревель (ныне - Таллин). Здесь, на берегу Балтийского моря, и прошло детство девочек.

В 1811 году Елизавета Михайловна Тизенгаузен повторно вышла замуж. Ее супругом стал 40-летний генерал-майор Николай Федорович Хитрово. Хитрово относился к падчерицам с теплотой, однако, у него был один весьма существенный недостаток - неумение жить по средствам. Николай Федорович напропалую тратил деньги супруги, не заботясь о приданном для дочерей.

В 1813 году мать смогла определить 10-летнюю Катю фрейлиной к императрице Елизавете Алексеевне. Девочка выполняла при дворе самые простые поручения. По сути дела, ее роль сводилась к тому, чтобы "умилять" императрицу и других фрейлин. Будучи весьма хорошенькой, Катя с этой ролью прекрасно справлялась.

В 1815 году Николая Хитрово назначили российским поверенным при герцоге Тосканском. Забрав семью, Николай Федорович отправился во Флоренцию. В Италии страсть Хитрово к роскошной жизни достигла невиданных пределов. Он устраивал праздник даже по пустячным придворным событиям, тратил деньги на живопись, гравюры, предметы старины. Зачастую покупки делались в долг.

На должности поверенного Хитрово продержался недолго - в 1817 году царь отправил Николая Федоровича в отставку. Вскоре его супруга узнала о колоссальных долгах мужа. Елизавете Михайловне пришлось забрать дочерей и уехать в Петербург. Николай Федорович остался во Флоренции, где жил на нищенскую пенсию, распродавая свое имущество.

В России Елизавета Михайловна продала принадлежащую Николаю Федоровичу коллекцию антиквариата. 19 мая 1819 года из Флоренции пришло печальное известие - Н.Ф. Хитрово скончался, оставив жене и падчерицам огромный долг.

Несмотря на скудные финансы, мадам Хитрово старалась ни в чем себе не отказывать. Так, в 1820 году она совершила с дочерьми европейский вояж, несколько месяцев пожила в Неаполе, в Баден-Бадене, в Париже.

Елизавета Михайловна Хитрово, мать Кати и Дарьи.
Елизавета Михайловна Хитрово, мать Кати и Дарьи.

Основной целью всех перемещений Елизаветы Михайловны было как можно выгоднее выдать замуж своих дочерей. 17-летняя Катя и 16-летняя Дарья превратились в очаровательных юных нимф, и мужчины заглядывались на них. Впрочем, этим все и ограничивалось, так как все знали о более чем скромном финансовом положении семьи.

Князь Дмитрий Иванович Долгоруков, увидав Елизавету Михайловну с дочерьми в одном из светских салонов, так описал эту встречу:

«Госпожа Хитрово имеет вид серого торгаша, который ездит по всем ярмаркам, чтобы за хорошую цену продать свой товар, который заключается в двух прелестных дочерях».

Девушки, и правда, были своего рода товаром. Мать не сильно интересовалась их мыслями и чувствами - задачей было найти мужей как можно более богатых и знатных.

А.П. Брюллов "Дарья и Екатерина Тизенгаузен".
А.П. Брюллов "Дарья и Екатерина Тизенгаузен".

В середине 1820-го года старания Елизаветы Михайловны чуть было не увенчались не просто успехом, но настоящим триумфом. Екатерина привлекла внимание прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Чешская графиня Здена Хотек в своих мемуарах писала, что мадам Хитрово "все время старалась сблизить свою дочь с королем".

К несчастью для Елизаветы Михайловны, все ее усилия пошли прахом. На одном из балов Фридрих-Вильгельм увидел знатную австрийскую аристократку Августу фон Гаррах - и влюбился с первого взгляда. Вскоре Его Величество заключил с Августой морганатический брак.

Над Хитрово и ее дочерьми в свете начали откровенно посмеиваться. Однако, Елизавета Михайловна стойко отбивалась. Так, на колкость со стороны княгини Кляри, она, не растерявшись, ответила:

«Поймите вы короля! Вы же, однако, видели, как он был влюблён в мою дочь; но это был бы неподходящий брак для внучки генерала Кутузова».

Потерпев неудачу с Екатериной, Елизавета Михайловна переключилась на младшую дочь, Дарью, которую все называли Долли. В 1821 году молодой посланник императора Австрии во Флоренции Карл Людвиг Фикельмон сделал Долли предложение, которое та с удовольствием приняла.

Так Елизавете Михайловне удалось решить судьбу младшей из своих дочерей.

Годы шли, Екатерина Тизенгаузен становилась все старше, а женихов все не было. В свете стали говорить, что Екатерина, не в силах ждать суженого, родила внебрачного ребенка от графа Сумарокова-Эльстона.

Елизавета Михайловна всячески пыталась бороться с компрометирующими слухами, обелить дочь. Впрочем, живое доказательство "падения Екатерины" - мальчик по имени Феликс - всегда был рядом с мадам Хитрово.

Самой обидной для Екатерины Тизенгаузен стала ситуация с предложением барона Карла Хюгеля. Барон предложил барышне руку и сердце, но в 1824 году влюбился в австрийскую графиню Мелани Зичи-Феррарис Зичи и немедленно обручился с ней.

Однако, свадьба барона с Зичи-Феррарис так и не состоялась: Мелани вышла замуж за всемогущего канцлера Австрийской империи, известного ловеласа Клеменса фон Меттерниха. Разумеется, конкурировать с Меттернихом у барона не было ни малейшей возможности.

Узнав об этом, Елизавета Михайловна начала буквально преследовать Хюгеля. Всюду, где находился барон, была и мадам Хитрово с Екатериной.

 К. М. Шрейнцер "Екатерина Тизенгаузен".
К. М. Шрейнцер "Екатерина Тизенгаузен".

Чтобы получить дополнительный рычаг для давления на Хюгеля, Елизавета Михайловна, к изумлению всего высшего общества Вены, усыновила Феликса - незаконнорожденного сына барона. Канцлер Меттерних в письме к австрийскому посланнику в России Лебецельтерну так описывал деятельность мадам Хитрово:

«Цель этой поездки по Европе - выставлять напоказ Екатерину и встретить её с Карлом Хюгелем, внебрачного сына которого она возит с собой, не будучи его матерью. При этом она всем говорит: „Думают, что это мой мальчик, но — увы! — я не имею счастья быть его матерью!“».

В 1826 году мадам Хитрово с дочерью вернулась из Европы в Петербург. Екатерина Тизенгаузен возобновила свою карьеру фрейлины. Молодой женщине удалось стать подругой императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.

Елизавета Михайловна не оставляла попыток выдать дочь замуж, хотя получившая придворную должность Екатерина все чаще просила мать "поумерить пыл".

В Петербурге Катя пережила одну из самых тяжелых любовных драм своей жизни. Фрейлина влюбилась в своего троюродного брата Василия Бобринского. Василий отвечал взаимностью, и Екатерина, по словам ее сестры Долли, "привыкла считать его человеком, с которым она проведет свою жизнь". Вдруг в 1830 году Бобринский женится на Софье Соковниной. Узнав об этом, Екатерина захворала и несколько дней не могла подняться с постели.

В мае 1833 года 30-летнюю Екатерину назначили камер-фрейлиной Ее Величества. Ей было выделено повышенное содержание и апартаменты в Зимнем дворце.

В 1835 году состоялась последняя попытка барышни Тизенгаузен выйти замуж. Брат знаменитого поэта Ираклий Баратынский после непродолжительного романа с Екатериной, к сожалению, предпочел другую - богатую красавицу-княжну Анну Абамелек.

А. П. Брюллов "Княжна Анна Абамелек".
А. П. Брюллов "Княжна Анна Абамелек".

Как бы в отместку за нанесенную сестре обиду, Долли Фикельмон в своем дневнике раскритиковала красоту Анны:

"Её красота была прелестна только в ориентальском одеянии, а европейская одежда лишь подчёркивала отсутствие в ней какой-либо грации и осанки. Это была всего лишь банальная красота и притом неестественная".

Потерпев болезненную неудачу с Баратынским, Екатерина Тизенгаузен "махнула на себя рукой". Она больше не делала попыток выйти замуж, и до конца жизни осталась одна.

Супружеской жизни Екатерина Федоровна предпочла деятельность на пользу других людей. Пользуясь своим влиянием на императрицу, мадам Тизенгаузен помогла гонимому философу А. Герцену, ссыльному прозаику графу В. Соллогубу.

Много сил Екатерина Федоровна отдавала своему литературному салону. На квартире графини Тизенгаузен в Зимнем дворце можно было встретить знаменитых полководцев, литераторов, художников. С каждым гостем Екатерина Федоровна была чрезвычайно приветлива, всех принимала с добросердечной улыбкой.

Так получилось, что, будучи в юности весьма привлекательной особой, Екатерина Федоровна так и не смогла выйти замуж. Мать долго возила девушку по Европе, пытаясь найти ей богатого и знатного жениха, и упуская драгоценное время. В результате, вернувшись в Россию, мадам Тизенгаузен была уже мало кому интересна.

Зато Бог подарил Екатерине Федоровне долгую жизнь: она скончалась в Петербурге 26 апреля 1888 года в возрасте 85 лет, намного пережив и свою сестру, и всех своих несостоявшихся женихов.

Графиня Е. Ф. Тизенгаузен, 1866 год.
Графиня Е. Ф. Тизенгаузен, 1866 год.

Так сложилась судьба женщины, которую, словно товар, показывали на "ярмарках невест", но которая, в конечном итоге, нашла свой путь и смысл в бесконечном и таком невероятно разнообразном море жизни.

---------

Сто дукатов за дочь
Ещё один блог о кино
12 ноября 2022

Еще больше статей про историю, про любовь, про Средние века, про гениев и их темные стороны - на моем канале! Подписывайтесь!

Мои книги