В Москве много особняков, принадлежавших представителям семьи Морозовых. Но тот, о котором сегодня пойдёт речь - безусловно, один из самых знаковых для истории всей русской культуры. Отсюда вышла блестящая художественная коллекция, которая легла в основу собраний западно-европейского искусства ведущих наших музеев: ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитажа. Больше нигде в мире, кроме Франции, с такой полнотой не представлена французская живопись конца 19 и начала 20 века.
Это особняк Ивана Морозова на Пречистенке, 21.
Но прежде следует сказать несколько слов о предыдущих хозяевах усадьбы.
Тучковы
Традиции собирания художественных коллекций зародились в этом доме давно, задолго до Ивана Абрамовича Морозова.
Приведу фрагмент из книги Сергея Романюка "Пречистенка, Остоженка, Остров и окрестности".
Почти на всем протяжении XVIII в. это было владение лейтенанта флота Федора Лукича Талызина, умершего на штатской службе в чине тайного советника, а потом его жены Татьяны Семеновны. Внук его Степан Александрович Талызин продал участок в 1798 г. «девицам Анне и Катерине Чернцовым», а после них владельцем стал генерал-майор Алексей Алексеевич Тучков (он приобрел его в 1810 г. у майорши Екатерины Болтиной) и значительно перестроил главный дом усадьбы. Его внучка Наталья, жена Н.П. Огарева и впоследствии А.И. Герцена, писала о нем: «Дед был чисто русская, широкая натура; он был богат не столько по наследству, сколько по счастливой игре в карты, к которым питал большую страсть, – это был единственный его недостаток. Он был страстный поклонник и знаток живописи и архитектуры; к последней имел даже истинное призвание; в своих деревнях и в подмосковном имении он строил дома, оранжереи, разбивал великолепные сады, на которые приезжали любоваться знакомые; но когда все было доведено до возможного совершенства, он скучал и начинал мечтать о новой артистической работе, и нередко продавал устроенное имение в убыток; покупал новое и с жаром принимался за его устройство… В Москве дед Алексей Алексеевич также перестраивал свои дома до основания, оставляя одни капитальные стены. В доме... он устроил для картинной галереи, которую имел уже несколько лет, освещение сверху, которым все знакомые восхищались; его картинная галерея, замечательная для того времени, заключала несколько ценных оригиналов итальянской и фламандской школы и много хороших копий с картин этих двух школ».
Алексей Алексеевич - один из пяти братьев Тучковых, сыновей генерала Алексея Тучкова. Сам он в 1797 году уже вышел в отставку, а четверо его братьев участвовали в войне 1812 года. Двое погибли в Бородинском сражении: Александр Алексеевич и Николай Алексеевич.
Александр Алексеевич был смертельно ранен, по-видимому, разрывным снарядом. Вдова Александра - Маргарита несколько дней искала на поле останки мужа, но так и не нашла. На месте его гибели, указанном очевидцами, она основала храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкой церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке. Церковь была освящена в 1820 году. После смерти сына в 1826 году Маргарита Тучкова переехала жить в свою сторожку при храме и посвятила остаток своих дней созданию в этом месте женского монастыря. Спасо-Бородинский монастырь был основан в 1839 году, а в 1840 году Маргарита Тучкова была пострижена под именем Марии и возведена в сан игуменьи монастыря. Умерла игуменья Мария в 1852 году в Спасо-Бородинском монастыре.
Тучковы - одно из самых славных имён, с которым связана усадьба на Пречистенке.
Алексей Алексеевич Тучков продал усадьбу Сергею Павловичу Потёмкину, последнему представителю графского рода Потёмкиных, затем у усадьбы были другие хозяева, при которых фасад был оформлен в стиле эклектики, с использованием декоративных элементов барокко, то есть стал таким, каким мы его видим сегодня.
В 1889 году усадьбу приобрели представители обширного семейства Морозовых, а с 1899 года её владельцем стал Иван Абрамович Морозов.
Иван Морозов и его коллекция
Именно Иван Абрамович, правнук основателя династии Саввы Морозова, нёс на своих плечах основной груз управления Товариществом Тверской мануфактуры - семейным делом ветви Морозовых, которую принято называть "абрамовичами" (не путать с Романом Абрамовичем!). Братья его, Михаил и Арсений, не так интересовались проблемами управления. Несмотря на это, у Ивана Абрамовича хватало времени и энергии на художественные увлечения.
Коллекционированием картин увлёкся сначала старший брат, Михаил. Его коллекция была достаточно хороша и основательна. После его смерти в 1903 году его вдова Маргарита Морозова передала коллекцию Третьяковской галерее. О Маргарите Морозовой я писала в предыдущих публикациях: здесь и здесь.
К 1903 году относятся и первые опыты Ивана Морозова в деле коллекционирования произведений искусства.
Свою первую покупку он сделал на парижском салоне 1903 года. И уже она говорит о хорошем вкусе ещё неопытного коллекционера. Это замечательная пастель Луи Леграна "Ужин апаша".
Это была покупка, сделанная на спокойном, консервативном салоне Национального общества изящных искусств, который именовался Салоном Марсова поля.
Но уже с 1904 года Иван Морозов начинает ежегодно посещать более авангардный Осенний салон, славившийся просвещённым либеральным жюри и продуманными ретроспективными выставками.
Методичная работа сделала из него к концу 1900-х годов настоящего знатока и тонкого ценителя современного искусства.
Иван Морозов очень ценил творчество Сезанна, и благодаря ему сегодня прекрасные работы Сезанна украшают экспозиции Музея изобразительных искусств и Эрмитажа.
Рассказывают, что Морозов, входя в галерею к знаменитому парижскому торговцу картинами Амбруазу Воллару, говорил: "Я хочу видель очень хорошего Сезанна". И, надо отдать ему должное, непременно находил именно то, что нужно.
Часто ему приходилось подолгу дожидаться желаемого. Для картины Сезанна "Голубой пейзаж" он несколько лет сохранял свободное место на стене в своей галерее.
Дружеские отношения связывали Ивана Морозова с другим представителем нового французского искусства - Морисом Дени. Для особняка Морозова Морис Дени выполнил грандиозную работу по оформлению музыкального салона. Темой для огромных живописных полотен стал миф о Психее.
На недавно прошедшей выставке в Пушкинском музее публике была представлена модель размещения этих картин в особняке.
Оформление музыкального салона было дополнено керамическими вазами работы самого Мориса Дени, а также скульптурами Аристида Майоля.
Конечно, всё это выглядело более эффектно в интерьерах особняка. Фото начала века позволяет хотя бы частично ощутить подлинную атмосферу дома.
Ещё одна масштабная работа по оформлению вестибюля выполнена для морозовского особняка Пьером Боннаром. К этому заказу Морозова подтолкнуло своеобразное соперничество с коллекционером Сергеем Щукиным, который заказал Анри Матиссу масштабные полотна "Танец" и "Музыка", Эти работы Матисса стали одним из главных событий парижского Осеннего салона 1910 года, а уже через год на том же Осеннем салоне сенсацией стал триптих "У Средиземного моря", написанный Боннаром для центральной стены вестибюля.
Успех вдохновил заказчика, и вскоре последовало предложение Боннару оформить и боковые стены вестибюля. В 1912 году публике были представлены полотна "Ранней весной в деревне"
и "Осенью. Сбор фруктов".
Это полотна огромного размера. Я сделала пару снимков на выставке, просто чтобы дать представление о масштабах.
Понятно, что для размещения коллекции потребовались специальные работы по обустройству помещения. Именно под картинную галерею и переделывает дом знаменитый архитектор Лев Николаевич Кекушев в 1905 году. Была удалена лепнина с анфиладных комнат, стены обили полотном жемчужно-зеленого цвета, в крышу встроили высокий стеклянный фонарь, залы расширили: за счет снятия антресолей высота самого большого зала увеличилась до 6 метров! Парадный Белый зал и Дубовый зал (бывшая столовая) сохранили до наших дней кекушевскую отделку и обстановку. Заново, в неоготическом стиле, архитектор отделал кабинет хозяина особняка. По просьбе Морозова он сделал также несгораемую комнату, в которую в случае необходимости можно было спрятать всю коллекцию.
В 1918 году Морозовская галерея была превращена во Второй музей новой западной живописи, упраздненный в 1948 году. Иван Морозов некоторое время был в нем заместителем директора и водил экскурсии по своей собственной галерее, но затем вместе с семьей покинул Россию.
В особняке Ивана Морозова ныне располагается Российская Академия художеств. Там проводятся разнообразные выставки, и посетители могут увидеть сохранившиеся фрагменты интерьера морозовских времён.
Коллекция музея новой западной живописи была разделена между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
Желающие посетить любую часть экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина могут записаться на мои экскурсии по Пушкинскому музею. Условия смотрите здесь.
#музеимосквы##живопись##иванморозов#