Найти тему
РОКЛЯ

Духов День

Оглавление

Перед вами еще одна публикация канала, не связанная с рок-релизами, а посвященная художественному фильму, косвенно связанному с рок-музыкой. В киноленте "Духов день" (1990) снялся Юрий Юлианович Шевчук, основатель и фронтмен петербургской рок-группы ДДТ. (Вообще, Духов день - это православный праздник).

Ранее о фильме "Научная секция пилотов" шла речь в одноименном обзоре. Юрий Шевчук ранее упоминался в обзоре "Галерея лиц", и серии обзоров, посвященных ДДТ. Еще один опыт маэстро в киносъемках, фильме "Вовочка", упоминался в обзоре "Мама, это Рок-н-ролл?".

обложка фильма
обложка фильма

"Духов день" вышел на Ленфильме в 1990, и является, в общем-то, типичным дитя своего времени, наряду с той же "Научной секцией пилотом", или, скажем, "Прогулкой по эшафоту". Эти картины объединяют креативные идеи, авангардисткие подходы к режиссерской и сценарской работе, нелинейные сюжеты с массой загадок и вопросов без ответа, специфическая игра актеров.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сюжет и актерский состав

Герой Юрия Шевчука, Иван Христофоров, обладает специфическим даром вызывать криком взрывы и разрушения. Это привлекает внимание сначала журналистов, а затем и спецслужб. Последние помещают Христофорова в специальный пансионат, где обитают такие же паранормальные личности.

Желая разобраться в природе своего не то дара, не то проклятия, герой Шевчука совершает побег из пансионата, и, в попытке узнать природу их генетических отклонений и биографических аномалий, начинает розыск своих однофамильцев.

кадр из фильма
кадр из фильма

Параллельно происходит сделанное в духе философского откровения биографическое и трагикомическое повествование героя о его детстве.

кадр из фильма
кадр из фильма

В финале события фильма приобретают гротескный и трагикомический характер, оказываясь околосмертным опытом Ивана Христофорова.

кадр из фильма
кадр из фильма

В финальных кадрах Юрий Шевчук исполняет а капелла свою песню "Вот сижу я у окна...", которая спустя многие годы была записана ДДТ для альбома "Прекрасная любовь" (2007).

Минималистичный саунд-трек к фильму был создан Юрием Шевчуком.

Съемки

Кроме Юрия Шевчука, в фильме снялись довольно известные актеры, такие как Олег Корчиков, Станислав Ландграф, Владимир Головин и другие. В целом можно сказать, что актерская игра в фильме находится на высоком уровне. Проба пера Сергея Сельянова, в будущем режиссера "Время печали еще не пришло" с Петром Мамоновым в главной роли, и ряда других фильмов, прошла весьма успешно.

Николай Харитонов в книге "Империя ДДТ" (Вагриус, 1998) приводит интересный факт про съемки фильма: "Шли съемки ныне весьма известного фильма Сергея Сельянова "Духов день". У киношников есть традиция: отмечать "половину фильма", так называемый "500 кадр". Киношники "побухать" тоже не дураки. Они устанавливают на съемках определенный день и устраивают грандиозную пьянку.
Празднование было далеко от центра, в какой-то Сиверской. Набрались хорошо, поругались кто как и кто с кем мог. Утром, под "треск голов" Шевчук с Сельяновым отправились в какой-то местный барчик. А там "гопники". Такие вечно недоопохмелившиеся и оттого весьма агрессивные представители сильно пьющей части человечества. В рот ни рок-звезде, ни прогрессивному кинорежиссеру они заглядывать не стали, а тут же "наваляли" им обоим по полной схеме.
Сельянов отделался синяками, Шевчуку досталось солиднее - ему сломали челюсть. За изрядно побитым, но не побежденным лидером помчался на такси клавишник "ДДТ" Андрей Муратов.
- Я приволок его в город и на следующий день поставил к дядьке. Дядька у меня занимает не совсем привычную должность: заведует моргом. Преподавал в Первом питерском меде и хорошо знает приличных докторов. Выходим с Синопской, останавливаем тачку:
- К больнице имени Ленина.
- Куда конкретно?
- В морг, пожалуйста.
Водитель испуганно озирается на "никакого" Шевчука на заднем сиденье. У того вид крайне привлекательный: лицо - сплошной синяк, заплывшие глаза, разбухшая челюсть. Такой конкретный труп.
- Спокойно, он еще не помер...
Зашили Юре челюсть скобочками. Рот не открывался вообще. Кормили бульоном. Он дико злился и кричал:
- Я даже плюнуть не могу!
В той драке было много чего: сотрясение мозга, разбитый нос со смещением хрящей, опять же сломанная челюсть... От пазух носа многое зависит и было опасение: не изменился ли тембр голоса.
Потихоньку Юра вылечился и даже некоторое время не бухал..."

Отзывы

Пожалуй, если искать отзывы о фильме, можно натолкнуться на самые разные впечатления от этой киноленты.

Sir Genry, Кинопоиск: "...Спецэффектами здесь конечно и не пахнет, зато автор попытался вложить в свой фильм более глубокую идею, чем американские продюсеры. Некоторые кинокритики даже увидели в нем аллюзии на роман «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. Но на мой взгляд, тут они погорячились. Герой Шевчука не тянет ни на полковника Аурелиано Буэндиа, ни тем более на Хосе Аркадио. Да и сам поселок, где вырос Иван Христофоров не вызывает аналогий с деревушкой Макондо, кроме, разве, того, что тут и там все близкие родственники, но до поросячьих хвостиков у Христофоровых, в отличие от Буэндиа, слава богу, не дошло.
Юрий Шевчук любил поорать со сцены. Его хрипатыми воплями, аля Высоцкий, в 80-х и 90-х наслаждалась вся страна. В конце нулевых, после того как Юрий стал врагом Путина, он совсем исчез с экранов телевизоров и его место моментально заняла визгливая попса. Зато в фильме персонаж Шевчука надрывает голосовые связки много и очень громко. После его отчаянных криков что-то непременно взрывается и такую сверхспособность он приобрел еще в детстве. На необычные способности мальчишки обратили внимание родители и, разумеется, решили его от этой напасти вылечить. Лекарем выступил деревенский шериф. Ну а кто еще в нашей стране лечит «не таких как все» наиболее эффективно? Ведь если окунать тебя головой в бочку с водой, непременно излечишься от любой болезни.
Каким образом подросток с такими способностями дожил до зрелого возраста, не угодив при этом в психушку, непонятно. Впрочем, после очередного взрыва его все-таки упрятали в «пансионат», где содержат и изучают людей с необычными способностями. Пансионат оказался совсем не похожим на школу профессора Чарльза Ксавьера, зато «мутанты» в ней собрались очень колоритные и веселые. Но наш герой там долго не задержался и вскоре пустился в бега. В общем, как вы наверняка уже и сами поняли, вас ожидает то еще зрелище. Этакий абсолютно невменяемый сюрреалистически-социалистический бред. Телепортация в Париж, Сталин убивающий Троцкого балалайкой и прочие чудеса и удивительности".

Достоинства

Интересная идея, креативная режиссерская и сценарская работа, сильная игра актеров, отражение духа времени как в искусстве, так и в истории.

Отдельно стоит упомянуть о сильнейшем монологе героя Юрия Шевчука, произносимого в первые минуты фильма. По сути, он отражает философскую позицию и жизненное кредо художника.

Недостатки

Попытка соединить социальную и личную драму, философский экшн и триллер-трагифарс воспринимается немного наивно.

альтернативная обложка фильма
альтернативная обложка фильма
"Духов день" - если не ценное, то важное и интересное свидетельство своего времени, и автобиографии сыгравших в нем актеров...